выживший
Интересующийся
в детстве мать говорила мне что я трус. я и сам знал это. толстый, низенький, очкарик ни как ни мог не быть трусом. мне было обидно конечно, ведь во всех фильмах,что я смотрел, во всех книгах,прочитанных мной, трусы были плохими, отрицательными героями, предателями. это очень огорчало меня. во дворе у меня не было товарищей,ведь сколько бы я не старался, но ни в футболе, ни в войнушке, ни в других детских играх, я не был на первых ролях. вечно сопливый,укутанный с головы до ног в теплое,как приказывала мне мать,слабый, да к тому же еще и трус.большинство смеялось на до мной, вожаки не замечали. постепенно я и сам начал сторониться ребят. все чаще и чаще, футболу и войнушке, я предпочитал книгу. именно в чтении я нашел отдушину. представляя себя героем, я грезил подвигами,которые совершу. но выдя из дома на улицу,я снова становился тем,кем был,трусом. так, трусом я и прожил первые тринадцать лет своей жизни. посредственная учеба, домашни дела, и книги,вот и все мои занятия. но в четырнадцать лет все изменилось...
- Максим. Эй, отзовись. Да Максим.Я тебя зову, зову, а ты как глухой.
меня кто то тронул за локоть. обернувшись, я увидел преподавателя НВП. старый знакомый моей старшей сестры, полковник армии. он заслуженно пользоваля авторитетом у учителей и учиников старших классов. среди учеников ходили легенды про то, что он воевалв горячей точке и после тяжелого ранения вышел в отставку и устроился к нам,в школу работать учителем начальной военной подготовки. придя в школу и приняв дела, он развил бурную деятельность. именно с его подачи, в школе появился свой тир и ученики старших классов ходили к нему на кружок по стрельбе из пневмотического оружия. не большого роста, короткостриженый,подтянутый, вечно в военной форме, он был олицетворением мужчины в глазах старшекласников. не поздароваться с ним было просто не возможно.
- Ой, здравствуйте Николай Александрович. я не слышал что вы меня звали.
Честно говоря, услышать что либо на перемене из за шума было просто не реально.кроме того,своим обращением ко мне, он выдернул меня из очередных грез.
- Ничего, все же я до тебя до кричался таки.
улыбнувшись он протяул мне,как равному,руку.
-Здравствуй.
до него ни кто из взрослых мужчин не протягивал мне, для приветствия, руки. мы же, школники, предпочитали здороваться просто махнув друг другу рукой. то,что он сам за говорил со мной, да еще протянул мне для приветсвия руку, было очень не обычно для меня. опережая мой вопрос, учитель произнес.
- пойдем ка к окну. я хотел бы поговорить с тобой об одном деле.
подтолкнув слегка меня в спину, он направился к широкому, школьному окну.
ни чего не оставалось, как последовать за ним. встав возле окна и оперевшись на весь исписанный, с местами ободранной краской, подоконник он терпеливо ожидал меня. как только я подошел, он огорошил меня вопросом.
- Скажи, а не хотел бы ты пострелять?
этот вопрос, совсем сбил меня с толку. мало того,что я еще по возрасту не подходил для посещения его кружка, так в добавок, я носил очки. все это уже толкало меня сказать ему нет. чуть помедля и все обдумав, я решил отказаться,посчитав, что вызову своим появлением только еще большее презрение у однокласников. я хотел сказать нет, но мой язык сам выбрал ответ.
- Да!
-Вот и молодец. Жду тебя сегодня в тире после шестого урока.
- Но я же не умею!!!
видимо столько отчаяния было в моем голосе, что он улыбнулся. пристально посмотрев на меня он произнес.
- да ни кто в начале не может. для того, чтобы научиться и посещают кружки.
после этого , он оставил меня одного. сказать что я был огорошен, ни сказать ни чего. был просто в отчаянии. ну конечно, мне очень хотелось пострелять,но в то же время, я жутко трусил. в столь не обычной ситуации мне еще не приходилось бывать.
прозвенел звоной на четветый урок. всего в этот день было пять уроков. четвертым была моя любимая история, но мог ли я думать сейчас о ней? учительница истории, пожилая, полная дама, лет пятидесяти, видя мой отрешенный взгляд и отчявшись выжать из меня, ее любимчика, ответ на ее вопрос, попросту махнула на меня рукой и не поставив оценки, отпустила с миром. кое как пересидев историю и получив законную пару на следующем уроке матиматики, я направился было к входу в подвал школы, где и распологался тир, но помешкав и уступив своей боязни. я не стал ждать окончания шестого урока, а направился домой.
