Спор о варага, первенстве обычая над законом, рабстве и зависимости, свободе и воли, идеологии общин, ошибочности вектора движения «сект» и цивилизаций, белых пятнах отечественной истории, неясностях языческого периода и христианской централизации, «духовного» и «материального», схожестях и различиях исторических методов управления… и прочего, к чему только можно провести аналогии…
Недавняя перепись подняла интерес ко многим дурацким определениям, словно опросный лист составляли какие-то остряки. Записывать верования или образ жизни в качестве национальности (происхождение-какого рода?), давая им уничижительное оскорбляющее название и ждать что кто-то подпишется под ним? И я, кстати, далек от мысли, что это случайность. Но с переписью (публикацией опросников) произошел всплеск интереса к национальности «х*й» (что-то северное) - регистрационный номер 1662, и национальности (что??!) "дырник" - регистрационный номер 462.
Не охренели? А пора бы…
Указаны еще национальности «лао ******»(под звездочками матерное), «папуасы-хули», «фараоны», «срб» (?!) ну и «хохол» (см. 1654) - только мне непонятно, кто из украинцев под 1654 подпишется, да и в чем был смысл дублировать.
Полный список смотреть здесь: http://www.perepis-2...cionalnosti.doc
Любопытно, что в список не вошло определение «варажник», что говорит в пользу явления – ему удалось себя сохранить от любопытства посторонних. Но это не национальность и не религия. Впрочем…
Я думаю, «х*й» тоже не национальность, а орган.
Варажник – уверяю! - не национальность. Но и не политическое движение. Скорее «стояние» (но не застой) – упрямое, на своем, на порубежье – порубежниченье.
Так или иначе, коснемся крамольников. Название уничижительное, но стало им, с исторической точки зрения, не так уж давно, его значение переосмыслялось усилиями официальных тысячу лет. А суть проста, она исходит из названия - «к-РА-мольники». Но и это название не внутренне, а внешнее (постороннее). Поскольку я исследовал этот вопрос уже очень давно, небезынтересным будет знать что еще 1929 году, когда составлялась "Классификация религиозных объединений", Бонч-Бруевич (весомая фигура среди большевиков высшего звена и известный специалист по делам национальностей) с возмущением указывал:
Скажу от себя. На сегодня это остается единственным трезвым суждением, хотя определение, разъяснение (следствие незнания предмета) наивно и поверхностно. Но наберите в любой из поисковых слово «дырники», начитаетесь в общем-то одинакового (я проверил более 500 ссылок), причем все авторы идут от одного источника, либо тиражируют и ссылаются друг на друга. Типа: «Самые нелепые секты России» и заявления подстать этому:
(так у всех этих горе-знатоков)
http://4stor.ru/uchebnik/osnovi/4060-samye-nelepye-sekty-rossii.html
Все ухватились, уперлись на том, что якобы кто-то молится в дыру. Во-первых не молятся. Умываются! И умываются лучом солнца (естественно только когда оно есть) - лицо и руки. Вот и все, без коленоприклонений, чтения молитв, без накладывания креста, икон... ЭТО ОБЫЧАЙ.
А все остальное – сложившийся когда-то образ жизни и опять же обычаи.
СЛОВАРЬ НЕПОНЯТНЫХ СЛОВ:
Еще одно отступление на "ВАРА"
Мне уже указывали на сходств слов «варажник» и «варяг». Не нахожу в этом особо удивительного, поскольку в тех местах было (и сохранилось) несколько волоков.
Еще.
В том же финском языке корень vara очень распространен.
Это - запас, это средства, это осторожность, это опора и еще много чего.
Olla varana jokille - быть опорой кому-либо.
Varaasema - запасная позиция
Varakas - богатый
Varas - вор
И из этих мест (так считается) славяне 1000 с лишним лет тому назад вытеснили угро-финов.
Есть еще совпадения, которые заставляют говорить о том, что данное явление (ВАРАЖНИЧЕСТВО) слилось со староверием на месте возникновения, а не исходило из него, как считают.
Но в любом из справочников прочтете следующее:
Интересно наблюдать как об явлениях пишут люди, которые с ним никогда не соприкасались, лишь слышали звон неизвестно с каких рук.
Но вернемся к варажницам. Какие еще есть?
