Что нового?
Форум выживальщиков

Зарегистрируйте бесплатную учетную запись сегодня, чтобы стать участником нашего сообщества! После входа в систему вы сможете участвовать на этом сайте, добавляя свои собственные темы и сообщения, а также общаться с другими участниками.

Выживание зимой в лесу

Заря-1

Интересующийся
Регистрация
22 Апр 2014
Сообщения
65
Поблагодарили
24
Возраст
31
Город
Урал
Или в любом другом, далёком от благоустройств месте. Зимой.

А ещё лучше, если нет соответствующего снаряжения (потерялся чувак).

Поделитесь

---------- Сообщение добавлено в 00:43 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 00:34 ----------

Знаю только, что избу надо из снега лепить - больше ничего)
 

Irokez

Выживальщик
Регистрация
12 Сен 2012
Сообщения
7,806
Поблагодарили
15,119
Город
Воронеж
Я не пробовал выживать в лесу зимой.
Мы с друзьями просто на лыжах шлындали, так, чисто по приколу.
Из снаряжения окромя лыж был топор, пила двуручная, и кусок полиэтилена, нарубали лапника, делали в ногах нодью, вешали полиэтилен как отражатель, и спали - ничо, не шибко комфортно, но я не замерз.
Ежли один чел потерялся, то под елками спать хорошо, под их лапами снежная пещерка образуется, там снег своей ж... э... спиной примял, дырку-вход рюкзаком заткнул, и тоже ничо так, не продувается. И топить можно ваще свечкой, она ограниченный объем быстро прогревает (вот со свечкой я не пробовал. мне нодья больше нравится - размах, понимаешь!).

---------- Сообщение добавлено в 22:58 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 22:53 ----------

Знаю только, что избу надо из снега лепить - больше ничего)
есть такая клевая штука - полиэтилен.
В хозяйстве иметь надо, ну и как соберешься потеряться - с собой захватить.
Видел фильму на ютубе, там один крендель отпуск зимой в глухомани проводил, и охотничий домик себе строил, так жил сам во времянке из жердей и полиэтилена, правда топил печуркой маленькой.
 

