Все было естественным детском и подростковом возрасте, потому казалось, что никуда не денется, не уйдет, и даже сегодня кажется, что носителей знаний всегда достанет времени спросить, но это откладывается до следующего раза, тонет в текучке мелких забот собственного хозяйствования. Беда в том, что носителей ЗНАНИЙ ПРАКТИКИ становится все меньше, они как-то незаметно уходят, и во времена, когда все подвержено опошлению, а службы информации не служат информации, а манипуляциям вокруг нее, - получать большее знание о предмете можно либо «по-родственному», либо доказав, что интерес отнюдь не праздный и исходит от человека сутью своей порубежника.
Ренегат ли я сам? Сложный вопрос. Боюсь, попросту вскоре не останется варажников способных это осудить. Вброс материалов в интернет считаю правомерным (может быть даже и своевременным). Атавит, с которым встречался на «ближенье» на возвышенности Латгале, не осудил, хотя и не одобрил – некоторые вещи невозможно предсказать, пока они не произойдут, и опять же этому требуется изрядный кусок времени – надеюсь он у вас есть. Пополнил знание предмета, но покуда не реализовал, это не есть знание собственной практики. Знание не закрепляется и не продвигается разовым опытом. Держусь мысли, что человека лепят подражания, и стоит ему преподавать (являть) примеры достойные подражания. Варажников с детства лепили играми. Взрослые менее пластичны, хуже восприимчивы, их игры уже не являются стимулом жизни, а худшей из ее имитаций. Следование каким-либо религиям – те же игры. Следование обычаям – тоже, но живым остается лишь то, что предлагает не канон, а импровизацию.
Все меняется – уже и в варажнице с южной части можно врезать «цивилизованный» вход, нарастить окно в крыше, соорудить крылец. Зависит от того, чему предназначено строение – просто жить или все-таки выживать в сложный период времени.
Медвежьи ямы на входе уже не роют. И не встретишь дверь-перевертышь опрокидывающаяся на себя (она же крышка, и судя по фольклорным преданиям, как метод на человека практиковался еще во время «песьих голов» с тем психологическим уклоном, что на месте тем же моментом образовалась декоративная «могила с крестом», шокирующая попутчиков недотепы), но такие веселья (в отличие от медвежьих) носили одиночный характер - до сих пор трактуется варажье имя того затейника, как нечто нарицательное.
Одно время, занимаясь изучением тетрадей, пытался проводить аналогии варажников и нитзуцу (логично - являлось мирским скрытным «монашеством», которое никак не чуралось семейных отношений – и аналогии особо могло касаться атавитов-странников), но это ложные аналогии. Варажники служили не смерти, а жизни, и представить, что их опыт шел дальше сохранения обычаев места, что могли выступать в качестве убийц (суть – за деньги) для людей совсем иных отношений – презирающих мамону, никак невозможно. Скоморошество или юродство признавалось как способ путешествовать, запись на воинскую службу происходила часто, и в фольклоре «Аника-воин», проходил как серьезный персонаж и никак не уничижительного смысла (нечто сродни Гамлету), смотри литобработку по мотивам:
http://proza.ru/2005/11/13-88
Суворовские походы отразились наиболее полно – от чего-то в большей степени, чем наполеоновское время, и должно быть, по тому времени это была лучшая из возможностей повидать мир. А может во времена Наполеона армия не предлагала тех возможностей импровизации, как славные Суворовские походы, кроме естественных партизанских (они существовали всегда, но воспел их, предлагал принять как метод, гусар Давыдов)
Однако, вернемся к варажницам.
С той поры как человек сподобился летать, место схутницы чаще выбиралось средь крупных елей. В тех же схутовых маскировочные мероприятия частенько производятся в том числе и неполным заваливанием дерева на другое, но никогда не путем подруба – корневая ели в отличии от сосны словно специально этому приспособлена. В некоторых случаях заваленные деревья и составляют тропу (но опять же не сосны) и движение по ней происходит босыми ступнями. Думается, не стоит объяснять – почему.
Известно, что столпы внешнего круга РАДОМНИЦ были резными (письмо), а внутреннего уже простые, но со специальным горизонтальным на уровне колен надрезом и затесом вверх направленным в вару (в середину), из-за сего столпы представляли возможность садиться восьми атавитам в круг - как бы внутрь самих опор-столпов. Вероятно большинство лесных обычаев места идут таки от друидов.