Некоторые пояснения:
В ряде случаев ВАРАЖНИЦЫ в разговорной речи назывались как ПОРУБЕЖНИЦЫ, но есть основание утверждать, что порубежница - это когда-то особый вид варажницы крепостного характера.
Отсюда и порубежница-подруга. «Моя жена – моя крепость…»
В ином значении – женский детородный орган.
(возможно во времена древнейшие его и подобными строениями и подразумевали, копировали)
Мой дед (атавит) насчет женитьбы говорил так: «Бери бабу непочатую!» Это кстати, одно из наиважнейших правил – жену (свою порубежницу) положено выращивать, готовить. Минимальная разница в возрасте 7 лет (более правильным считается 8 – 12)
Так и сложилось.
Интересен ритуал кругового бега и игрищ - сталкивания со столбов на внешнюю (И только тому, кто упал внутрь, разрешено подняться до окончания)
Отличительная черта - все варажницы имеют восьмистненную-восьмиуголовую круговую форму и (кроме памятных) возводятся в СКРЫТАХ малодоступных исключительных местах имеющих особое значение (иногда и ввиду находящегося по близости и требующего очиститься или осмотреться - провести ночь в варажнице-порубежнице), и все они (кроме схутовых) представляют собой строения с частичным или полностью открытым верхом, позволяющим ВАРАЖИТЬ, потому могут считаться культовыми. Поскольку, ВАРАЖИТЬ – как сказано выше, означало смотреть на звезды вверху и огонь внизу, определяя собственное место в мире и суть будущих поступков.
Человек жив, пока живо его дерево.
Но и после ты жив, потому как от корней обязательно начинает расти следующее.
ВАРАЖЬЯ ВОСЬМЕРКА (сейчас все чаще упоминается с добавлением слова «русская») – гимнастический комплекс упражнений, который в виде игры (на начальном этапе) преподносился детям, и представлял уменьшенные копии варажниц в виде невысоких (до уровня колена) столбиков вкопанных в землю двойной «восьмеркой», повторяющей восьмиспицное колесо.
(см. одноименный файл)
То есть, уже и дети «танцевали от печки».
Едва ли не во всяком пограничье порубежничанье (как образ жизни) влечет за собой создание Устава, а наследное следование ему, не только оттачивает, закрепляет сам устав, но и формирует наследный характер. Порубежничанье создает удивительные, порой очень долго сохраняющиеся обычаи (например - Запорожская Сечь), которым едва ли полшага не хватает до того, чтобы стать религией («сектантство» уже налицо). Некоторый широко известны, о других никогда не узнаем – они уходят с последними представителями.
Тогда надо издалека.Фиксаж, нельзя ли немного узнать про упомянутое варажничество-схутничество в историческом аспекте? Откуда этот древний опыт позаимствован (родовой, реконструкция)? Возможно, эта информация поможет лучше понять суть вашей концепции, идеологии и методологии...
также просьба пояснить данные старые слова (в ар раж..., с хут ник...), мне они ясны, но, возможно, это будет познавательно и для других!
Недавняя перепись подняла интерес ко многим дурацким определениям, словно опросный лист составляли какие-то остряки. Записывать верования или образ жизни в качестве национальности (происхождение-какого рода?), давая им уничижительное оскорбляющее название и ждать что кто-то подпишется под ним? И я, кстати, далек от мысли, что это случайность. Но с переписью (публикацией опросников) произошел всплеск интереса к национальности «х*й» (что-то северное) - регистрационный номер 1662, и национальности (что??!) "дырник" - регистрационный номер 462.
Не охренели? А пора бы…
Указаны еще национальности «лао ******»(под звездочками матерное), «папуасы-хули», «фараоны», «срб» (?!) ну и «хохол» (см. 1654) - только мне непонятно, кто из украинцев под 1654 подпишется, да и в чем был смысл дублировать.
Полный список смотреть здесь: http://www.perepis-2...cionalnosti.doc
Любопытно, что в список не вошло определение «варажник», что говорит в пользу явления – ему удалось себя сохранить от любопытства посторонних. Но это не национальность и не религия. Впрочем…
Я думаю, «х*й» тоже не национальность, а орган.
Варажник – уверяю! - не национальность. Но и не политическое движение. Скорее «стояние» (но не застой) – упрямое, на своем, на порубежье – порубежниченье.