ionuchin

Выживальщик
Регистрация
15 Мар 2012
Сообщения
1,739
Поблагодарили
1,790
Возраст
57
Город
Пермь
Смотря какая цель преследуется. Одно дело, если потерялся и надо выйти к людям, на что уйдет какое-то время (пара-тройка дней). Другое, если надо оставаться на определенном месте некоторое время (например, чтобы за неделю, это место смогла найти поисковая команда). Третье, если наоборот, цель - уйти от людей, спрятаться. Тут счет пойдет на месяцы жизни. Третий вариант рассматривать не буду. Потому что для этого надо уметь добывать пропитание. Это, как правило, охота/рыбалка, в которой я ничего не смыслю.
В любом случае, надо обеспечить себя отдыхом и питанием.
Приготовить место для сна-отдыха:
Если есть рядом поле, - присмотреться, может остались неубранные копны сена, закопаться внутрь. Если подобного нету, тогда в снег закапываться.
Если открытая местность, то, как правило, ветром снег уплотняется, можно верхний слой нарезать кирпичами для постройки иглу.
Если горная, то можно найти наддув побольше и выкопать в нем пещерку.
В лесу, как уже написали, забраться под большую ель.
Для длительного проживания можно найти поросль молодых деревцев/кустарников. Наклонить их, чтобы образовался шалаш, переплести между собой ветками и закидать сверху снегом для получшения "берлоги". Снег внутри этого шалаша лучше расчистить до земли.
В любом случае, надо минимизировать и изолировать от влаги поверхность соприкосновения тела со снегом: коврик, сидушка, полиэтилен, картон, наломанные ветки... Основное, это, чтобы одежда-вещи оставались максимально сухими.
Очень неплохо иметь возможность разжечь костер: спички, зажигалка, огниво... Добывать огонь трением зимой имеет смысл только в случае, если собрались жить на этом месте достаточно долго. При этом надо постоянно поддерживать огонь, чтобы не пришлось снова тратить сили на добывание. Если же задача поскорее выбраться (день-два), то лучше потратить это время на что-либо более полезное.
Для обустройства костра лучше расчистить от снега площадку до земли. Размер расчистки порядка полутора метров в диаметре. Если снег глубокий, то вместо копания ямы надо насобирать наиболее толстых веток и сложить из них поддерживающую конструкцию. Правда, в этом случае костер будет практически одноразовым (угли все равно попадают в снег).
Хорошо, если с собой есть посуда для костра. Если же нет, то можно из куска бумаги свернуть кулек, в котором можно закипятить воду, либо консервную банку (если с собой были консервы). Найденные консервные банки можно использовать только после тщательного обжига. Даже если нет еды, горячая вода поможет продержаться более длительное время. Воду лучше постараться найти. Топление из снега требует гораздо больших затрат как по времени, так и по топливу. Если нет ни костра, ни воды, можно в полиэтиленовом пакетике растапливать воду у себя на теле (на животе) (если очень холодно, то поверх рубашки, свитера и т.д.) Также у себя на теле можно замачивать в п/э пакете крупы, супы из пакетиков и т.п. Есть снег, чтобы напиться, не стоит (только в крайних случаях). Воды приэтом получается мало. Губы и горло пересыхают, трескаются и пить хочется еще сильнее. Кроме того, горло можно заморозить до ангины.
Хорошо, если с собой есть еда. Если нет, то можно жевать еловые иголки, возможно, остались ягоды на кустах. Если есть навыки охотника, то можно попробовать кого-нибудь поймать (в чем я лично, сомневаюсь).
Если в задачу выживания входит передвижение на сравнительно большие расстояния, хорошо бы смастерить снегоступы, иначе, проваливаясь в глубокий снег на каждом шаге будет тратиться очень много сил.
 

Omega

Выживальщик
Регистрация
31 Июл 2014
Сообщения
635
Поблагодарили
217
Город
Планета Земля
Тоже эта тема интересует, но немного в другой сценарий: вы вышли на прогулку, или машина ломается, и вы решили дойти до ближайшего пункта за помощью, то есть не особо подготовившись идете. Но не рассчитали, что далеко идти. А тут начинается пурга, идти ни вперед, ни назад не получается ...
Мне кажется, что в такой ситуации мало что можно сделать - костер в сильный ветер не сделать ибо задует, будет очень холодно, укрытие сделать тоже будет очень непросто если только не под соснами или поваленными деревьями прятаться есть возможность, палатку будет трудно поставить - ее и смести может. Получается, если не найдешь полуготового укрытия, то все... Плюс надо подмогу звать, а для этого нужен телефон, не знаю как спутниковый телефон в такую погоду работает.
 

Sax

Выживальщик
Регистрация
1 Апр 2012
Сообщения
188
Поблагодарили
137
Город
Россия, ДФО
Потерялся - нужно засветло стараться выйти. Нефиг без компаса вообще в лес соваться. Если костер развести нечем и нет снаряги - ночью скорее всего замерзнешь, даже если нет - утром от холода и голода врядли сможешь предпринимать активные действия. Вывод один - лучше зимой в лесу не теряться.

Omega, звонишь от машины и просишь помощь, либо ждешь пока кто-нибудь мимо проедет. Переться куда-то бросив машину глупо.
Если сунулся на машине зимой туда, где никто не ездит, без соответствующего снаряжения - то сам виноват.
 

Zmeygorynych

Выживальщик
Регистрация
26 Фев 2011
Сообщения
3,948
Поблагодарили
5,921
Город
Алтай
Omega, звонишь от машины и просишь помощь, либо ждешь пока кто-нибудь мимо проедет. Переться куда-то бросив машину глупо.
Если сунулся на машине зимой туда, где никто не ездит, без соответствующего снаряжения - то сам виноват.