Столпы варажниц, кстати, было принято спасать, крепя к ним рычаги - протаскивания и уводя протоками, бросая (вбивая в болото) остальные части конструкции. И это что касается даже не «культовости», произведения труда или искусства, а из всего сооружения именно они представляют наибольшую ценность хотя бы из-за толщины (чем толще столп, тем он считается лучшим, да и круг стараются подобрать под один диаметр). Валить большое дерево всегда большой грех – этому есть собственное время и извинения, которые следует принести – объяснить для чему послужит. Худого от этого не будет. (Равно ритуалы похорон служат для успокоения не мертвых, а живых – это их собственная психотерапия.) Выживание возможно только на последовательных повторяющихся, а отчасти и развивающихся обычаях, иначе неминуема деградация. Обычай крепит память.
Полистайте славянский ежедневник, пусть он густо перезамешан на христианских трактовках, но истинное стремление угадывается. Богатство народа определяется фантазией – широтой души. И только тот народ может быть признан народом, который создал собственный фольклор. Знаю лишь одно исключение создавшее вместо фольклора инструкции, но это уже верные признаки не народа, а организации…
Схема связки большой родовой варажницы выглядит следующим образом:
http://saveyou.ru/forum/attachment.php?attachmentid=1961&stc=1&d=1300793854
Внутренний круг столпов значительно выше внешнего, скатная крыша шла по кругу, и в центре (варе) оставлялась дыра в небо.
Наибольший (естественный) интерес выживанию представляют варажницы, которые в той или иной мере служили для жилья, сохранения имущества и припаса, и РАДОМНИЦА (представленная выше) не входит в их число – это сооружение бдений, советов, решений.
Сам радомниц не видел, потому судить о них могу только по описаниям (впрочем, все сооружения серии предельно просты, и повторяются за некоторыми изменениями – характеристиками места и задач – каких именно уже перечислял, нет смысла повторяться – см. также пост номер …).
Предположительно (во всяком случае об этом мне доподлинно не известно) после войны они уже не ставились, - должно быть, попросту не осталось в живых столько атавитов (нужно 8 – по числу столбов внутреннего круга). На оставшихся в живых навалились более насущные проблемы.
Так или иначе, здесь и ниже будут разбираться только «семейные варажницы», которые можно достаточно быстро срубить в одиночку.
Но внутренний сшив у них уже следующий. См. схему:
http://saveyou.ru/forum/attachment.php?attachmentid=1962&stc=1&d=1300793904
Здесь ВАРА, хотя имеет восемь столпов (спаренных – они помечены), но представляет квадрат, а не круг. А узловые уже состыкованы и присутствуют не всегда (не по всей длине)
Горизонтальные же внутренней части скрепляются попарно.
http://saveyou.ru/forum/attachment.php?attachmentid=1963&stc=1&d=1300793940
Набросок утрирован, да и такую полную связку-переплетенку делать необязательно:
http://saveyou.ru/forum/attachment.php?attachmentid=1964&stc=1&d=1300794040
Так или иначе, но 4 продольные составляют приподнятый пол или настил-нары, а 4 условный потолок. В некоторых случаях он утеплялся. У нас традиционно следующим образом – плахи, затем мох, а поверх куски дерна травой вниз и слой опилок (для чистоты).
Центр – квадратная или округлая печь – белая или черная (дымная) или открытый очаг кострища (в походном варианте)
На продольные врезы наполья набрасывается сплошной (реже и с люками) или частичный настил (такое чаще – часть пола остается как бы приспущенным земляным). Сложившиеся квадраты завешивались грубым материалом, составляя семейные пологи – то есть своеобразные палатки внутри жилья, где каждую из частей (сторон) можно было снять или откинуть. Сохранение тепла, уюта, индивидуальных отношений, да и в комариное время ничуть не бесполезно. Но один, а (иногда и два) квадрата оставлялись «земляными» для общего хозяйствования - речь о простом скором варианте семейной варажницы (без заглубленеия).
Однако климат и условия скрытого существования предполагают другие варианты.
По оставшимся ямам можно проследить одну последовательность - на каждом из островов их ровно три. Однако они не имеют (не разбросаны) в определенной конфигурации (или я ее не вычислил). Впрочем, и цифра три в русском значении имеет некое особое сакрально значение – три богатыря, змей трехглавый, святая троица, «сообразить на троих» и т.п. Вряд ли и это случайность.
Оставленные ямы – свидетельство трагедий поздней поры. Если их меньше трех (знаю пару подобных мест), значит, произошло сокрытие (историческая закладка, либо же осуществлено схоронение – возможно инфекционное с предварительным сожжением прямо на месте и заравниванием) Но и об этом уже говорилось.
Есть предания о варажницах-крепостях, но какими они были, можно опять только гадать. Определенно круговыми. Возможно (только возможно) здесь условные «восемь столпов» представлялись восьмью варажницами особого типа. Определенно, что свайные поселения озерных отмелях «болотных» людей опять же были кругового типа, как наиболее простого к защите и имеющего сакральный смысл. Средь туманов будешь поклоняться тому, что высушивает – доброму солнцу, а никак не воде, и это круг. В пустыне уже вода святость, а солнце недобрый бог.
И коль доказано, что в таких свайных поселениях (а ничего кроме свай не осталось) могло проживать примерно 150-200 человек, а это 30-40 мужчин и подростков способных к серьезной охоте, а с тем и защите, то можно просчитать как минимальный и максимальный объем круга. Но это подсчеты смысла, что в роду произошло разделение обязанностей. Чистой воды теория, и не думаю, что человечество достигнет опять таких высот понимания жизни, что возникнут подобного рода поселения.
Отдельная варажница-болотница (приют рыбака и охотника) рубится на сухом, то есть на берегу, но потом ставится в «стаканы» - на вбитые заранее столбы (они кстати примерно за год должны запрессоваться намертво) – каждый обивается другими по кругу, стоящими уже выше, и получается своеобразный «стакан», который упрощает дальнейшую сборку и дополнительно держит (запрессовывает) основу. Нужно ли опять говорить, что такая работа производятся в зимние месяцы и разметка точна?
Если в болотные варажницы (рыбницы) можно вплывать на камье, оказываясь внутри помещения не выходя из долбянки, то уже островные, как правило, предусматривали вход через коридор в нижний уровень (обычно от склона). И подпол варажницы (кроме походных) был никак не меньший, чем ее наземная часть. Собственно можно говорить о двух раздельных варажницах – одна стоит на другой - специфика нижней части такова, что к имеющейся связке настенные плахи не вставляются во врез, а идут в привал (в накладку- перекрывая столпы, заваливаясь и укрепляясь выбранной землей).
http://saveyou.ru/forum/attachment.php?attachmentid=1965&stc=1&d=1300794125
Рисунок утрирован. Затес щек идет на внешнюю сторону, а бревнышки стен показаны как полностью уходящие внутрь - по уровню столпов (хотя это не всегда так)
На стыке двух сооружений создавали пазухи (в избах – заваленка), которые прикрывают продольными кусками дерева на зимний период и заваливают на зиму землей (чтобы не выстуживало), а на лето открывают (чтобы проветривало подполье – сушило под избой)
В прошлые незатейливые времена нижняя обжигалась до обугливания, сегодня с приобретением изоляционных материалов это уже не обязательно. В прежние времена было принято после разборки варажницы и сами ямы закапывать, но оставшиеся свидетельства показывают, что те, кто их ставил, не успели по каким-то причинам это сделать, а потом уже не вернулись – погибли. Уже неоднократно размещал фотографии этих круговых ям – некоторые до сих пор впечатляют диаметром и глубиной (от кромки до трех человеческих ростов).
как уже говорил, затес нижних опорных столпов шел от внешней под затес плах, которые частью как бы вкладывались внутрь, а привал землей обеспечивал дополнительную стяжку. На примере того, как сложно раздавить полным охватом куриное яйцо, можно понять – нагрузка распределяется равно. Это еще одна из причин, по которой я бы не рекомендовал закапывать щитовые прямоугольные строения (боковое вдавливание внутрь) исключение может предоставлять небольшие по объему с перемычками, которые возводятся на нескольких уровнях и наращиваются по принципу цепочек или виноградной кисти. См. пост … Схрон номер 5
http://zhurnal.lib.ru/f/fiksazh/shron05.shtml
Вот в том прибрежном озерном варианте высокого протяженного склона ставить варажницы было бы слишком трудоемко.