дома было все как обычно. мама, пожилая, полная женщина, считающая гланым приоритетом воспитания ребенка, еду, сразу же накрыла на стол. на обед был, мною очень любимый, борщ. наевшись я прилег на диван и раскрыл очередную книгу, но буквы не хотели составлятся в слова, слова не хотели составлятсяв предложения, а предложения ни как не же выдержал и решил прогуляться. отпросившись у матери и дав ей клятвенное заверение, что буду гулять не больше часа,а по пришедствии,без напоминания, сразу же сяду за уроки, одевшись я выбежал на улицу. время было как раз окончание первой смены и начало второй. на улице была зима. морозило. снегу, в этом году, навалило много. выйдя н улицу я стал решать, куда мне пойти. можно было пойти поиграть с ребятами в хокей,но клюшки уменя не было, да и выслушивать обидные комментарии в свой адрес, тоже не было желания. можно было просто по шлятся по улицам, но зима не то время года,когда человек может выйти просто по шлятся.все таки минус двадцать пять на улице. можно было пойти в библиотеку и засесть в читальном зале, но мои попытки почитать книгу дома, убедили меня в том, что эта идея не является хорошей сегодня. пока я раздумывал, ноги сами принесли меня к школе. зделав над собой усилие, я подошел к дверям тира. легонько толкнув дверь рукой и убедившись в том,что она закрыта, я было чуть е повернул назад, но внезапно дверь распахнулась. на пороге стоял здоровяк- дестикласник. он посмотрел на меня,сверху в низ, ухмыльнулся и прознес.
- тебе чего здесь надо?
оторопев и смутившись, я, было хотел уже дать деру, но поняв, что бить меня ни кто не собирается.все же рашился. почти закрыв глаза от страха, тихим голосом пискнул в ответ
-Меня Николай Александрович пригласил.
-А,учитель.
старшекластник улыбнулся.
-Я тебя проведу к нему, но постой со мной не много. я по курю. просто не люблю курить в одиночестве.
мы зашли за угол школы и он,вытащив пачку "Космоса",закурил.я просто стоял рядоми молча наблюдал этот занимательный процесс. докурив сигарету до фильтра,мой провожатый щелчком отправил окурок в сугроб.
-Ну что? Пошли.
и мы пошли. тир распологался в школьных подвалах. входов было два.один с улицы,откуда я и проник в само помещение, и второй вход вел в школьный корридор. тир представлял из себя помещение из трех комнат. одна комната была большая,где и производилась стрельба.вторая комната была кобинетом для теоритических занятий. третья комната была арсеналом. школьники по младшени раз наблюдали,как старшекласники и учитель заходили в школус оружием в руках. говорили о том,что кружок стрельбы уже не раз выиграл соревнования между школами. в корридоре,передвходом в большую комнату, к стене былаприколоченна обычная вешалка. раздевшись,я повесил на нее свое польто. мой провожатый направился в большую комнату. я последовал за ним. вся комната была разбита на сектора тонкими фанерными перегородками. впервом секторе у стены распологались столы.стена была увешанна плакатами по разборке и сборке разного оружия. я был просто ошеломлен таким разнообразием.на столах лежали винтовки. тут же стояли пластиковые баночки со свинцовыми пульками.
-Сегодня стреляем из пневматики.
откомментировал мой сопровождащий.в перегородке были проделанны окна. ребята стояли на против окон и стреляли куда то в глубь комнаты. каждый не лали образовывать текст. в голове была полная каша. промучавшись минут десять, я все же негромкий выстрел сопровождвался металлическим цоконьем. яркий свет комнаты перед перегородкой контрастировал с отсутствием света за перегородкой. лишь в самом конце комнаты, у пулеуловителей, было светло. именно пулеуловители ииздавали металлическое цоконье при попадании в них пульки. ребята методично перезаряжали свое оружие, тщательно прицеливались и стреляли.
-Огневой рубеж. Вход туда при стрельбе,запрещен.
сказав это,мой сопровождающий прошел к учителю,что то сказал ему и указал наменя пальцем.получив в ответ кивок,он направился к столу и взяв вруки винтовку,поманил меня пальцем.
-Вот,смотри. переламываешь ствол, засовываешь пульку, возвращаешь ствол на место и прицеливаешься.
я попытался,как и он,переломить ствол, но у меня ни чего не вышло.
-Смотри внимательней. Видишь?Вот тут рычажок, опусти его большим пальцем.
повторная попытка была более успешной.ствол плавно опустился на чуть чуть в низ. удерживая винтовку так,как показывал мне старшекласник, я,ухватившись за ствол, с силой опустил его в низ.оказалось, что сделать это не так то и просто,но я справился. дрожащей от волнения рукой,я засунул пульку в ствол и поднял его в верх. после этой процедуры, опустив ствол в пол,в первый раз я прошел на огневую. также терпеливо, как до этого учил меня заряжать, старшекласник стал показывать мне и объяснять как метиться. дело осложнилось тем,что я был левша и работать правой рукой мне было не сподручно. так же плохо дело обстояло ис глазами. только я пытался прицелиться,как вместо одного глаза,у меня, закрывались оба.промучившись с пол часа и твердо убедив себя что мой первый выстрел окажется и последним, я кое как прицелился и плавно нажал на спуск. какое же удивление вызвал у меня тот факт, что с первого раза мне удалось попасть в мишень. нет,я не попал в центр мишени, я даже не задел самого круга, было "молоко", но сам момент от нажатия спускового крючка, до попадания пульки в мишень, это был момент откровения. я знал, да, я хочу заниматься стрельбой! Но,возьмут ли меня? этого я не знал. дождавшись когда все отстреляются и начнут собираться домой я подошел к Николаю Александровичу.
-Что,понравилось?
было видно что все то время.пока я стрелял, он пристально наблюдал за мной.
-Очень! Скажите,а со скольки лет можно к вам записаться?
-Вообще то, ты еще мал для подобных занятий,но я ведь могу с тобой и внекружка заниматься. Рита, так звали мою сестру,говорит ты много читаешь, а учишся так себе и гуляешь мало.Вот я и придумал научить тебя самой важной мужской работе,защищать Родину, близких и себя. вижу. винтовка для тебя тяжеловата. сзавтрашнего дня будешь учиться трелять из пистолета.