Практически каждый год слышу информацию о погибших на трассе от воздействия погодных сил. Два примера.
Был очень сильный мороз. Большинство людей отложили свои поездки до потепления. Многие технически не смогли выехать, от холода машины не заводились. В итоге количество машин на трассе было в разы меньше чем в обычный день. Но часть машин все же поехало по своим делам. На участке не очень оживленной трассы между двумя райцентрами сломался грузовик. В нем водитель и два грузчика. Дозвонились до своих, стали ждать помощи. Машины мимо возможно еще ездили. Помощь от своих быстро придти не смогла, бросать машину и ловить попутку видимо мужики не хотели, пока солнце светит кажется что не так и холодно. К вечеру и без того скудный поток машин иссяк полностью, и уже при желании добраться до тепла стало не возможно. Свои приехали под утро, в машине 3 трупа.
Второй случай. Началась сильная пурга. В таких случаях "закрывают трассу", то есть на выездах встают машины ГАИ и ни кого из города не выпускают. Но кто-то ведь успевает проехать раньше. На междугородней трассе перемело дорогу. Несколько машин попали в перемет. Ни вперед, ни назад. Довольно частое явление, и не очень опасное, рано или поздно придет снегоуборочная техника и пробьет дорогу. Но пурга была очень сильной, техника пришла только на следующий день. В итоге в нескольких машинах трупы. Спали с включенным двигателем, а машину засыпало снегом, задохнулись во сне.
В обоих случаях, зимняя погода, ставшая причиной трагедии, так же привела к отсутствию своевременной помощи и к отсутствию проезжающих мимо машин, на которых можно было бы покинуть это место.
В обоих случаях можно было выжить, если бы люди осознавали что опасность реальна.
 
Последнее редактирование:

Sax

Выживальщик
Регистрация
1 Апр 2012
Сообщения
188
Поблагодарили
137
Город
Россия, ДФО
Zmeygorynych, с дуру можно и в городе замерзнуть под забором. У машины 5 колес должно быть, поджечь нетрудно, и главное не спать. Если несколько человек спать по очереди. Видел как мужики в 30 градусов плюс ветер движку на грузовике ремонтировали. С подветренной стороны натянули тент или чето типа того, подпалили запаску и по 10 минут чето там крутили, не хотели грузовик бросать.
Осознавать опасность когда попал в пургу на машине в летних туфельках и спортивном костюме, без еды и воды пожалуй поздновато. Надо заранее быть готовым к такому повороту событий. Ну а не готов - твои проблемы.
 

Олеся

Выживальщик
Регистрация
19 Июн 2012
Сообщения
3,824
Поблагодарили
4,362
Город
Краснодар
Зимы же бывают разные и не всегда это снег. У нас в том году помните был ледяной дождь - моросит дождь с сильным ветром, потом мокрый снег, потом примораживает, опять дождь. Вчера и сегодня в Ростовской области тоже видели что творится - температура +10, но ветер ужасный и дождь то мелкий то ливень. Вот в таких условиях если вдруг непогода застала (без машины) в лесу (лесополосе, поле) что делать?
 
  • Like
Поблагодарили: 1gor

Zmeygorynych

Выживальщик
Регистрация
26 Фев 2011
Сообщения
3,948
Поблагодарили
5,921
Город
Алтай
Осознавать опасность когда попал в пургу на машине в летних туфельках и спортивном костюме, без еды и воды пожалуй поздновато. Надо заранее быть готовым к такому повороту событий.
Все верно. Но обе ситуации не были критическими изначально, и более опытные и разумные люди с ними бы справились. Я как раз про то же, что надо было жечь колеса, сиденья, сойти с трассы в лесополосу, делать какое-то укрытие из тента,зарываться в сугробы. Но видимо они понадеялись на то что кто-то их обязательно спасет, ведь дело происходило не в безлюдной тундре а на обычной трассе в населенной местности, боялись жечь чужую машину, не поняли всей опасности ситуации, думали что "все как-то образуется" и просто сидели ждали помощи.
Во втором случае достаточно было периодически выбираться из машины и откапываться, и конечно не спать всем.
Просто никогда не надо рассчитывать только на постороннюю помощь, обязательно нужно действовать самому.
 