Так или иначе, коснемся крамольников. Название уничижительное, но стало им, с исторической точки зрения, не так уж давно, его значение переосмыслялось усилиями официальных тысячу лет. А суть проста, она исходит из названия - «к-РА-мольники». Но и это название не внутренне, а внешнее (постороннее). Поскольку я исследовал этот вопрос уже очень давно, небезынтересным будет знать что еще 1929 году, когда составлялась "Классификация религиозных объединений", Бонч-Бруевич (весомая фигура среди большевиков высшего звена и известный специалист по делам национальностей) с возмущением указывал:
«…Почему неизвестный мне автор "Классификации религиозных объединений" в документе Наркомвнудела заимствовал из этого мутного и отвратительного источника /речь о «миссионерском календаре» и «Миссинерском посохе» изданий за 1903-1912 гг – сноска моя/, пренебрегши всеми другими, и в том числе моими исследованиями - мне непонятно и очень загадочно…
…и имеется только один совершенно точный и ясный ответ: все секты, которые существовали в былое время и которые существуют в настоящее время, должны именоваться именно теми названиями, которыми сами сектанты себя называют, и ни в коем случае этим общинам не могут быть присвоены те обидные и издевательские названия и прозвища, которые миссионеры и попы православной церкви обыкновенно давали для того, чтобы в самом названии унизить этих людей, натравливая на них другую часть населения ортодоксальной православной церкви, которую они считали единственно правильной и непоколебимой.
К сожалению, больше тысячи лет эти секты самым жестоким образом преследовались, и до сего времени еще не установлены настоящие, а не поддельные названия этих сектантов и старообрядцев, как они сами себя называют; но, все-таки, благодаря усилиям советской критики, этнографов и других научных деятелей, а в том числе и, отчасти, и моей работе, установлен целый ряд названий отдельных сект и групп и целых ответвлений, -- именно таких, какими эти люди сами себя называют, причем в старообрядчестве этих искажений значительно меньше, чем в сектантстве.
В старообрядчестве значительно большее число старых наименований можно принять и для нашей новой номенклатуры.
Чтобы Вам было понятно, до какой степени отвратительны и возмутительны названия отдельных сект, придуманные попами и миссионерами, я позволю себе привести два-три примера. На стр. 19 Оперативного отчета административного отдела, подразделение 7, "толк" 6, у Вас указано "дырники".
Самое название носит в себе что-то отвратительное, насмешливое, отталкивающее. Нам, исследователям, захотелось узнать, что из себя представляют эти "дырники"?
Оказывается это небольшая группа старообрядцев, которая в своих религиозных исканиях и отклонениях от православной церкви пришла к решению в вопросе, где и как надо молиться; что молиться надо смотря или на восходящее или на заходящее солнце, творя утреннюю или вечернюю молитву. Для этих простых людей солнце, этот древний бог человечества, имело особенное значение животворного начала, которое разливалось и разливается в мире.
И эти люди стали выходить в сады, огороды, поля и возносить свои песнопения восходящему и заходящему солнцу. Здесь чувствуется что-то древнее, какой-то привкус старых пифагорейцев. Откуда это занеслось в Россию и смешалось со старообрядчеством -- до сего времени неизвестно. Когда над этими людьми попы и черносотенцы стали издеваться и натравливать односельчан, то они должны были уйти в свои хаты, стали выпиливать в стенах хат продолговатые окошечки, в которые сразу могло смотреть несколько человек, и при восходящем и заходящем солнце они продолжали совершать свои песнопения в хатах, смотря в эти окошечки на солнце.
Отсюда и получилось название "дырники"; смотрят в дыру, молятся в дыру. Вы сами прекрасно понимаете, что если бы не было преследования, то не было бы и "дыры", не было бы этого окошечка. И когда в Вашей статистической таблице употребляется слово "дырники", то я глубочайшим образом убежден, что ни один старообрядец, исповедующий свою веру, не запишется под этим толком "дырники", так как для него это слово -- великое издевательство и ругательство…»
…и имеется только один совершенно точный и ясный ответ: все секты, которые существовали в былое время и которые существуют в настоящее время, должны именоваться именно теми названиями, которыми сами сектанты себя называют, и ни в коем случае этим общинам не могут быть присвоены те обидные и издевательские названия и прозвища, которые миссионеры и попы православной церкви обыкновенно давали для того, чтобы в самом названии унизить этих людей, натравливая на них другую часть населения ортодоксальной православной церкви, которую они считали единственно правильной и непоколебимой.