остался только один вопрос не ясным для меня,когда мне приходить?я не успел его задать,как учиитель сам ответил мне.
-Ты можешь приходить сюда после уроков.Будешь помогать мне перетаскивать учебные пособияи оружиес третьего.в подвал. А то видишь какая петрушка получается? Кабинет по НВП на третьем,а тир в подвале.
С этого дня я каждый день пропадал после уроков в тире. начал с пневматика. постепенно перешел на "Маргулин", а после "Маргулина" и на серьезный,боевой калибр,на револьвер "Нагана" хотя в жизни мне приходилось стрелять из других пистолетов,но больше всего я полюбил именно "Наган".
так в моей подростковой жизни появился человек, ставший для меня на долгое время УЧИТЕЛЕМ. однако мои занятия стрельбой ни как не повлияли на отношение ко мне в школе.учась стрелять, я все равно боялся драк и слыл трусом среди однокласников. разница была в том,что теперь мне было совершенно наплевать на их мнение.
уже через пол года,я перешел от стрельбы по не подвижным мишеням. на стрельбу по мешеням движущемся. для того что бы эффективно заниматься, два раза в неделю я,вместе со своим учителем,посещал тир при МВД. именно там на меня, подростка, обратили внимание. как то отстрелявшись, я подошел к столу.
привычно отрыл пачку патронов и принялся производить перезарядку,но мое внимание отвлекли. К учителю, стоявшему с подзорной трубой на позиции, подошли два офицера. обменявшись рукопожатиями,они начали какой то разговор. слов я не слышал, был в наушниках, но по тому как они жестикулировали и часто указывали на меня,я сделал вывод, разговор идет обо мне. окончив заряжать,я не торопился подходить. новдруг учительпоманил меня пальцем. дера револьвер,как и положенно в опущенной руке,я подошел к разговаривающим.сняв наушники я поздоровался.
-вот, познакомься.
мой учитель задорно улыбнулся.
-это тренеры с команды МВД. очень им понравилось как ты отстелялся.
старший протянул руку и сначала представил своего напарника,а потом представился сам
- это Толик , а я ,Сергей Вадимович. не хочешь ли ты продолжить свою спортивную карьеру в нашей команде?
я посмотрел на своего тренера. с одной стороны,мне было лестно получить такое предложение,но с друго стороны,я не хотел уходить от Николая Александровича.конечно,я понимал.когда нибудь выбормне предется сделать, но не сейчас.
-извините,но я учусь стрелять не для соревнований. Так, для себя.
если честно, то я покривил душой. конечно, мне очень хотелось принять участие хоть в одном соревновании, но уходить от своего учителя я просто не желал.обман мнесовершенно не удался, однако отказ все же заставил моих собеседников слегка опешить. думаю,они были готовы к тому,что только стоит услышатьподобное предложение, как человек готов все на свете бросить и сделать что угодно, для того что бы его взяли,а тут,какой то пацан просто взял и отказался. мой учитель же слегка нахмурился, но тут же вновь улыбнулся.
послетренеровки мы возвращались назад в школу. нужно было положить оружие в сейф и отметить его в журнале. учитель поросил подождатьего в корридоре, а сам поднялся в кабинет. ни чего удивительного в этом не былои я, усевшись на трубу отопления,собрался было ждать.но, прошлоне много времени и Николай Александрович спустился к выходу из школы. Мы давно уже выяснили то,что живем практически рядом, так что дорогабыла общей. уже на подходе к моему дому, Николай Александрович слегка придержал меня за локоть. когда я развернулся,что бы попрощаться он протянулмне кобуру. это была кобура от револьвера "наган"
-вот, возьми. что то мне подсказывает,что тебе это оружие может пригодиться. я его отобрал у одного урки лет пять назад. с днем рождения тебя.
это был неслыханная роскошь. свой револьвер! мало народу может похвастать оружием дома.
- только вот что. меньше хвастай,а лучше что быво обще ни кто не знал о том,что у тебя он есть. вот,возьми еще пару коробок с патронами.с завтрашнего дня,в барабан не семь,а шесть заряжай.
ни я.ни он,еще не знали того,что мне не понадобится обманывать учет боеприпасов.,не знали мы и того,что я приму участие лишь в одном соревновании. но выигрыш будет не кубок, и не медаль,а жизнь!
кто мог знать,что мирное время страны в общем и меня в частности,уже исчерпанно. я окончил восемь классов,когда началась война. в день,когда на город,смертельной каплей,упала бомба, должен был быть моим днем рождения. все началось и окончилось внезапно.кто успел добежать до убежищ-подвалов, тот выжил,кто не успел,погиб.Я и моя семья, успели. грохот,рев, содрагание земли, жар от потолка,вот первые минуты войны.в подвал успели все,из подвала вылез я один. вылез через три недели после того дня. не смотря на то,что мы находились в подвале, отец и мать умерли в перый же день. сестру я похоронил за три дня дотого,как отважился откинуть люк наружу. города не было.не было ни чего, даже руин. я вылез посреди огроиного.мусорного поля.
ни кого рядом. кучи мусора на месте,некогда цветущего,города. я стоял и смотрел.