Второй бесспорной причиной преимущества варажниц является гораздо больший внутренний объем при сокращении общей длины материала. Это может иметь решающее значение. Всякую плаху можно подготовить и положить на свое место в одиночку (также перенести, перебросить к месту), а вот уже бревно прямоугольного сруба волочь замучаешься.
Если даже при имеющемся подготовленном материале на небольшой сруб заимки вы потратитесь (наломаетесь), то на варажницу, в несколько раз большую собственным внутренним объемом, уйдет в несколько раз меньше времени и усилий. И здесь речь о серьезном схуте.
В варажнице «верхнего мира» продольное крепление восьми (по четыре с разницей разносом по высоте в условный рос) такое же как в варажнице нижнего мира (та же попарная врезка, и «вара» - квадрат – все одного и того же размера), но у нижней внакладку к столпам, стены «верхней» (боковины) из плах попросту составлялись подгонялись - опускаются в пазы столпов сверху вниз,
http://saveyou.ru/forum/attachment.php?attachmentid=1966&stc=1&d=1300794420
Преимущество заключено также в то, что в отличии от сруба не нужно подгонять подрубы под толщину (диаметр) соседних стен, чтобы все сошлось. Каждая из восьми стен индивидуальна.
Затес щек столпов (где врезка) идет на толщину плах, из которые укладывают в стену. Рекомендую сделать заранее пару ранжиров из куска фанеры. Внутренний угол составит 135 градусов. Разметка производится натянутым шнуром (протирается углем и отщелкивается, образуя линию)
Дело упроститься, если по намеченным линиям заранее пройдете специальным резцом – сделаете борозцу - пила не будет выскакивать. Еще проще набить направляющую рейку.
Продольные надрезы делаются недлинной сильно вогнутой двуручной пилой, на которой стоит ограничитель-рейка (кстати сразу же рекомендую насверлить несколько парных отверстий, чтобы эту рейку переставлять по глубине.
На этих пилах рукояти обычно (нижней части) подрезаются, чтобы еще больше увеличить глубину продольного надпила.
Выемка паза идет прямым теслом или металлической полосой (стамеской). Впрочем, случалось все это делать и топором.
Третий уровень (пространство) подкрышное, и оно получается не меньше, чем два под ним. На узлы вары ставятся (подгоняются) опоры с самого низа – столпы небольшого диаметра – на каждую выходят по две лаги внешних столпов из за чего получаются углы и кольцо внешней крыши получает свой своеобразный «староверский» вид.
http://saveyou.ru/forum/attachment.php?attachmentid=1967&stc=1&d=1300794515
В внутренние углы вары устанавливаются столпы (длиннее примерно на метр), сшиваются с узловыми, и вторая крыша идет с нахлыстом на первую, и формальность восьми столпов внутреннего «круга» (вары) соблюдена.
Боковые щиты (4) съемные (обычно оставляют решетчатые от птиц и зверей, поскольку в верхней части частенько подкапчивается рыба или мясо)
Высота наземной части произвольная, случаются в стенах «окна» (скорее бойницы – человек не протиснется и закладывались опять же куском дерева или щитом), но скат всегда таков, чтобы не задерживался снег. Однако не в случаях, когда крыша располагалась близко своими краями к земле, соприкасалась или врывалась (в иных случаях – видел – врастала) – тогда сбор снега на скатах естественен, а настенные бойницы не несли смысла дополнительного освещения внутреннего пространства.
Но такой вариант предоставлял дополнительно воздушное пространство вокруг стен, а значит, способствовал теплоизоляции.
Из здесь никак не стоит отбрасывать со счета радомницу, сделав следующий логический шаг – дополнительное кольцо, которое создает еще одно пространство под крышей – просто сухое открытое или закрытое – еще одно круговое хозяйственное помещение - термос.
Таких варажниц не было, но… – почему бы нет?
Подобное имеет смысл при сложных каменистых грунтах, или высоких грунтовых, т.е. невозможности (как у нас) создания складских ниже уровня земли. Раз за разом будете сталкиваться с тем, что нужно проводить работы в непогоду – ветер, дождь, снег и хотя много лучше это делать в придворке, но дворы частенько замыкали под одну крышу с избой телятником и сенником.