Последнее редактирование:

Sax

Выживальщик
Регистрация
1 Апр 2012
Сообщения
188
Поблагодарили
137
Город
Россия, ДФО
Zmeygorynych, согласен, но прежде чем действовать необходима правильная оценка ситуации.
На работе у одного клоуна машина не завелась в -25, а ездил он на работу в костюме и туфлях, че там, 10 минут до дому. Так он пока над ней колдовал, прикуривал и т.п. умудрился воспаление легких выхватить и чуть ласты не склеил. Очень поучительная история, лучше бы он такси вызвал и вернулся одетый с подмогой. Недооценил..

---------- Сообщение добавлено в 22:12 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 22:10 ----------

Олеся, идти домой, как это не странно звучит)
 
  • Like
Поблагодарили: 1gor

РАУС

Выживальщик
Регистрация
10 Фев 2014
Сообщения
244
Поблагодарили
139
Город
Нечерноземье
"тогда в снег закапываться.
Если открытая местность, то, как правило, ветром снег уплотняется, можно верхний слой нарезать кирпичами для постройки иглу.
Если горная, то можно найти наддув побольше и выкопать в нем пещерку.
Для длительного проживания можно найти поросль молодых деревцев/кустарников. Наклонить их, чтобы образовался шалаш, переплести между собой ветками и закидать сверху снегом для получшения "берлоги"
________________________________________
Увы, редко бывает столько снега, да ещё и плотного, чтобы иглу построить. А "переплести и закидать снегом " - это вообще ,как себе представляете ? :)

«SAVEYOU.RU» © 2009. Cсылка на источник информации: http://saveyou.ru/forum/showthread.php?t=4893#ixzz3EjjWfqzz
 

Omega

Выживальщик
Регистрация
31 Июл 2014
Сообщения
635
Поблагодарили
217
Город
Планета Земля
Sax, если бы люди вели себя правильно, то погибали в разы меньше. Я люблю статистическими данными рассуждать - туристы обычно погибают те, которые собирались вернуться к вечеру обратно. И случается это в основном в относительно оживленных туристических местах. Хоть и говорят "идешь на день - бери на неделю", на практике это мало кто делает - сколько раз уже также выезжали и все в порядке! В Сибири или Казахстане, где от одной деревни до другой более 100 км к опасностям люди еще привыкли, особенно зимой. А приезжие нет.
Собак не везде горит. Шину сжечь - вне машины ветер, так что внутри хоть от ветра защищает. Как я понимаю, потребуется соблюдать технику безопасности, а это значит полный бензобак, дополнительное топливо, теплые вещи включая спальник, термос с чаем, еды немного, подзарядка для телефона. Но если машина сломалась, то нет тепла, и не двинешься. У машины, я думаю, логично оставаться.
 

Zmeygorynych

Выживальщик
Регистрация
26 Фев 2011
Сообщения
3,948
Поблагодарили
5,921
Город
Алтай
Собак не везде горит. Шину сжечь - вне машины ветер, так что внутри хоть от ветра защищает. Как я понимаю, потребуется соблюдать технику безопасности, а это значит полный бензобак, дополнительное топливо, теплые вещи включая спальник, термос с чаем, еды немного, подзарядка для телефона. Но если машина сломалась, то нет тепла, и не двинешься. У машины, я думаю, логично оставаться.

Суть в том чтобы правильно оценить ситуацию. Конечно, машина спасет от ветра и даст хоть какую-то защиту от мороза, но надо понимать что когда температура уходит под -50 эта защита ничем не поможет, и нужно предпринимать другие действия чтобы остаться живым. Проблема еще будет в том, что очень часто к моменту понимания этого, у человека уже не остается сил ни на возведение убежища, ни на разведение огня.

P.S. Что за негорящий собак?)
 

goblin1965

Выживальщик
Регистрация
18 Фев 2012
Сообщения
1,239
Поблагодарили
1,621
Город
новосибирск
так выживаем в лесу или в машине? если заблудил в лесу-разводи нодью,натягивай полог -переночуешь.нечем огонь разжечь-ищи муравейник-зарываешся в него и спишь-тепло и сухо!
 

1gor

Неумиральщик
Регистрация
22 Фев 2011
Сообщения
2,288
Поблагодарили
2,024
Город
мдн
2.сабж.
это как в лифте застрять...не имея при себе фонаря/стула/воды и мочеприемника...
как можно войти в лифт не подготовленным?
то же и в лесу.

зы. автомобилист нынче вообще дикий пошел...
действительно всю зиму в кроссовках катаются!
экстрималы.
 

Omega

Выживальщик
Регистрация
31 Июл 2014
Сообщения
635
Поблагодарили
217
Город
Планета Земля
P.S. Что за негорящий собак?)

Извиняюсь. Это результат чуда техники - таблетка "недоеденный фрукт" (видать гнилое) текст подправило неправильно, я даже не знаю что имел в виду. :laugh4:

При минус 50 вообще за город выезжать нельзя без хорошей причины, да и то пускают в конвое.
Так подумал - если я ломанусь зимой в лес, то это будет событие. Самому ехать - нет, скучно. Получается, с кем-нибудь. Далеко для развлечения я вряд ли поеду в плохую погоду, значит только по работе, но тогда меня будут ожидать в пункте прибытия. Так что если не прибуду, то будет кому подать тревогу.
Если место открытое, то там вряд ли будет что-нибудь сухое для костра. А если лес, то ветер там слабее, можно будет что-нибудь придумать.
 

Скржитек

Команда форума
Регистрация
22 Июн 2012
Сообщения
11,176
Поблагодарили
20,850
Город
ДальнийВосток
Двое суток без сна и отдыха мужчина со сломанной ногой полз домой: урок выживания в алтайских горах
21 декабря 2020 года житель села Теректа Усть-Коксинского района Республики Алтай Геннадий Иванович Куликов уехал из дома верхом на лошади в горы и не вернулся. Утром следующего дня обеспокоенные домочадцы начали обзванивать односельчан в надежде, что кто-то знает о местонахождении пропавшего, видел его или что-то слышал. Увы, никто ничего не знал. Дело выглядело весьма странно, поводов для беспокойства было достаточно. Геннадий Иванович не собирался уезжать надолго и далеко, запаса еды с собой не взял, сопровождающих с ним не было. В общем, в тот же день несколько мужчин из села отправились на поиски. Прочесали ближайшие окрестности – безрезультатно.

На третий день с момента исчезновения была организована конная группа для поисков на более отдаленных горных участках. В нескольких километрах от села, где конный маршрут пролегает вброд через реку, мужчины обнаружили оседланную лошадь, на которой уехал пропавший, и его собаку. Судя по следам на снегу, животные провели здесь немало времени, не сумев перебраться на другой берег реки. Хозяина лошади рядом не было. Стало ясно, что произошла беда.

Пока мужчины ловили лошадь, собака, почуяв что-то, помчалась вверх по тропе. Раздался радостный лай. Примерно в двухстах метрах от реки был человек – в обледеневшей одежде, покрытый инеем, бледный от холода, практически не способный двигаться и говорить, но живой.

Дальше действовать нужно было очень быстро: погрузили на сани – и в деревню, а там уже ждала машина скорой помощи. В районной больнице, куда был доставлен Геннадий Иванович, у него зафиксировали критически низкую температуру тела (на градус ниже – уже смерть). Одежду пришлось разрезать, а пациента в буквальном смысле слова размораживать и отогревать. Уже позже, придя в себя, Геннадий Иванович смог рассказать, что с ним произошло.