как ни странно,я не испытывал ужаса,нет. наоборот, мозг,как бы выключил все эмоции, переживания,ощущения. остались одни,голые инстинкты. эти инстинкты толкали меня на поиски. не важно было что искать,выживших в этой мешанине оплывшего от жары камня, перекрученного страшной силой железа, пепла,пыли,или искать место,где можно достать еды и воды,не важно.важен был сам процесс. ты ищешь и мозг фиксирует, словно какой то дьявольский калькулятор,сам процесс поиска. в свой поиск я взял всего лишь крупицы от прошлой своей мирной жизни. накинув на плечи старую курточку,не бог весть как оказавшуюся в подвале,я распихал по карманам пачки с патронами,зарядил Наган и засунулего с зади,за пояс. найдя в подвале старый мешок из под картошки, я приделал куголкам его кусок веревки. по щарившись еще немного,я обнаружил старую бутыль в оплетке и пару баной кансервов.засунув все это в мешок,я добавил пару килограммов картофеля, три-четыре луковицы и пачку соли.вот ивесь запас. обвязав веревкой горловину мешка, я получил добротный сидор.по верх него закрепив кусок пленки и старое,отцовское пальто,я напялил то, что у меня получилось, на плечи.попрыгав и по приседав,я понял, груз не велик и передвигаться с ним я могу достаточно долго. у меня не было ни спичек,ни зажигалки. не было и ножа,а уж о аптечке,я попросту забыл.выбравшись с подвала,я тщательно присыпал его мусором. не знаю,зачем я это сделал?возвращаться на пепелище я не планировал. взглядом попрощавшись с местом,бывшим мои домом и ставшим могилой моих близких,я направился по тому что было некогда городом, куда глаза глядят. под ботинками противно хрустела остекленевшая земля. каждый шаг сопровождался появлением очередного клуба пыли. идти было очень трудно, дышать было не возможно. страшно хотелось пить, о воды уменя не было,как небылои кружки,чтобыее набрать. правда.была бутыль, литра на три,но она была пуста. медленно продвигаясь по руинам,я приметил, чем дальше я отхожу от места своего проживания, тем чаще мне попадаются разрушенные дома. страшно было зайти хоть в один из них, но не зайти было не возможно,слишком многого уменя не было. наконец таки решившись, я свернул в один,относительно не пострадавший, трехжэтажный дом.обойдя кучу мусора у входа в подъезд,я проник во внутрь.многие квартиры стояли с настеж распахнутыми дверями. я проник в первую попавшуюся квартиру. пройдя по корридору я наконец таки догадался вытащить оружие..держа револьвер в руке,я осторожно,на сколько мне позволял мешок за спиной, обошел всю квартиру. окон не было,слой пылилежал на останках мебели и полу. убедившись в том,что ни кого нет,я направилсяна кухню. но,ни чеготолком путногоя там не нашел. уже выходя из кухни, я заметил не большой стенной шкаф. надежда вновь пробудилась во мне. на этот раз удача не отвернулась от меня.в шкафчике я обнаружил бутылки с водкой,несколько упаковок со спичками, три рулона с туалетной бумагой, пару банок с компотом, котелок. запихнув все эти богадства в свой импровизированный рюкзак, я покинул квартиру. на лесничной площадке было еще три двери.обшарив все квартиры,на первом этаже я стал обладателем приличного, металлического чайника, ножа, не большого фонаря, аллюминиевой ложки и кружки. особенно большой улов ждал меня в единственной ,не разрушенной, квартире на втором этаже. видимо квартира пренадлежала или военному,или охотнику,потому что только я прошел в спальню,как на глаза мне попался сверток на крыше шкафа. развернув его я обомлел. в светрке находилось ружье и три пачки патронов,а так же, в потертых,кожанных ножнах,шашка. за то,что квартира принадлежала кому то из охотников или военных, говорило еще и то,что сам шкаф был полон припасами. пришлось делать серьезную ревизию своего мешка. так я избавился от компотов и бутыли,заменив их не большой,аллюминиевой флягой, литра на два. во флягу я перелил минеральную воду "Боржоми", початый ящик коей стоял тут же.еще часть воды была перелита в маленькую,поясную флягу. все эти манипуляции с водой, перемежались с жадным утолением жажды. выкинув картофель,я заменил его на несколько пластиковых пакетов с макаронами, так же я пополнил запас банок с тушенкой.не смог я не взять и маленькую бутылочку с подсолнечным маслом. в мешок так же уместились две пачки с индийским чаем и кулек сахара. и на последок, поверх всего этого,я положил кулек с ирисками и пакет с печеньем. завязав свой сидор,я одел его и попрыгал.не смотря на то.что продукто встало гораздо больше,мешок был легче. с верху я закрепил найденую в шкафу плащ палатку.напялив ношу на плечи я уже было собирался обернуться к выходу, но голос,раздавшийся за спиной,был внезапен.
- Так.Это кто тут у меня ковыряется?
я испугался.руки машинально вытащили "Наган" .не оборачиваясья прислушался. было слышно как мой оппонент взял ружье,переломил его и зарядил.сочно щелкнули взведеннын курки. ствол уперся мне а спину,на уровне лопаток. не смотря на рюкзак, я чувствовал его.липкий, холодный пот,мгновенно покрыл мое лицо.я чувствовал ствон,направленный в спину и обреченно ждал выстрела. за окном были слышны людские голоса. кто то с кем то беззлобно переругивался.