/продолжу, однако, ввиду начала сезона уже никак не на регулярной основе, а случайным образом/
Ренегат ли я сам? Сложный вопрос. Боюсь, попросту вскоре не останется варажников способных это осудить. Вброс материалов в интернет считаю правомерным (может быть даже и своевременным). Атавит, с которым встречался на «ближенье» на возвышенности Латгале, не осудил, хотя и не одобрил – некоторые вещи невозможно предсказать, пока они не произойдут, и опять же этому требуется изрядный кусок времени – надеюсь он у вас есть. Пополнил знание предмета, но покуда не реализовал, это не есть знание собственной практики. Знание не закрепляется и не продвигается разовым опытом. Держусь мысли, что человека лепят подражания, и стоит ему преподавать (являть) примеры достойные подражания. Варажников с детства лепили играми. Взрослые менее пластичны, хуже восприимчивы, их игры уже не являются стимулом жизни, а худшей из ее имитаций. Следование каким-либо религиям – те же игры. Следование обычаям – тоже, но живым остается лишь то, что предлагает не канон, а импровизацию.
Все меняется – уже и в варажнице с южной части можно врезать «цивилизованный» вход, нарастить окно в крыше, соорудить крылец. Зависит от того, чему предназначено строение – просто жить или все-таки выживать в сложный период времени.
Медвежьи ямы на входе уже не роют. И не встретишь дверь-перевертышь опрокидывающаяся на себя (она же крышка, и судя по фольклорным преданиям, как метод на человека практиковался еще во время «песьих голов» с тем психологическим уклоном, что на месте тем же моментом образовалась декоративная «могила с крестом», шокирующая попутчиков недотепы), но такие веселья (в отличие от медвежьих) носили одиночный характер - до сих пор трактуется варажье имя того затейника, как нечто нарицательное.
Одно время, занимаясь изучением тетрадей, пытался проводить аналогии варажников и нитзуцу (логично - являлось мирским скрытным «монашеством», которое никак не чуралось семейных отношений – и аналогии особо могло касаться атавитов-странников), но это ложные аналогии. Варажники служили не смерти, а жизни, и представить, что их опыт шел дальше сохранения обычаев места, что могли выступать в качестве убийц (суть – за деньги) для людей совсем иных отношений – презирающих мамону, никак невозможно. Скоморошество или юродство признавалось как способ путешествовать, запись на воинскую службу происходила часто, и в фольклоре «Аника-воин», проходил как серьезный персонаж и никак не уничижительного смысла (нечто сродни Гамлету), смотри литобработку по мотивам:
http://proza.ru/2005/11/13-88
Суворовские походы отразились наиболее полно – от чего-то в большей степени, чем наполеоновское время, и должно быть, по тому времени это была лучшая из возможностей повидать мир. А может во времена Наполеона армия не предлагала тех возможностей импровизации, как славные Суворовские походы, кроме естественных партизанских (они существовали всегда, но воспел их, предлагал принять как метод, гусар Давыдов)
Однако, вернемся к варажницам.
С той поры как человек сподобился летать, место схутницы чаще выбиралось средь крупных елей. В тех же схутовых маскировочные мероприятия частенько производятся в том числе и неполным заваливанием дерева на другое, но никогда не путем подруба – корневая ели в отличии от сосны словно специально этому приспособлена. В некоторых случаях заваленные деревья и составляют тропу (но опять же не сосны) и движение по ней происходит босыми ступнями. Думается, не стоит объяснять – почему.
Известно, что столпы внешнего круга РАДОМНИЦ были резными (письмо), а внутреннего уже простые, но со специальным горизонтальным на уровне колен надрезом и затесом вверх направленным в вару (в середину), из-за сего столпы представляли возможность садиться восьми атавитам в круг - как бы внутрь самих опор-столпов. Вероятно большинство лесных обычаев места идут таки от друидов.
Столпы варажниц, кстати, было принято спасать, крепя к ним рычаги - протаскивания и уводя протоками, бросая (вбивая в болото) остальные части конструкции. И это что касается даже не «культовости», произведения труда или искусства, а из всего сооружения именно они представляют наибольшую ценность хотя бы из-за толщины (чем толще столп, тем он считается лучшим, да и круг стараются подобрать под один диаметр). Валить большое дерево всегда большой грех – этому есть собственное время и извинения, которые следует принести – объяснить для чему послужит. Худого от этого не будет. (Равно ритуалы похорон служат для успокоения не мертвых, а живых – это их собственная психотерапия.) Выживание возможно только на последовательных повторяющихся, а отчасти и развивающихся обычаях, иначе неминуема деградация. Обычай крепит память.
Полистайте славянский ежедневник, пусть он густо перезамешан на христианских трактовках, но истинное стремление угадывается. Богатство народа определяется фантазией – широтой души. И только тот народ может быть признан народом, который создал собственный фольклор. Знаю лишь одно исключение создавшее вместо фольклора инструкции, но это уже верные признаки не народа, а организации…
...подетальнее как строить восьмиугольную жилую варажницу, ту которая разборная и транспортируемая, я не очень понял из описания в теме Фиксаж-метод...
Схема связки большой родовой варажницы выглядит следующим образом:
http://saveyou.ru/forum/attachment.php?attachmentid=1961&stc=1&d=1300793854
Внутренний круг столпов значительно выше внешнего, скатная крыша шла по кругу, и в центре (варе) оставлялась дыра в небо.
Наибольший (естественный) интерес выживанию представляют варажницы, которые в той или иной мере служили для жилья, сохранения имущества и припаса, и РАДОМНИЦА (представленная выше) не входит в их число – это сооружение бдений, советов, решений.
Сам радомниц не видел, потому судить о них могу только по описаниям (впрочем, все сооружения серии предельно просты, и повторяются за некоторыми изменениями – характеристиками места и задач – каких именно уже перечислял, нет смысла повторяться – см. также пост номер …).
Предположительно (во всяком случае об этом мне доподлинно не известно) после войны они уже не ставились, - должно быть, попросту не осталось в живых столько атавитов (нужно 8 – по числу столбов внутреннего круга). На оставшихся в живых навалились более насущные проблемы.
Так или иначе, здесь и ниже будут разбираться только «семейные варажницы», которые можно достаточно быстро срубить в одиночку.
Но внутренний сшив у них уже следующий. См. схему:
http://saveyou.ru/forum/attachment.php?attachmentid=1962&stc=1&d=1300793904
Здесь ВАРА, хотя имеет восемь столпов (спаренных – они помечены), но представляет квадрат, а не круг. А узловые уже состыкованы и присутствуют не всегда (не по всей длине)
Горизонтальные же внутренней части скрепляются попарно.
http://saveyou.ru/forum/attachment.php?attachmentid=1963&stc=1&d=1300793940
Набросок утрирован, да и такую полную связку-переплетенку делать необязательно:
http://saveyou.ru/forum/attachment.php?attachmentid=1964&stc=1&d=1300794040
Так или иначе, но 4 продольные составляют приподнятый пол или настил-нары, а 4 условный потолок. В некоторых случаях он утеплялся. У нас традиционно следующим образом – плахи, затем мох, а поверх куски дерна травой вниз и слой опилок (для чистоты).
Центр – квадратная или округлая печь – белая или черная (дымная) или открытый очаг кострища (в походном варианте)
На продольные врезы наполья набрасывается сплошной (реже и с люками) или частичный настил (такое чаще – часть пола остается как бы приспущенным земляным). Сложившиеся квадраты завешивались грубым материалом, составляя семейные пологи – то есть своеобразные палатки внутри жилья, где каждую из частей (сторон) можно было снять или откинуть. Сохранение тепла, уюта, индивидуальных отношений, да и в комариное время ничуть не бесполезно. Но один, а (иногда и два) квадрата оставлялись «земляными» для общего хозяйствования - речь о простом скором варианте семейной варажницы (без заглубленеия).
Однако климат и условия скрытого существования предполагают другие варианты.
По оставшимся ямам можно проследить одну последовательность - на каждом из островов их ровно три. Однако они не имеют (не разбросаны) в определенной конфигурации (или я ее не вычислил). Впрочем, и цифра три в русском значении имеет некое особое сакрально значение – три богатыря, змей трехглавый, святая троица, «сообразить на троих» и т.п. Вряд ли и это случайность.
Оставленные ямы – свидетельство трагедий поздней поры. Если их меньше трех (знаю пару подобных мест), значит, произошло сокрытие (историческая закладка, либо же осуществлено схоронение – возможно инфекционное с предварительным сожжением прямо на месте и заравниванием) Но и об этом уже говорилось.
Есть предания о варажницах-крепостях, но какими они были, можно опять только гадать. Определенно круговыми. Возможно (только возможно) здесь условные «восемь столпов» представлялись восьмью варажницами особого типа. Определенно, что свайные поселения озерных отмелях «болотных» людей опять же были кругового типа, как наиболее простого к защите и имеющего сакральный смысл. Средь туманов будешь поклоняться тому, что высушивает – доброму солнцу, а никак не воде, и это круг. В пустыне уже вода святость, а солнце недобрый бог.
И коль доказано, что в таких свайных поселениях (а ничего кроме свай не осталось) могло проживать примерно 150-200 человек, а это 30-40 мужчин и подростков способных к серьезной охоте, а с тем и защите, то можно просчитать как минимальный и максимальный объем круга. Но это подсчеты смысла, что в роду произошло разделение обязанностей. Чистой воды теория, и не думаю, что человечество достигнет опять таких высот понимания жизни, что возникнут подобного рода поселения.
Отдельная варажница-болотница (приют рыбака и охотника) рубится на сухом, то есть на берегу, но потом ставится в «стаканы» - на вбитые заранее столбы (они кстати примерно за год должны запрессоваться намертво) – каждый обивается другими по кругу, стоящими уже выше, и получается своеобразный «стакан», который упрощает дальнейшую сборку и дополнительно держит (запрессовывает) основу. Нужно ли опять говорить, что такая работа производятся в зимние месяцы и разметка точна?
Если в болотные варажницы (рыбницы) можно вплывать на камье, оказываясь внутри помещения не выходя из долбянки, то уже островные, как правило, предусматривали вход через коридор в нижний уровень (обычно от склона). И подпол варажницы (кроме походных) был никак не меньший, чем ее наземная часть. Собственно можно говорить о двух раздельных варажницах – одна стоит на другой - специфика нижней части такова, что к имеющейся связке настенные плахи не вставляются во врез, а идут в привал (в накладку- перекрывая столпы, заваливаясь и укрепляясь выбранной землей).
http://saveyou.ru/forum/attachment.php?attachmentid=1965&stc=1&d=1300794125
Рисунок утрирован. Затес щек идет на внешнюю сторону, а бревнышки стен показаны как полностью уходящие внутрь - по уровню столпов (хотя это не всегда так)
На стыке двух сооружений создавали пазухи (в избах – заваленка), которые прикрывают продольными кусками дерева на зимний период и заваливают на зиму землей (чтобы не выстуживало), а на лето открывают (чтобы проветривало подполье – сушило под избой)
В прошлые незатейливые времена нижняя обжигалась до обугливания, сегодня с приобретением изоляционных материалов это уже не обязательно. В прежние времена было принято после разборки варажницы и сами ямы закапывать, но оставшиеся свидетельства показывают, что те, кто их ставил, не успели по каким-то причинам это сделать, а потом уже не вернулись – погибли. Уже неоднократно размещал фотографии этих круговых ям – некоторые до сих пор впечатляют диаметром и глубиной (от кромки до трех человеческих ростов).
как уже говорил, затес нижних опорных столпов шел от внешней под затес плах, которые частью как бы вкладывались внутрь, а привал землей обеспечивал дополнительную стяжку. На примере того, как сложно раздавить полным охватом куриное яйцо, можно понять – нагрузка распределяется равно. Это еще одна из причин, по которой я бы не рекомендовал закапывать щитовые прямоугольные строения (боковое вдавливание внутрь) исключение может предоставлять небольшие по объему с перемычками, которые возводятся на нескольких уровнях и наращиваются по принципу цепочек или виноградной кисти. См. пост … Схрон номер 5
http://zhurnal.lib.ru/f/fiksazh/shron05.shtml
Вот в том прибрежном озерном варианте высокого протяженного склона ставить варажницы было бы слишком трудоемко.
Второй бесспорной причиной преимущества варажниц является гораздо больший внутренний объем при сокращении общей длины материала. Это может иметь решающее значение. Всякую плаху можно подготовить и положить на свое место в одиночку (также перенести, перебросить к месту), а вот уже бревно прямоугольного сруба волочь замучаешься.
Если даже при имеющемся подготовленном материале на небольшой сруб заимки вы потратитесь (наломаетесь), то на варажницу, в несколько раз большую собственным внутренним объемом, уйдет в несколько раз меньше времени и усилий. И здесь речь о серьезном схуте.
В варажнице «верхнего мира» продольное крепление восьми (по четыре с разницей разносом по высоте в условный рос) такое же как в варажнице нижнего мира (та же попарная врезка, и «вара» - квадрат – все одного и того же размера), но у нижней внакладку к столпам, стены «верхней» (боковины) из плах попросту составлялись подгонялись - опускаются в пазы столпов сверху вниз,
http://saveyou.ru/forum/attachment.php?attachmentid=1966&stc=1&d=1300794420
Преимущество заключено также в то, что в отличии от сруба не нужно подгонять подрубы под толщину (диаметр) соседних стен, чтобы все сошлось. Каждая из восьми стен индивидуальна.
Затес щек столпов (где врезка) идет на толщину плах, из которые укладывают в стену. Рекомендую сделать заранее пару ранжиров из куска фанеры. Внутренний угол составит 135 градусов. Разметка производится натянутым шнуром (протирается углем и отщелкивается, образуя линию)
Дело упроститься, если по намеченным линиям заранее пройдете специальным резцом – сделаете борозцу - пила не будет выскакивать. Еще проще набить направляющую рейку.
Продольные надрезы делаются недлинной сильно вогнутой двуручной пилой, на которой стоит ограничитель-рейка (кстати сразу же рекомендую насверлить несколько парных отверстий, чтобы эту рейку переставлять по глубине.
На этих пилах рукояти обычно (нижней части) подрезаются, чтобы еще больше увеличить глубину продольного надпила.
Выемка паза идет прямым теслом или металлической полосой (стамеской). Впрочем, случалось все это делать и топором.
Третий уровень (пространство) подкрышное, и оно получается не меньше, чем два под ним. На узлы вары ставятся (подгоняются) опоры с самого низа – столпы небольшого диаметра – на каждую выходят по две лаги внешних столпов из за чего получаются углы и кольцо внешней крыши получает свой своеобразный «староверский» вид.
http://saveyou.ru/forum/attachment.php?attachmentid=1967&stc=1&d=1300794515
В внутренние углы вары устанавливаются столпы (длиннее примерно на метр), сшиваются с узловыми, и вторая крыша идет с нахлыстом на первую, и формальность восьми столпов внутреннего «круга» (вары) соблюдена.
Боковые щиты (4) съемные (обычно оставляют решетчатые от птиц и зверей, поскольку в верхней части частенько подкапчивается рыба или мясо)
Высота наземной части произвольная, случаются в стенах «окна» (скорее бойницы – человек не протиснется и закладывались опять же куском дерева или щитом), но скат всегда таков, чтобы не задерживался снег. Однако не в случаях, когда крыша располагалась близко своими краями к земле, соприкасалась или врывалась (в иных случаях – видел – врастала) – тогда сбор снега на скатах естественен, а настенные бойницы не несли смысла дополнительного освещения внутреннего пространства.
Но такой вариант предоставлял дополнительно воздушное пространство вокруг стен, а значит, способствовал теплоизоляции.
Из здесь никак не стоит отбрасывать со счета радомницу, сделав следующий логический шаг – дополнительное кольцо, которое создает еще одно пространство под крышей – просто сухое открытое или закрытое – еще одно круговое хозяйственное помещение - термос.
Таких варажниц не было, но… – почему бы нет?
Подобное имеет смысл при сложных каменистых грунтах, или высоких грунтовых, т.е. невозможности (как у нас) создания складских ниже уровня земли. Раз за разом будете сталкиваться с тем, что нужно проводить работы в непогоду – ветер, дождь, снег и хотя много лучше это делать в придворке, но дворы частенько замыкали под одну крышу с избой телятником и сенником.
/продолжу, однако, ввиду начала сезона уже никак не на регулярной основе, а случайным образом/