21 декабря он отправился в горы, чтобы подыскать подходящие места для тебеневки лошадей. Опытный таежник, большой знаток и любитель гор, он очень хорошо знал маршрут, который предстояло проделать. Неспешно двигался по горной тропе на лошади. Ничто не предвещало беды. Но тут в размеренный ход событий вмешалась трагическая случайность: лошадь испугалась внезапно выскочившего из кустов дикого кабана, сбросила наездника и начала бить копытами. Один из ударов пришелся по ноге хозяина, в результате – перелом в области голени. Испуганные животные ринулись в разные стороны: кабан – обратно в кусты, лошадь – вниз по тропе, собака – за ней. А человек, еще минуту назад полагавший, что скоро окажется дома у теплой печки и будет наслаждаться вкусным ужином, остался один. Один в горах. Зимой. С переломом ноги. Без еды, какого-либо снаряжения и даже спичек. И без единой надежды на то, что его найдут раньше, чем он успеет замерзнуть и умереть.

С собой был нож. При помощи него Геннадий Иванович попытался сделать костыли из веток деревьев. Получилось. Но простоять на них он смог только несколько секунд: нестерпимая боль в сломанной ноге обрушила его обратно на землю.

«Как быть? Развести костер – нет спичек. А если бы и были – дров, которые я смогу собрать, хватит на час, не больше. А дальше что? Ждать? Но искать меня станут, когда лошадь вернется домой с пустым седлом. А если она не дойдет? К тому же никто не знает, где именно меня искать (никому не сказал, куда еду)», — перебрав все возможные варианты и трезво оценив ситуацию, понял: шансов на спасение нет.

О чем думает человек, обреченный на смерть? Что он чувствует? Панику, страх и отчаяние от безысходности? Сожаление о том, чего не успел сделать в жизни? Или, может быть, не желая верить в происходящее, до последнего надеется на чудо? Наверное, могут быть разные варианты… Герой нашего повествования не дал воли чувствам. Он решил так: «Единственное, что могу сейчас делать, – ползти в направлении деревни пока есть силы. А там – как Бог даст». И он пополз.

Полз на спине, вперед головой, отталкиваясь здоровой ногой и придерживая палками больную (в этом положении сломанная нога доставляла меньше боли, по крайней мере такую боль можно было терпеть). Полз весь день, потом всю ночь, потом еще один день и еще одну ночь, и снова день…. Двое суток! По узким тропам, по каменистым берегам, крутым подъемам и спускам, по краю отвесных скал. Такой маршрут не всякий человек пройдет на здоровых ногах, а он полз. Без еды, воды, сна и отдыха. Отдыхать нельзя: расслабишься, уснешь – и все. Воды кругом много: река, родники, – но подобраться к ней невозможно из-за опасности промочить одежду. Значит – тоже нельзя, значит, нужно терпеть.

Ночью ползти было сложно. В темноте то и дело сбивался с дороги, приходилось проделывать лишние метры пути в поисках тропинки. Находил – и полз дальше. Но в какой-то момент сбился с пути окончательно: сколько ни старался, никак не мог найти тропу. Пришлось ползать кругами вокруг дерева, пока не рассвело (только не останавливаться, чтобы не уснуть).

Днем дорога давалась легче. Спать уже не хотелось, путь был виден. На небе плыли облака причудливой формы, ветки деревьев забавно переплетались, образуя целые картины, которые радовали глаз и немного отвлекали от суровой реальности. Очень низко кружился коршун, видимо, надеясь на скорую добычу. «Чуешь, что мне мало осталось? Глаза тебе не дам – закрою руками, когда помирать буду», – разговаривал с ним ползущий человек. А однажды прямо у тропинки появился соболь, он долго сопровождал странника, аккуратно передвигаясь и с любопытством рассматривая. «И ты знаешь, что я тебе ничего сделать не могу? Ладно, беги своей дорогой, а я своей поползу».

Одежда начала промокать и покрываться льдом. Боль в сломанной ноге затухала и в какой-то момент совсем перестала беспокоить: нога тоже полностью заледенела.