-да это же одна компания!
подумал я.было слышно как люди обыскивают квартиры. из окон вылетал и падал на землю не понадобившийсяим хлам. судя по голосам, банда была не большая,человек шесть,но что я, трус,могу сделать с шестью здоровенными мужиками?
- влип!
это была моя последняя осознаная мысль.все,что произошло после,было результатом не осозноного мышления, а доведенного до автоматизма умения работы с оружием помноженного на бешеный страх и желание жить.
- Максим. Эй, отзовись. Да Максим.Я тебя зову, зову, а ты как глухой.
меня кто то тронул за локоть. обернувшись, я увидел преподавателя НВП. старый знакомый моей старшей сестры, полковник армии. он заслуженно пользоваля авторитетом у учителей и учиников старших классов. среди учеников ходили легенды про то, что он воевалв горячей точке и после тяжелого ранения вышел в отставку и устроился к нам,в школу работать учителем начальной военной подготовки. придя в школу и приняв дела, он развил бурную деятельность. именно с его подачи, в школе появился свой тир и ученики старших классов ходили к нему на кружок по стрельбе из пневмотического оружия. не большого роста, короткостриженый,подтянутый, вечно в военной форме, он был олицетворением мужчины в глазах старшекласников. не поздароваться с ним было просто не возможно.
- Ой, здравствуйте Николай Александрович. я не слышал что вы меня звали.
Честно говоря, услышать что либо на перемене из за шума было просто не реально.кроме того,своим обращением ко мне, он выдернул меня из очередных грез.
- Ничего, все же я до тебя до кричался таки.
улыбнувшись он протяул мне,как равному,руку.
-Здравствуй.
до него ни кто из взрослых мужчин не протягивал мне, для приветствия, руки. мы же, школники, предпочитали здороваться просто махнув друг другу рукой. то,что он сам за говорил со мной, да еще протянул мне для приветсвия руку, было очень не обычно для меня. опережая мой вопрос, учитель произнес.
- пойдем ка к окну. я хотел бы поговорить с тобой об одном деле.
подтолкнув слегка меня в спину, он направился к широкому, школьному окну.
ни чего не оставалось, как последовать за ним. встав возле окна и оперевшись на весь исписанный, с местами ободранной краской, подоконник он терпеливо ожидал меня. как только я подошел, он огорошил меня вопросом.
- Скажи, а не хотел бы ты пострелять?
этот вопрос, совсем сбил меня с толку. мало того,что я еще по возрасту не подходил для посещения его кружка, так в добавок, я носил очки. все это уже толкало меня сказать ему нет. чуть помедля и все обдумав, я решил отказаться,посчитав, что вызову своим появлением только еще большее презрение у однокласников. я хотел сказать нет, но мой язык сам выбрал ответ.
- Да!
-Вот и молодец. Жду тебя сегодня в тире после шестого урока.
- Но я же не умею!!!
видимо столько отчаяния было в моем голосе, что он улыбнулся. пристально посмотрев на меня он произнес.
- да ни кто в начале не может. для того, чтобы научиться и посещают кружки.
после этого , он оставил меня одного. сказать что я был огорошен, ни сказать ни чего. был просто в отчаянии. ну конечно, мне очень хотелось пострелять,но в то же время, я жутко трусил. в столь не обычной ситуации мне еще не приходилось бывать.
прозвенел звоной на четветый урок. всего в этот день было пять уроков. четвертым была моя любимая история, но мог ли я думать сейчас о ней? учительница истории, пожилая, полная дама, лет пятидесяти, видя мой отрешенный взгляд и отчявшись выжать из меня, ее любимчика, ответ на ее вопрос, попросту махнула на меня рукой и не поставив оценки, отпустила с миром. кое как пересидев историю и получив законную пару на следующем уроке матиматики, я направился было к входу в подвал школы, где и распологался тир, но помешкав и уступив своей боязни. я не стал ждать окончания шестого урока, а направился домой.
дома было все как обычно. мама, пожилая, полная женщина, считающая гланым приоритетом воспитания ребенка, еду, сразу же накрыла на стол. на обед был, мною очень любимый, борщ. наевшись я прилег на диван и раскрыл очередную книгу, но буквы не хотели составлятся в слова, слова не хотели составлятсяв предложения, а предложения ни как не же выдержал и решил прогуляться. отпросившись у матери и дав ей клятвенное заверение, что буду гулять не больше часа,а по пришедствии,без напоминания, сразу же сяду за уроки, одевшись я выбежал на улицу. время было как раз окончание первой смены и начало второй. на улице была зима. морозило. снегу, в этом году, навалило много. выйдя н улицу я стал решать, куда мне пойти. можно было пойти поиграть с ребятами в хокей,но клюшки уменя не было, да и выслушивать обидные комментарии в свой адрес, тоже не было желания. можно было просто по шлятся по улицам, но зима не то время года,когда человек может выйти просто по шлятся.все таки минус двадцать пять на улице. можно было пойти в библиотеку и засесть в читальном зале, но мои попытки почитать книгу дома, убедили меня в том, что эта идея не является хорошей сегодня. пока я раздумывал, ноги сами принесли меня к школе. зделав над собой усилие, я подошел к дверям тира. легонько толкнув дверь рукой и убедившись в том,что она закрыта, я было чуть е повернул назад, но внезапно дверь распахнулась. на пороге стоял здоровяк- дестикласник. он посмотрел на меня,сверху в низ, ухмыльнулся и прознес.