К сожалению, больше тысячи лет эти секты самым жестоким образом преследовались, и до сего времени еще не установлены настоящие, а не поддельные названия этих сектантов и старообрядцев, как они сами себя называют; но, все-таки, благодаря усилиям советской критики, этнографов и других научных деятелей, а в том числе и, отчасти, и моей работе, установлен целый ряд названий отдельных сект и групп и целых ответвлений, -- именно таких, какими эти люди сами себя называют, причем в старообрядчестве этих искажений значительно меньше, чем в сектантстве.
В старообрядчестве значительно большее число старых наименований можно принять и для нашей новой номенклатуры.
Чтобы Вам было понятно, до какой степени отвратительны и возмутительны названия отдельных сект, придуманные попами и миссионерами, я позволю себе привести два-три примера. На стр. 19 Оперативного отчета административного отдела, подразделение 7, "толк" 6, у Вас указано "дырники".
Самое название носит в себе что-то отвратительное, насмешливое, отталкивающее. Нам, исследователям, захотелось узнать, что из себя представляют эти "дырники"?
Оказывается это небольшая группа старообрядцев, которая в своих религиозных исканиях и отклонениях от православной церкви пришла к решению в вопросе, где и как надо молиться; что молиться надо смотря или на восходящее или на заходящее солнце, творя утреннюю или вечернюю молитву. Для этих простых людей солнце, этот древний бог человечества, имело особенное значение животворного начала, которое разливалось и разливается в мире.
И эти люди стали выходить в сады, огороды, поля и возносить свои песнопения восходящему и заходящему солнцу. Здесь чувствуется что-то древнее, какой-то привкус старых пифагорейцев. Откуда это занеслось в Россию и смешалось со старообрядчеством -- до сего времени неизвестно. Когда над этими людьми попы и черносотенцы стали издеваться и натравливать односельчан, то они должны были уйти в свои хаты, стали выпиливать в стенах хат продолговатые окошечки, в которые сразу могло смотреть несколько человек, и при восходящем и заходящем солнце они продолжали совершать свои песнопения в хатах, смотря в эти окошечки на солнце.
Отсюда и получилось название "дырники"; смотрят в дыру, молятся в дыру. Вы сами прекрасно понимаете, что если бы не было преследования, то не было бы и "дыры", не было бы этого окошечка. И когда в Вашей статистической таблице употребляется слово "дырники", то я глубочайшим образом убежден, что ни один старообрядец, исповедующий свою веру, не запишется под этим толком "дырники", так как для него это слово -- великое издевательство и ругательство…»
«Друзья перед вами самые тупые и нелепые секты России!
"ДЫРНИКИ " или(щельники) не признавая современное священство, дескать рукоположение оборвалось на ком то,осознали, что некому освящать иконы. Но молиться то надо! Решили молиться строго на восток. А так как зимой или в ночное время открывать окно или выходить из дома не всегда удобно, а молиться через стену грех, находчивые сектанты долбанули дырку в стене. По окончанию молитвы втыкали затычку обратно!..»
"ДЫРНИКИ " или(щельники) не признавая современное священство, дескать рукоположение оборвалось на ком то,осознали, что некому освящать иконы. Но молиться то надо! Решили молиться строго на восток. А так как зимой или в ночное время открывать окно или выходить из дома не всегда удобно, а молиться через стену грех, находчивые сектанты долбанули дырку в стене. По окончанию молитвы втыкали затычку обратно!..»
http://4stor.ru/uchebnik/osnovi/4060-samye-nelepye-sekty-rossii.html
Все ухватились, уперлись на том, что якобы кто-то молится в дыру. Во-первых не молятся. Умываются! И умываются лучом солнца (естественно только когда оно есть) - лицо и руки. Вот и все, без коленоприклонений, чтения молитв, без накладывания креста, икон... ЭТО ОБЫЧАЙ.
А все остальное – сложившийся когда-то образ жизни и опять же обычаи.
СЛОВАРЬ НЕПОНЯТНЫХ СЛОВ:
ВАРАЖИТЬ - смотреть на звезды и огонь, определяя собственное место в мире и суть будущих поступков.
ВАРА - холм, горушка
ВАРАЖА - особая группа звезд
ВАРАЖНИК (также - ПОРУБЕЖНИК) - неподвластный никому человек с полным простором поступков согласно творческому движению собственного разума и силы, добровольно и самостоятельно возложивший на себя обязанность смотрителя за каким-нибудь участком.