Вторая ночь пути была очень тяжелой: стало мерцать сознание, временами наступало состояние полузабытья, когда реальность перемешивается с иллюзорными видениями. «Вот вижу: охотники устраивают засаду на зверя. Кричу им: «Мужики, зря стараетесь, здесь зверя нет!» Они молчат в ответ. «Ну, как хотите, а мне ползти надо». Открываю глаза: по-прежнему один, по-прежнему ползу». За вторую ночь вперед продвинулся мало, все больше петлял на месте. Однако, что поразительно, не остановился, не уснул, не потерял сознания и с пути не сбился. Размеренно и твердо продолжал ползти даже в полусне.

Наступивший день снова принес облегчение: сон отошел, мысли прояснились и продолжилось упорное движение вперед. Маршрут, по которому продвигался Геннадий Иванович, был ему хорошо известен, и память как будто обострилась: он помнил каждую кочку, каждый камень и дерево на дороге – и заранее просчитывал, как лучше всего обойти то или иное препятствие. А за дорогу их было немало: через камни и упавшие деревья перебирался долго и с большим трудом; на крутых спусках медленно скатывался вниз, держась за стволы деревьев; разлившиеся родники огибал за несколько метров, чтобы не промокнуть; старался двигаться по насту и льду, но иногда все-таки проваливался в рыхлый снег, и приходилось палками расчищать дорогу…

Но вот впереди очередное препятствие, и на этот раз смертельно опасное – река, на которой лед еще не встал. «Как быть? Неужели все? Неужели здесь конец? – думал Геннадий Иванович, все-таки не теряя надежду. -Чуть ниже по течению нанос из веток, он должен быть покрыт льдом – буду перебираться через него…»

План перехода через реку еще не был завершен в голове нашего путешественника, когда он услышал голоса и радостный лай собаки – это искали его. В момент встречи с людьми герой, который еще пару минут назад был готов продолжать борьбу за свою жизнь, вдруг почувствовал, что силы его оставили: тело тряслось от холода, уцелевшая нога и руки перестали слушаться, накатила сильная усталость… А в голове вертелось только одно слово: дополз.

И хотя впереди Геннадия Ивановича ждало еще немало испытаний: непереносимые боли от обморожений, риск ампутации конечностей, долгие недели на больничной койке без возможности вставать и двигаться, несколько операций, но главное и самое важное испытание завершилось там, на берегу реки, – он выжил. Выжил благодаря правильно принятому решению, благодаря мужеству, выносливости, терпению и, не побоимся этого слова, героизму. Выжил – и преподал всем нам бесценный урок, как не поддаваться панике и отчаянию даже в самой безвыходной ситуации, просто делая то малое, что зависит от тебя самого.

Когда у Геннадия Ивановича спросили, как ему удалось совершить невозможное, он недоуменно пожал плечами и ответил: «Я просто потихонечку делал свою работу».

Семья Куликовых выражает искреннюю благодарность всем, кто оказал поддержку, помог сохранить жизнь и здоровье Геннадию Ивановичу: жителям села Теректа, проводившим поисково-спасательную операцию (Григорию Гавриловичу Новикову, Валерию Владимировичу Толстых, Юрию Михайловичу Балакину, Александру Анатольевичу Машарову), медицинским работникам, оказавшим первую и самую необходимую помощь (сотрудникам «скорой помощи», фельдшеру Зинаиде Васильевне Толстых, персоналу Усть-Коксинской районной больницы, в том числе главврачу Андрею Валентиновичу Рыбакову), Надежде Тутушевой, сотрудникам отделения травматологии Республиканской больницы, в том числе заведующему отделением Василию Николаевичу Захарову, лечащему врачу Саидбеку Имомназаровичу Нурматову, всему персоналу отделения. А также всем многочисленным и добросердечным людям, кто не оказался равнодушен, кто звонил, навещал, поддерживал.

Мария Куликова, «Звезда Алтая»
 
Сверху