- тебе чего здесь надо?
оторопев и смутившись, я, было хотел уже дать деру, но поняв, что бить меня ни кто не собирается.все же рашился. почти закрыв глаза от страха, тихим голосом пискнул в ответ
-Меня Николай Александрович пригласил.
-А,учитель.
старшекластник улыбнулся.
-Я тебя проведу к нему, но постой со мной не много. я по курю. просто не люблю курить в одиночестве.
мы зашли за угол школы и он,вытащив пачку "Космоса",закурил.я просто стоял рядоми молча наблюдал этот занимательный процесс. докурив сигарету до фильтра,мой провожатый щелчком отправил окурок в сугроб.
-Ну что? Пошли.
и мы пошли. тир распологался в школьных подвалах. входов было два.один с улицы,откуда я и проник в само помещение, и второй вход вел в школьный корридор. тир представлял из себя помещение из трех комнат. одна комната была большая,где и производилась стрельба.вторая комната была кобинетом для теоритических занятий. третья комната была арсеналом. школьники по младшени раз наблюдали,как старшекласники и учитель заходили в школус оружием в руках. говорили о том,что кружок стрельбы уже не раз выиграл соревнования между школами. в корридоре,передвходом в большую комнату, к стене былаприколоченна обычная вешалка. раздевшись,я повесил на нее свое польто. мой провожатый направился в большую комнату. я последовал за ним. вся комната была разбита на сектора тонкими фанерными перегородками. впервом секторе у стены распологались столы.стена была увешанна плакатами по разборке и сборке разного оружия. я был просто ошеломлен таким разнообразием.на столах лежали винтовки. тут же стояли пластиковые баночки со свинцовыми пульками.
-Сегодня стреляем из пневматики.
откомментировал мой сопровождащий.в перегородке были проделанны окна. ребята стояли на против окон и стреляли куда то в глубь комнаты. каждый не лали образовывать текст. в голове была полная каша. промучавшись минут десять, я все же негромкий выстрел сопровождвался металлическим цоконьем. яркий свет комнаты перед перегородкой контрастировал с отсутствием света за перегородкой. лишь в самом конце комнаты, у пулеуловителей, было светло. именно пулеуловители ииздавали металлическое цоконье при попадании в них пульки. ребята методично перезаряжали свое оружие, тщательно прицеливались и стреляли.
-Огневой рубеж. Вход туда при стрельбе,запрещен.
сказав это,мой сопровождающий прошел к учителю,что то сказал ему и указал наменя пальцем.получив в ответ кивок,он направился к столу и взяв вруки винтовку,поманил меня пальцем.
-Вот,смотри. переламываешь ствол, засовываешь пульку, возвращаешь ствол на место и прицеливаешься.
я попытался,как и он,переломить ствол, но у меня ни чего не вышло.
-Смотри внимательней. Видишь?Вот тут рычажок, опусти его большим пальцем.
повторная попытка была более успешной.ствол плавно опустился на чуть чуть в низ. удерживая винтовку так,как показывал мне старшекласник, я,ухватившись за ствол, с силой опустил его в низ.оказалось, что сделать это не так то и просто,но я справился. дрожащей от волнения рукой,я засунул пульку в ствол и поднял его в верх. после этой процедуры, опустив ствол в пол,в первый раз я прошел на огневую. также терпеливо, как до этого учил меня заряжать, старшекласник стал показывать мне и объяснять как метиться. дело осложнилось тем,что я был левша и работать правой рукой мне было не сподручно. так же плохо дело обстояло ис глазами. только я пытался прицелиться,как вместо одного глаза,у меня, закрывались оба.промучившись с пол часа и твердо убедив себя что мой первый выстрел окажется и последним, я кое как прицелился и плавно нажал на спуск. какое же удивление вызвал у меня тот факт, что с первого раза мне удалось попасть в мишень. нет,я не попал в центр мишени, я даже не задел самого круга, было "молоко", но сам момент от нажатия спускового крючка, до попадания пульки в мишень, это был момент откровения. я знал, да, я хочу заниматься стрельбой! Но,возьмут ли меня? этого я не знал. дождавшись когда все отстреляются и начнут собираться домой я подошел к Николаю Александровичу.
-Что,понравилось?
было видно что все то время.пока я стрелял, он пристально наблюдал за мной.
-Очень! Скажите,а со скольки лет можно к вам записаться?
-Вообще то, ты еще мал для подобных занятий,но я ведь могу с тобой и внекружка заниматься. Рита, так звали мою сестру,говорит ты много читаешь, а учишся так себе и гуляешь мало.Вот я и придумал научить тебя самой важной мужской работе,защищать Родину, близких и себя. вижу. винтовка для тебя тяжеловата. сзавтрашнего дня будешь учиться трелять из пистолета.
остался только один вопрос не ясным для меня,когда мне приходить?я не успел его задать,как учиитель сам ответил мне.
-Ты можешь приходить сюда после уроков.Будешь помогать мне перетаскивать учебные пособияи оружиес третьего.в подвал. А то видишь какая петрушка получается? Кабинет по НВП на третьем,а тир в подвале.
С этого дня я каждый день пропадал после уроков в тире. начал с пневматика. постепенно перешел на "Маргулин", а после "Маргулина" и на серьезный,боевой калибр,на револьвер "Нагана" хотя в жизни мне приходилось стрелять из других пистолетов,но больше всего я полюбил именно "Наган".
так в моей подростковой жизни появился человек, ставший для меня на долгое время УЧИТЕЛЕМ. однако мои занятия стрельбой ни как не повлияли на отношение ко мне в школе.учась стрелять, я все равно боялся драк и слыл трусом среди однокласников. разница была в том,что теперь мне было совершенно наплевать на их мнение.
уже через пол года,я перешел от стрельбы по не подвижным мишеням. на стрельбу по мешеням движущемся. для того что бы эффективно заниматься, два раза в неделю я,вместе со своим учителем,посещал тир при МВД. именно там на меня, подростка, обратили внимание. как то отстрелявшись, я подошел к столу.
привычно отрыл пачку патронов и принялся производить перезарядку,но мое внимание отвлекли. К учителю, стоявшему с подзорной трубой на позиции, подошли два офицера. обменявшись рукопожатиями,они начали какой то разговор. слов я не слышал, был в наушниках, но по тому как они жестикулировали и часто указывали на меня,я сделал вывод, разговор идет обо мне. окончив заряжать,я не торопился подходить. новдруг учительпоманил меня пальцем. дера револьвер,как и положенно в опущенной руке,я подошел к разговаривающим.сняв наушники я поздоровался.
-вот, познакомься.
мой учитель задорно улыбнулся.
-это тренеры с команды МВД. очень им понравилось как ты отстелялся.
старший протянул руку и сначала представил своего напарника,а потом представился сам
- это Толик , а я ,Сергей Вадимович. не хочешь ли ты продолжить свою спортивную карьеру в нашей команде?
я посмотрел на своего тренера. с одной стороны,мне было лестно получить такое предложение,но с друго стороны,я не хотел уходить от Николая Александровича.конечно,я понимал.когда нибудь выбормне предется сделать, но не сейчас.
-извините,но я учусь стрелять не для соревнований. Так, для себя.
если честно, то я покривил душой. конечно, мне очень хотелось принять участие хоть в одном соревновании, но уходить от своего учителя я просто не желал.обман мнесовершенно не удался, однако отказ все же заставил моих собеседников слегка опешить. думаю,они были готовы к тому,что только стоит услышатьподобное предложение, как человек готов все на свете бросить и сделать что угодно, для того что бы его взяли,а тут,какой то пацан просто взял и отказался. мой учитель же слегка нахмурился, но тут же вновь улыбнулся.
послетренеровки мы возвращались назад в школу. нужно было положить оружие в сейф и отметить его в журнале. учитель поросил подождатьего в корридоре, а сам поднялся в кабинет. ни чего удивительного в этом не былои я, усевшись на трубу отопления,собрался было ждать.но, прошлоне много времени и Николай Александрович спустился к выходу из школы. Мы давно уже выяснили то,что живем практически рядом, так что дорогабыла общей. уже на подходе к моему дому, Николай Александрович слегка придержал меня за локоть. когда я развернулся,что бы попрощаться он протянулмне кобуру. это была кобура от револьвера "наган"
-вот, возьми. что то мне подсказывает,что тебе это оружие может пригодиться. я его отобрал у одного урки лет пять назад. с днем рождения тебя.
это был неслыханная роскошь. свой револьвер! мало народу может похвастать оружием дома.
- только вот что. меньше хвастай,а лучше что быво обще ни кто не знал о том,что у тебя он есть. вот,возьми еще пару коробок с патронами.с завтрашнего дня,в барабан не семь,а шесть заряжай.
ни я.ни он,еще не знали того,что мне не понадобится обманывать учет боеприпасов.,не знали мы и того,что я приму участие лишь в одном соревновании. но выигрыш будет не кубок, и не медаль,а жизнь!
кто мог знать,что мирное время страны в общем и меня в частности,уже исчерпанно. я окончил восемь классов,когда началась война. в день,когда на город,смертельной каплей,упала бомба, должен был быть моим днем рождения. все началось и окончилось внезапно.кто успел добежать до убежищ-подвалов, тот выжил,кто не успел,погиб.Я и моя семья, успели. грохот,рев, содрагание земли, жар от потолка,вот первые минуты войны.в подвал успели все,из подвала вылез я один. вылез через три недели после того дня. не смотря на то,что мы находились в подвале, отец и мать умерли в перый же день. сестру я похоронил за три дня дотого,как отважился откинуть люк наружу. города не было.не было ни чего, даже руин. я вылез посреди огроиного.мусорного поля.
ни кого рядом. кучи мусора на месте,некогда цветущего,города. я стоял и смотрел.