ВАРАЖНИЦА (женск.) (также порубежница) - подруга варажника находящаяся под его защитой и ответственностью.
ВАРАЖНИЦА (строение) - жилье округлого типа, носящее признаки ритуального характера, имеет несколько видов при схожем значении. В большинстве случаев (классическая варажница) представляет собой рубленый из сосны равносторонний восьмистенник, где углы составляют поставленные каждый на собственный камень восемь вертикальных столбов, скрепленных в неразрывный замок (без гвоздей) с находящимся напротив него (попарно) четырьмя нижними горизонтальными тесаными брусьями и четырьмя верхними, из-за чего в середине образуется квадрат - место кострища. В углах срединного квадрата ставятся парные столбы, четыре внутренних на порядок выше в верхней части скреплены между собой и составляют малую верхнюю крышу, четыре нижних столба внутреннего квадрата скрепляются под уклон с восемью угловыми столбами и составляют нижнюю крышу. Между нижней крышей и верхней крышей оставлено свободное пространство, позволяющее с каждой из сторон видеть собственный участок неба.
Варажницы делятся на родовые, семейные, схуты, живые, памятные, братчинские...
БОЛЬШАЯ РОДОВАЯ (в настоящее время не встречаются) -- главное отличие, отсутствие малой крыши и восемь столбов внутреннего круга стоят не попарно, а опять же на равных расстояниях, из-за чего посередине, как и на внешней стороне образуется не квадрат, а круг. (Описание неполное)
СЕМЕЙНАЯ (жилая) - на горизонтальных брусьях прямых углах готовятся настильные места позволяющие лежать и сидеть (четверо верхних и четверо нижних) - в семейных варажницах они практически всегда снабжаются откидным брезентом, пологом или сеткой составляя по необходимости отдельные закрывающиеся пространства сохраняющие тепло и пр.
СХУТ, схутня - варажни схронового типа - (закапывались в уровень земли) обыкновенно в периоды войны или преследований, совмещались в виде сот или проходами и служили для сбережения людей и припасов. Во время войны – базы малых (семейных) партизанских отрядов.
Встречаются достаточно часто. Классические (родовые, семейные) по три. Глубина и размеры в некоторых случаях поражают.
Отличительные признаки обнаружения – делянки крапивы в глухих местах.
В середине варажниц (в том числе из схутовых), как правило, небольшой врубленный квадрат, который ошибочно принимают за погреб, но это место очага (огня) – в схутах – печурки.
И что интересно, тоже называется ВАРА
ВАРА - холм, горушка
ВАРАЖА - особая группа звезд
ВАРАЖНИК (также - ПОРУБЕЖНИК) - неподвластный никому человек с полным простором поступков согласно творческому движению собственного разума и силы, добровольно и самостоятельно возложивший на себя обязанность смотрителя за каким-нибудь участком.
ВАРАЖНИЦА (женск.) (также порубежница) - подруга варажника находящаяся под его защитой и ответственностью.
ВАРАЖНИЦА (строение) - жилье округлого типа, носящее признаки ритуального характера, имеет несколько видов при схожем значении. В большинстве случаев (классическая варажница) представляет собой рубленый из сосны равносторонний восьмистенник, где углы составляют поставленные каждый на собственный камень восемь вертикальных столбов, скрепленных в неразрывный замок (без гвоздей) с находящимся напротив него (попарно) четырьмя нижними горизонтальными тесаными брусьями и четырьмя верхними, из-за чего в середине образуется квадрат - место кострища. В углах срединного квадрата ставятся парные столбы, четыре внутренних на порядок выше в верхней части скреплены между собой и составляют малую верхнюю крышу, четыре нижних столба внутреннего квадрата скрепляются под уклон с восемью угловыми столбами и составляют нижнюю крышу. Между нижней крышей и верхней крышей оставлено свободное пространство, позволяющее с каждой из сторон видеть собственный участок неба.
Варажницы делятся на родовые, семейные, схуты, живые, памятные, братчинские...
БОЛЬШАЯ РОДОВАЯ (в настоящее время не встречаются) -- главное отличие, отсутствие малой крыши и восемь столбов внутреннего круга стоят не попарно, а опять же на равных расстояниях, из-за чего посередине, как и на внешней стороне образуется не квадрат, а круг. (Описание неполное)
СЕМЕЙНАЯ (жилая) - на горизонтальных брусьях прямых углах готовятся настильные места позволяющие лежать и сидеть (четверо верхних и четверо нижних) - в семейных варажницах они практически всегда снабжаются откидным брезентом, пологом или сеткой составляя по необходимости отдельные закрывающиеся пространства сохраняющие тепло и пр.
СХУТ, схутня - варажни схронового типа - (закапывались в уровень земли) обыкновенно в периоды войны или преследований, совмещались в виде сот или проходами и служили для сбережения людей и припасов. Во время войны – базы малых (семейных) партизанских отрядов.
Встречаются достаточно часто. Классические (родовые, семейные) по три. Глубина и размеры в некоторых случаях поражают.
Отличительные признаки обнаружения – делянки крапивы в глухих местах.
В середине варажниц (в том числе из схутовых), как правило, небольшой врубленный квадрат, который ошибочно принимают за погреб, но это место очага (огня) – в схутах – печурки.
И что интересно, тоже называется ВАРА
(авестийский яз.), в иранской мифологии убежище, обитель праведников. Во второй главе «Видевдата» В. описана как квадратное ограждение со стороной «в лошадиный бег», возведённое культурным героем Йи-мой по предписанию Ахурамазды в стране Арйана Вэджа, мифической прародине иранского народа. В этом сооружении все живые существа, люди и животные, были спасены от чудовищной зимы, насланной богом, и всеобщего потопа. Мотив квадратного ограждения, внутри которого упорядочен мир, противопоставленный силам хаоса и смерти, прослеживается в некоторых индоевропейских традициях (Roma Quadrata в римской мифологии и др.; ср. прямоугольные в плане храмы в иранской, славянской, древнегреческой и других традициях). Особо близкий В. образ - квадратная "обитель Ямы" в «Ригведе» (9, 113, 7-8): это тоже обитель блаженных, средоточие бессмертия, но не на земле, а в загробном мире. Поздние пехлевийские тексты расходятся в локализациях В., помещая её то на небеса, то под землю, т. е. в потусторонний мир, скорее в духе «Ригведы», нежели собственно «Авесты».
Лит.: Dumezil G., La sabhâ de Yama, «Journal Aaiatique», 1965, t. 253, № 2.
Интересно, что так же (ВАРА) называется тот квадрат в варажне, котором жгут огонь (!)
Лит.: Dumezil G., La sabhâ de Yama, «Journal Aaiatique», 1965, t. 253, № 2.
Интересно, что так же (ВАРА) называется тот квадрат в варажне, котором жгут огонь (!)
Еще.
В том же финском языке корень vara очень распространен.
Это - запас, это средства, это осторожность, это опора и еще много чего.
Olla varana jokille - быть опорой кому-либо.
Varaasema - запасная позиция
Varakas - богатый
Varas - вор
И из этих мест (так считается) славяне 1000 с лишним лет тому назад вытеснили угро-финов.
Есть еще совпадения, которые заставляют говорить о том, что данное явление (ВАРАЖНИЧЕСТВО) слилось со староверием на месте возникновения, а не исходило из него, как считают.
Но в любом из справочников прочтете следующее:
«ДЫРНИКИ. Эти сектанты составляют отрасль самокрещенцев, с которыми почти во всем согласны. Различие от них имеют только в том, что утверждают, будто ныне, без священства, некому освятить новописаных икон, а неосвященному образу Божию не подобает поклоняться, так как, по их мнению, св. иконы бывают достойны поклонения только от освящения, а не от воображения первообразного, как то установлено Седьмым Вселенским Собором. Древлеписаным же иконам, освященным прежними благочестивыми священниками, не поклоняются потому, что почитают их за оскверненные от обладания еретиками. На этом основании они и утверждают, что ныне, по нужде, за неимением освященных икон, нужно только поклоняться на восток. А так как в зимнее время и в ночное время выходить на молитву вне дома не всегда удобно, равно как и по ночам и зимой на восток открывать окно для моления тоже не всегда удобно, а через стену и сквозь окна молиться на восток они почитают грехом, то они обыкновенно делают на восточной стене дыру и, когда нужно, ототкнув затычку дыры, молятся в нее на восток. За это прочие старообрядцы и прозвали их "дырниками", или "дыромоляями", или "щельниками". Последователи этой секты существуют в разных местах, но в самом незначительном количестве…»
Но вернемся к варажницам. Какие еще есть?
БРАТЧИНСКАЯ - временная, ставится исключительно для принятия какого-либо серьезного решения и круговой поруки, разбирается по окончании.
ПАМЯТНАЯ (имеющая название и Случай) - как пример варажницы Кузнечиха, - нерядового события, особого случая, человека или группы людей. Выкладывается из земли (живой! не песка!) и кусков дерна. Возможно что и (предположение) на месте варажницы родовой, месте события, месте ухода, месте принятия решения, периода жизни или иного, но имеющего какую-то связь с событием.
Встречаются также и парные – относящиеся к одному событию, возможно сложенные когда-то противоборствующими группами-родами, как например – Кровная и Мужики, стоящие рядом, и если судить по отголоскам преданий, по погибшим на меже.
В таких земляных варажницах нет и не бывает захоронений или закладок каких-либо предметов – они одновременно считаются оздоравливающими – предназначеными лечить душу и тело - на них полагалось лежать (обычно нагишом – но не обязательно) в теплое время (вечером).
Здесь идет логика от пользы живой земли, разлагающихся в ней и испаряющихся корней целебных растений. Потому относительно регулярно такие варажницы доукладывались следующими слоями дерна.
Когда сезон, я предпочитаю спать и дышать свежим сеном, усыпляет оно, как и бодрит - тоже очень славно.
Далее «живой круг»
ЖИВИЦА – «большой оберег» (связанные с ритуалом рождения или становления варажника-новородника и получением имени) - представляет из себя круг высаженных деревьев. Считалось, что это позволяет следить, а также и воздействовать на здоровье человека. В старое время здесь же совершалось его захоронение, наживление в корневую нового срединного дерева, после чего круговые деревья вырубались.
Иногда по ряду причин – серьезная болезнь или ранение, принятие единоличного скорого собственного решения, взятие обязанностей (связь с порубежницей) в середине такого круга ставилась «скорая варажня». (Другие названия – «быстрая», «ленивая»)
СКОРАЯ ВАРАЖНЯ - вид походной варажницы - круговой шалаш из еловых (редко сосновых) ветвей, где основа из длинных жердей (числом восемь) увязанных вверху вместе и разбросанных внизу в ровный круг (канавку) на равном расстоянии. Возводится исключительно быстро.
ПАМЯТНАЯ (имеющая название и Случай) - как пример варажницы Кузнечиха, - нерядового события, особого случая, человека или группы людей. Выкладывается из земли (живой! не песка!) и кусков дерна. Возможно что и (предположение) на месте варажницы родовой, месте события, месте ухода, месте принятия решения, периода жизни или иного, но имеющего какую-то связь с событием.
Встречаются также и парные – относящиеся к одному событию, возможно сложенные когда-то противоборствующими группами-родами, как например – Кровная и Мужики, стоящие рядом, и если судить по отголоскам преданий, по погибшим на меже.
В таких земляных варажницах нет и не бывает захоронений или закладок каких-либо предметов – они одновременно считаются оздоравливающими – предназначеными лечить душу и тело - на них полагалось лежать (обычно нагишом – но не обязательно) в теплое время (вечером).
Здесь идет логика от пользы живой земли, разлагающихся в ней и испаряющихся корней целебных растений. Потому относительно регулярно такие варажницы доукладывались следующими слоями дерна.
Когда сезон, я предпочитаю спать и дышать свежим сеном, усыпляет оно, как и бодрит - тоже очень славно.
Далее «живой круг»
ЖИВИЦА – «большой оберег» (связанные с ритуалом рождения или становления варажника-новородника и получением имени) - представляет из себя круг высаженных деревьев. Считалось, что это позволяет следить, а также и воздействовать на здоровье человека. В старое время здесь же совершалось его захоронение, наживление в корневую нового срединного дерева, после чего круговые деревья вырубались.
Иногда по ряду причин – серьезная болезнь или ранение, принятие единоличного скорого собственного решения, взятие обязанностей (связь с порубежницей) в середине такого круга ставилась «скорая варажня». (Другие названия – «быстрая», «ленивая»)
СКОРАЯ ВАРАЖНЯ - вид походной варажницы - круговой шалаш из еловых (редко сосновых) ветвей, где основа из длинных жердей (числом восемь) увязанных вверху вместе и разбросанных внизу в ровный круг (канавку) на равном расстоянии. Возводится исключительно быстро.
Некоторые пояснения:
В ряде случаев ВАРАЖНИЦЫ в разговорной речи назывались как ПОРУБЕЖНИЦЫ, но есть основание утверждать, что порубежница - это когда-то особый вид варажницы крепостного характера.
Отсюда и порубежница-подруга. «Моя жена – моя крепость…»
В ином значении – женский детородный орган.
(возможно во времена древнейшие его и подобными строениями и подразумевали, копировали)
Мой дед (атавит) насчет женитьбы говорил так: «Бери бабу непочатую!» Это кстати, одно из наиважнейших правил – жену (свою порубежницу) положено выращивать, готовить. Минимальная разница в возрасте 7 лет (более правильным считается 8 – 12)
Так и сложилось.
Интересен ритуал кругового бега и игрищ - сталкивания со столбов на внешнюю (И только тому, кто упал внутрь, разрешено подняться до окончания)
Отличительная черта - все варажницы имеют восьмистненную-восьмиуголовую круговую форму и (кроме памятных) возводятся в СКРЫТАХ малодоступных исключительных местах имеющих особое значение (иногда и ввиду находящегося по близости и требующего очиститься или осмотреться - провести ночь в варажнице-порубежнице), и все они (кроме схутовых) представляют собой строения с частичным или полностью открытым верхом, позволяющим ВАРАЖИТЬ, потому могут считаться культовыми. Поскольку, ВАРАЖИТЬ – как сказано выше, означало смотреть на звезды вверху и огонь внизу, определяя собственное место в мире и суть будущих поступков.
Человек жив, пока живо его дерево.
Но и после ты жив, потому как от корней обязательно начинает расти следующее.
ВАРАЖЬЯ ВОСЬМЕРКА (сейчас все чаще упоминается с добавлением слова «русская») – гимнастический комплекс упражнений, который в виде игры (на начальном этапе) преподносился детям, и представлял уменьшенные копии варажниц в виде невысоких (до уровня колена) столбиков вкопанных в землю двойной «восьмеркой», повторяющей восьмиспицное колесо.
(см. одноименный файл)
То есть, уже и дети «танцевали от печки».
Едва ли не во всяком пограничье порубежничанье (как образ жизни) влечет за собой создание Устава, а наследное следование ему, не только оттачивает, закрепляет сам устав, но и формирует наследный характер. Порубежничанье создает удивительные, порой очень долго сохраняющиеся обычаи (например - Запорожская Сечь), которым едва ли полшага не хватает до того, чтобы стать религией («сектантство» уже налицо). Некоторый широко известны, о других никогда не узнаем – они уходят с последними представителями.
Не уверен, что поступаю правильно. Некоторые вещи должны уходить в безвестность чистыми, чтобы их не извратили и не опошлили. Про такое (про варажничество) раньше только изустно, на примерах, начиная с малых, пошагово. Потому как нет ритуалов обязательных и обычаев обязывающих, есть только, иногда проявляющаяся на уровне инстинктов, потребность жить так, а не иначе. Это как обретение равновесия, логики жизни, ее простого смысла, и одновременно возможность не упасть, не изваляться в грязи, после которой уже не отмоешься. Сегодня не часто встретишь людей, которые живут гениально. Мне нравится читать и расшифровывать старые варажьи тетради – там много уставного, что может быть пригодно и к нынешнему дню. Еще нравится вложенная в них ирония, но это возможно, отпечаток личности предыдущего переписчика.
Раньше обещался не рассказывать о варажниках, но недавно обещание нарушил, теперь чувствую себя неловко. А если не рассказать - это так и уйдет. Вымерли едва ли не все. Путников нет, скитальцев - они обычно оседали и становились новородниками. Чисто местное явление, что-то от языческое, что оставшись на месте изменилось под староверами, возможно пред ними от угро-финов, которых с тех мест вытеснили славяне и далее и далее. Кто знает как глубоко.
Раньше обещался не рассказывать о варажниках, но недавно обещание нарушил, теперь чувствую себя неловко. А если не рассказать - это так и уйдет. Вымерли едва ли не все. Путников нет, скитальцев - они обычно оседали и становились новородниками. Чисто местное явление, что-то от языческое, что оставшись на месте изменилось под староверами, возможно пред ними от угро-финов, которых с тех мест вытеснили славяне и далее и далее. Кто знает как глубоко.
Последнее редактирование: