Отчасти выступает ответвлением темы «НЕ ТУПИ»
Разбор типичных ошибок, выявление лучших вариантов, определение классики, рекомендации, личный опыт…
(Всех, обладающих таких опытом просят писать сюда, те, кто обладает аналитическим складом ума, что-то заметили и есть что предложить, просьба тоже отозваться. И уже обращал внимание, что примерно в одном случае из десяти, предложение дилетанта оказывается верным и продвигает предмет ввиду того, что его восприятие на зашорено эталоном общепринятой классики. В теме будут представлены и фотографии изделий их рук – в чем-то спорные.)
Просьба не мешать «хрен с селедкой» - эта тема исключительно о такого рода балаганах, что обогреваются огнем при условии открытого пространства. Конусные жилища здесь не рассматриваются – им отдельная тема, всякого рода заглубленкам тоже отдельная.
Автор темы все еще пользуется балаганами на ловах, но с каждым годом все реже и реже. Последние два года даже ни разу не переночевал – устраивал на старых местах дневки (досушивал сети). А на ночь, как бы далеко не было, возвращался домой. Но возможно, последние антинародные указы о рыбалке заставят отношение к балаганам (но уже как к «скрытам») эту позицию пересмотреть.
Здесь и далее используем известные описания этих укрытий одной общей для них характеристики:
1) Это односкатный шалаш. Каркас: поперечная перекладина, установленную на две опорки с развилками на концах либо привязанную к соседним деревьям, на которую под углом укладывались жерди, формировавшие наклонную «стенку». Сверху каркас покрывался холстом, берёзовой либо еловой корой, хвоей или дёрном. При этом вторая «стена» отсутствует: на её месте разводят костёр, тепло которого, отражаясь от стенки шалаша, согревает находившегося внутри. Обыкновенно, для улучшения отражающих свойств ставят вторую стенку за костром, прямую и невысокую. Она также служит и преградой от ветра. Для тех же целей закрывают торцы наклонной стенки. Человек спит на приподнятой платформе (нарах), находясь боком к костру, который его обогревает. Лучшим для этих случаев считается костер типа «надья» (в размер тела и долго не прогорающий) – см в теме:
2) На двух человек, вместо стены отражения тепла костра, строго напротив, ставится такой же односкатный шалаш.
3) Более сложный (и уже «капитальный» вариант), повторяющий характеристики 1-го, но чаще 2-го, - это стационарный чом (балаган). Он представлял собой уже срубную постройку из колотых брёвен, плах или мелкого леса, крытую сверху тёсом или еловой корой. Зимой на крыши и стены такого чома для тепла сгребался слой снега. Костёр-нодья, позволял, как писали об этом путешественники-этнографы XIX века, безбедно ночевать даже в сильные морозы при условии, что будет гореть всю ночь. Между костром и спящими в целях безопасности в обязательном порядке укладывалось бревно. На ночлег в таком чоме укладывались не вдоль огня, а головой к наклонной стене и ногами к огню.
В наше время традиция использования подобных построек на промыслах практически исчезла. Причины - сокращение промысловиков и сельского жителя (нет нужды ставить такие балаганы на дальних сенокосах, чтобы начать косить на зорьке), изменения типа хозяйства, развития техники (в том числе и снегоходной).
4) Отдельным (спорным!) изделием, уже нашей современности, можно счесть «походное полотнище», что переносится с собой, но предназначено тому же – полностью открытую сторону, обращенную к костру и задачу отражения его тепла на спящего. Рассмотрим имеющиеся, выбрав лучшее.
Сейчас идет возрождение «балаганов». На почве ли любви к искусству, желания приобщиться, моде на экстрим, иными причинами… (Включая готовящихся к БП и рассматривающих вариант, что к некой базе – домику в деревне, придется выдвигаться пешим порядком, что займет несколько дней, а то и недель, и по закону подлости подобного рода происшествий это будет не лето). От тюрьмы, сумы и БП не зарекайся! В тюрьму не хочется, и потому самым естественным образом рассматриваются и варианты – «уйти и переждать», пока власть перебесится и найдет другого виновного (такие случаи тоже сплошь и рядом – знаю несколько примеров) или положит дело под сукно.
Какие, по обыкновению, присущи «городскому жителю», что желает приобщиться, опробовать себя? (Что, кстати, должно приветствоваться!)
Они свойства характера или возраста. В одном случае – чрезмерности, во втором – лени (и так сойдет! – главное отчитаться в сети! – «герой переночевал в лесу», а значит – матерый выживальщик, а то что потом температурил и от соплей не мог избавиться недели две – так кто об этом узнает…) Все характеризующие изделия будут представлены на фотографиях. Лучшее обучение – это обучение на ЧУЖИХ ошибках. Попадаются и находки, возможно, опять городские, но улучшающие характеристики явно или неявно. Лесной житель обыкновенно не заморачивается – делает все по старой доброй (дедовской) классике. Он очень ценит свое время – не потратит лишнего (кроме разве что случаев, когда балагану предназначено прослужить несколько сезонов, когда это место частых посещений, связано с какими-то промыслами или является «точкой подскока» - укрытием на маршруте).
Разбор типичных ошибок, выявление лучших вариантов, определение классики, рекомендации, личный опыт…
(Всех, обладающих таких опытом просят писать сюда, те, кто обладает аналитическим складом ума, что-то заметили и есть что предложить, просьба тоже отозваться. И уже обращал внимание, что примерно в одном случае из десяти, предложение дилетанта оказывается верным и продвигает предмет ввиду того, что его восприятие на зашорено эталоном общепринятой классики. В теме будут представлены и фотографии изделий их рук – в чем-то спорные.)
Просьба не мешать «хрен с селедкой» - эта тема исключительно о такого рода балаганах, что обогреваются огнем при условии открытого пространства. Конусные жилища здесь не рассматриваются – им отдельная тема, всякого рода заглубленкам тоже отдельная.
Автор темы все еще пользуется балаганами на ловах, но с каждым годом все реже и реже. Последние два года даже ни разу не переночевал – устраивал на старых местах дневки (досушивал сети). А на ночь, как бы далеко не было, возвращался домой. Но возможно, последние антинародные указы о рыбалке заставят отношение к балаганам (но уже как к «скрытам») эту позицию пересмотреть.
Здесь и далее используем известные описания этих укрытий одной общей для них характеристики:
1) Это односкатный шалаш. Каркас: поперечная перекладина, установленную на две опорки с развилками на концах либо привязанную к соседним деревьям, на которую под углом укладывались жерди, формировавшие наклонную «стенку». Сверху каркас покрывался холстом, берёзовой либо еловой корой, хвоей или дёрном. При этом вторая «стена» отсутствует: на её месте разводят костёр, тепло которого, отражаясь от стенки шалаша, согревает находившегося внутри. Обыкновенно, для улучшения отражающих свойств ставят вторую стенку за костром, прямую и невысокую. Она также служит и преградой от ветра. Для тех же целей закрывают торцы наклонной стенки. Человек спит на приподнятой платформе (нарах), находясь боком к костру, который его обогревает. Лучшим для этих случаев считается костер типа «надья» (в размер тела и долго не прогорающий) – см в теме:
2) На двух человек, вместо стены отражения тепла костра, строго напротив, ставится такой же односкатный шалаш.
3) Более сложный (и уже «капитальный» вариант), повторяющий характеристики 1-го, но чаще 2-го, - это стационарный чом (балаган). Он представлял собой уже срубную постройку из колотых брёвен, плах или мелкого леса, крытую сверху тёсом или еловой корой. Зимой на крыши и стены такого чома для тепла сгребался слой снега. Костёр-нодья, позволял, как писали об этом путешественники-этнографы XIX века, безбедно ночевать даже в сильные морозы при условии, что будет гореть всю ночь. Между костром и спящими в целях безопасности в обязательном порядке укладывалось бревно. На ночлег в таком чоме укладывались не вдоль огня, а головой к наклонной стене и ногами к огню.
В наше время традиция использования подобных построек на промыслах практически исчезла. Причины - сокращение промысловиков и сельского жителя (нет нужды ставить такие балаганы на дальних сенокосах, чтобы начать косить на зорьке), изменения типа хозяйства, развития техники (в том числе и снегоходной).
4) Отдельным (спорным!) изделием, уже нашей современности, можно счесть «походное полотнище», что переносится с собой, но предназначено тому же – полностью открытую сторону, обращенную к костру и задачу отражения его тепла на спящего. Рассмотрим имеющиеся, выбрав лучшее.
Сейчас идет возрождение «балаганов». На почве ли любви к искусству, желания приобщиться, моде на экстрим, иными причинами… (Включая готовящихся к БП и рассматривающих вариант, что к некой базе – домику в деревне, придется выдвигаться пешим порядком, что займет несколько дней, а то и недель, и по закону подлости подобного рода происшествий это будет не лето). От тюрьмы, сумы и БП не зарекайся! В тюрьму не хочется, и потому самым естественным образом рассматриваются и варианты – «уйти и переждать», пока власть перебесится и найдет другого виновного (такие случаи тоже сплошь и рядом – знаю несколько примеров) или положит дело под сукно.
Какие, по обыкновению, присущи «городскому жителю», что желает приобщиться, опробовать себя? (Что, кстати, должно приветствоваться!)
Они свойства характера или возраста. В одном случае – чрезмерности, во втором – лени (и так сойдет! – главное отчитаться в сети! – «герой переночевал в лесу», а значит – матерый выживальщик, а то что потом температурил и от соплей не мог избавиться недели две – так кто об этом узнает…) Все характеризующие изделия будут представлены на фотографиях. Лучшее обучение – это обучение на ЧУЖИХ ошибках. Попадаются и находки, возможно, опять городские, но улучшающие характеристики явно или неявно. Лесной житель обыкновенно не заморачивается – делает все по старой доброй (дедовской) классике. Он очень ценит свое время – не потратит лишнего (кроме разве что случаев, когда балагану предназначено прослужить несколько сезонов, когда это место частых посещений, связано с какими-то промыслами или является «точкой подскока» - укрытием на маршруте).