Перенесено путем удаления из темы: «Фиксаж-Метод –отказ от города, самообеспечение, аграрный опыт…»
http://saveyou.ru/forum/showthread.php?t=972
ВОИНСКИЙ ТРЕБНИК, включая Михеевы тетради и записи Онтона Кудеверьского – так называемые «атавиты» (одновременно, как помните, Атавит – варажник (варага), прошедший определенное уроками количество жизней)
Современная расшифровка – Михаил Афанасьевич Алексеев
/РАЗЪЯСНЕНИЕ: предъявленный текст является в какой-то мере Уставом варажников, но не каноническим, а живым, поскольку всякому варажнику дозволительно после определенного возраста его менять – шлифовать, и более того, устав считается живым, пока способен видоизменяться – совершенствоваться, потому некоторые моменты характерно осовременены, чтобы лучше доходили до разума сердца (считается, что у человека два разума – один в голове, другой в сердце)/
Выборка – Фиксаж - здесь я стремился явить не тактические наработки, вроде следующей:
«Встреч пущенной стрелы камня не бросай – сам камнем стань без мыслей, пропусти стрелка мимо, и…» или
«За каждым спуском жди могилы или подъема…» или
«Перепуганного долго не преследуй - научишь храбрости…», а делая акцент именно на философскую этическую обучающую программу выживания, при этом взяты выдержки из различных тетрадей, как например – «Об умном и глупом», «Опасения», «Домоведы» (просьба не путать с «домостроем Сильвестра»), «Срамная» и др. – все они разделены полосой.
- - - - - - - -
/вот, к примеру, словно о БП/:
* В ожидании конца света и крот себе глаза выжег – конец света, дескать. И теперь ему не докажешь, что ошибся.
* О будущем разговаривать – чертей смешить. Они услышат: напеределывают тебе будущее в укор – не заумничай!
* Лето – припасиха, зима – подбериха. Летнее прожорство не так в глаза бросается - убыло да прибыло, а зимой только одно: убыло, убыло, убыло… Потом соси кулак. Вот тогда и начинается... Страшное это дело, когда Шатающиеся на Ползающих идут войной.
* Не можешь жить по-простому? Считаешь, по-простому не выживешь, не прокормишься? Тогда на кой тебя столько? Сокращать тебя надо. Кому не хватает – тот на земле лишний.
- - - - - - - -
* Трудно дурня водить на водопой, когда он упрямится. