Мой нож - своими руками:
Долгое время подбирал для себя модель того ножа, который я возьму с собой - если это будет единственный нож для выживания. Для этого я воспользовался следующими практиками:
- приобретение ножей и опробывание их в реальных действиях на резание, строгание, удобство удержания, устойчивость к ржавлению, удобство заточки и т.д.
- просмотр разных ножей в интернете и представление, как он может себя вести при его форме, габаритах и т.д.
- изготовление авторских ножей (почти все раздарил в итоге) - все время искал идеальную форму.
Наконец, методом проб и ошибок я определил для себя наиболее оптимальные формы ножа. Один из них оказался саамским ножом (его рукоять почти повторена в ноже Mora outdoors 2000), второй - финским, с укороченным для удобства лезвием (многие финские ножи имеют достаточно длинное лезвие - для меня оно оказалось неудобным при мелких работах).
Такой нож, каким он мне нужен, найти и купить я не смог. Можно было бы заказать профессионалу - ножевому мастеру, но во-первых, полагаю, это дорогостоящее мероприятие, а во-вторых, у самого руки не из ... растут, и люблю что-то делать своими руками. Тем более, есть художественный вкус, закончил 8-летнюю художественную школу с отличием, сколько себя помню - все время что-то рисовал, выжигал, вырезал из дерева, чеканил и т.д. и т.п. В общем, осваивал художественные ремесла.
Поэтому решил сделать нож выживальщика своими руками.
Для начала я поэкспериментировал с разными видами стали. Наконец, подобрал чудесное лезвие Kankaanpaa KN105H (ковать сам не стал - приобрел в интернет-магазине). Затем определился с видом материала для рукоятки. Нравится мне карбон, по удобству удержания, но так же мне нравится и карельской березы кап. Он более приятен на ощупь и куда более естетичен. Делать произведение искусства я не планирую - нож все-же будет рабочим, но красоты он не должен быть лишен - поэтому решил в березовом капе сделать проставки из рога лося. Полностью костяная рукоятка - на мой взгляд - слишком скользкая, ну а текстолит - это вообще дешевый, скользкий и некрасивый материал.
Заказал материалы в в интерет-магазине. Качество тоже порадовало - есть небольшие претензии к капу, который сушили, видимо, слишком интенсивно, и образовались мелкие трещинки, но думаю, они неглубокие и не помешают. Лезвие ножа из углеродки просто восхитило и по форме и по качеству стали.
Итак, на фото - кап редкой по сорту карельской березы, олений рог, лосиный рог, черная фибра, кусок натуральной кожи, крепежи из мельхиора, и клинок финских мастеров.
После этого из линейки и пластилина вылепил модель ножа, который для меня удобен в удержании. Получилось вот что:
На финских ножах обычно применяют оковку, но я засомневался в ее практичности (несмотря на то, что финны ее используют - ведь оковка из металл - не будет ли металл приставать к коже ладони холодной зимой? Ведь оковка на их ножах бывает и достаточно большой...). Вот такого рода оковку они используют:
И я решил использовать обычный плоский больстер. Он будет ограничителем, при этом площадь его соприкосновения с ладонью минимальна.
Думал сочетать проставку лосиным рогом с оленьим рогом - но прорезав отверстие в роге оленя (раньше с ним я не работал), увидел - что внутри он недостаточно прочен (хотя и прочен чрезвычайно снаружи), посчитал, что при больших нагрузках может подвести в ответственный момент, в сравнении с ним рог лося - куда прочнее, да к тому же рог оленя, имхо, красив при минимальной обработке - а если приходится стесывать лишнее - уже не столь красив - и я остановился только на роге лося.
Немножко поработал с отшлифовкой клинка.
Сложил "пирог", получилось вот что:
После этого начал обточку:
Рукоять пока еще толстовата, по форме я ее еще не вывел. При отсутствии гриндера - работаю на точильном станке. Конечно. гриндером поудобнее-то было, с точильным приходится работать аккуратнее. Дело в том, что работая с камнем - при отсутствии аккуратности и ловкости рук можно сжечь как кап березы, так и рог лося. Но я уже работал так - сделал не один нож, ничего не испортил.
Перед окончательной доводкой до формы рукоятки решил все же сравнить удобство удержания как моей рукоятки из пластилина, так и купленного за смешные 380 руб. ножа финской формы с ОЧЕНЬ удобной рукояткой.
На фото ниже:
По удобству оказались одинаковы, но заводская рукоять выглядит аккуратнее. Видимо. буду под нее подгонять свой нож. Но вот грибок на заводском ноже мне не очень нравится. Мой пластилиновый нравится больше. Поэтому буду компоновать.
Продолжаю обточку. Еще не готово - но уже вырисовался контур рукояти...
Немного запустил процесс фотографирования процесса, увлекшись на самом процессе. Нож еще не доделан до конца, но уже приближается к оному. Вот что получилось:
Нож в ладони лежит как влитой (еще бы ему не лежать так - ведь делался индивидуально под мою руку). Нелегко было работать при минимуме инструментов (нет гриндера - обходился точильным станком). Рукоять ближе к завершению стал обрабатывать напильником, придавая ей необходимую форму, т.к. электроточило так и норовило сжечь дерево и кость. Напоследок - мелкой наждачкой, вплоть до нулевки.
Нож слегка был пропитан льняным маслом и подсушен, но процесс высыхания льнянки затягивается на долгие месяцы при отсутствии достаточного тепла и солнечного света - в эти январьские дни как раз так и происходит. Пока масло не высохло, оно вытягивается из дерева кожей ножен, поэтому полагаю, что окончательной доводкой пропитаю рукоять воском. Фото будет.
Процесс сборки часе рукояти происходил на эпоксидном клею. После чего, для укрепления - хвостовик был аккуратно расклепан. Ведь нож предполагается как рабочий, а не полочник, и рисковать поломкой рукояти в самый ответственный момент не хотелось. Увы, расклепывание хвостовика на скошенном грибке - процесс весьма сложный. То ли дело расклепать на горизонтальной поверхности под углом по отношению к лезвию в 90 градусов. Но что делать - пришлось помучиться. Под хвостовик был выточен, проложен в углубленный вырез кусочек металла, выточенный из монеты. Так как окисляться монета станет меньше всего.
Заодно и ножны сделал. Ножны с односторонним деревянным вкладышем для уменьшения их размера. Вкладыш вырезал и выточил из дерева, пропитал льняным маслом, а в ответственных местах цианокрилатом. После чего, вложив нож во вкладыш, защитил от воздействия воды пищевой пленкой в несколько слоев. Кожу намочил в теплой воде, а затем обтянул вкладыш с ножом. В местах сгибов скрепил множеством прищепок и дал высохнуть кожей. После высыхания кожа придала форму, которая ей была задана. Оставалось просверлить 2-мм сверлом отверстия, разметив их зубьями вилки, вырезать канавку под шов, и прошить капроновыми нитками. Для лучшей защиты сверху поверх шва прошелся цианокрилатом. Останется впоследствии, после того, как будет сделан подвес под ремень, пройтись сверху черной краской-кремом.
Размышляю, делать ли тиснение, или не стоит заморачиваться...
Вот так это выглядит, когда нож вложен в ножны. Сидит он очень плотно - и не выпадет даже при переворачивании.