как ни странно,я не испытывал ужаса,нет. наоборот, мозг,как бы выключил все эмоции, переживания,ощущения. остались одни,голые инстинкты. эти инстинкты толкали меня на поиски. не важно было что искать,выживших в этой мешанине оплывшего от жары камня, перекрученного страшной силой железа, пепла,пыли,или искать место,где можно достать еды и воды,не важно.важен был сам процесс. ты ищешь и мозг фиксирует, словно какой то дьявольский калькулятор,сам процесс поиска. в свой поиск я взял всего лишь крупицы от прошлой своей мирной жизни. накинув на плечи старую курточку,не бог весть как оказавшуюся в подвале,я распихал по карманам пачки с патронами,зарядил Наган и засунулего с зади,за пояс. найдя в подвале старый мешок из под картошки, я приделал куголкам его кусок веревки. по щарившись еще немного,я обнаружил старую бутыль в оплетке и пару баной кансервов.засунув все это в мешок,я добавил пару килограммов картофеля, три-четыре луковицы и пачку соли.вот ивесь запас. обвязав веревкой горловину мешка, я получил добротный сидор.по верх него закрепив кусок пленки и старое,отцовское пальто,я напялил то, что у меня получилось, на плечи.попрыгав и по приседав,я понял, груз не велик и передвигаться с ним я могу достаточно долго. у меня не было ни спичек,ни зажигалки. не было и ножа,а уж о аптечке,я попросту забыл.выбравшись с подвала,я тщательно присыпал его мусором. не знаю,зачем я это сделал?возвращаться на пепелище я не планировал. взглядом попрощавшись с местом,бывшим мои домом и ставшим могилой моих близких,я направился по тому что было некогда городом, куда глаза глядят. под ботинками противно хрустела остекленевшая земля. каждый шаг сопровождался появлением очередного клуба пыли. идти было очень трудно, дышать было не возможно. страшно хотелось пить, о воды уменя не было,как небылои кружки,чтобыее набрать. правда.была бутыль, литра на три,но она была пуста. медленно продвигаясь по руинам,я приметил, чем дальше я отхожу от места своего проживания, тем чаще мне попадаются разрушенные дома. страшно было зайти хоть в один из них, но не зайти было не возможно,слишком многого уменя не было. наконец таки решившись, я свернул в один,относительно не пострадавший, трехжэтажный дом.обойдя кучу мусора у входа в подъезд,я проник во внутрь.многие квартиры стояли с настеж распахнутыми дверями. я проник в первую попавшуюся квартиру. пройдя по корридору я наконец таки догадался вытащить оружие..держа револьвер в руке,я осторожно,на сколько мне позволял мешок за спиной, обошел всю квартиру. окон не было,слой пылилежал на останках мебели и полу. убедившись в том,что ни кого нет,я направилсяна кухню. но,ни чеготолком путногоя там не нашел. уже выходя из кухни, я заметил не большой стенной шкаф. надежда вновь пробудилась во мне. на этот раз удача не отвернулась от меня.в шкафчике я обнаружил бутылки с водкой,несколько упаковок со спичками, три рулона с туалетной бумагой, пару банок с компотом, котелок. запихнув все эти богадства в свой импровизированный рюкзак, я покинул квартиру. на лесничной площадке было еще три двери.обшарив все квартиры,на первом этаже я стал обладателем приличного, металлического чайника, ножа, не большого фонаря, аллюминиевой ложки и кружки. особенно большой улов ждал меня в единственной ,не разрушенной, квартире на втором этаже. видимо квартира пренадлежала или военному,или охотнику,потому что только я прошел в спальню,как на глаза мне попался сверток на крыше шкафа. развернув его я обомлел. в светрке находилось ружье и три пачки патронов,а так же, в потертых,кожанных ножнах,шашка. за то,что квартира принадлежала кому то из охотников или военных, говорило еще и то,что сам шкаф был полон припасами. пришлось делать серьезную ревизию своего мешка. так я избавился от компотов и бутыли,заменив их не большой,аллюминиевой флягой, литра на два. во флягу я перелил минеральную воду "Боржоми", початый ящик коей стоял тут же.еще часть воды была перелита в маленькую,поясную флягу. все эти манипуляции с водой, перемежались с жадным утолением жажды. выкинув картофель,я заменил его на несколько пластиковых пакетов с макаронами, так же я пополнил запас банок с тушенкой.не смог я не взять и маленькую бутылочку с подсолнечным маслом. в мешок так же уместились две пачки с индийским чаем и кулек сахара. и на последок, поверх всего этого,я положил кулек с ирисками и пакет с печеньем. завязав свой сидор,я одел его и попрыгал.не смотря на то.что продукто встало гораздо больше,мешок был легче. с верху я закрепил найденую в шкафу плащ палатку.напялив ношу на плечи я уже было собирался обернуться к выходу, но голос,раздавшийся за спиной,был внезапен.
- Так.Это кто тут у меня ковыряется?
я испугался.руки машинально вытащили "Наган" .не оборачиваясья прислушался. было слышно как мой оппонент взял ружье,переломил его и зарядил.сочно щелкнули взведеннын курки. ствол уперся мне а спину,на уровне лопаток. не смотря на рюкзак, я чувствовал его.липкий, холодный пот,мгновенно покрыл мое лицо.я чувствовал ствон,направленный в спину и обреченно ждал выстрела. за окном были слышны людские голоса. кто то с кем то беззлобно переругивался.
-да это же одна компания!
подумал я.было слышно как люди обыскивают квартиры. из окон вылетал и падал на землю не понадобившийсяим хлам. судя по голосам, банда была не большая,человек шесть,но что я, трус,могу сделать с шестью здоровенными мужиками?
- влип!
это была моя последняя осознаная мысль.все,что произошло после,было результатом не осозноного мышления, а доведенного до автоматизма умения работы с оружием помноженного на бешеный страх и желание жить.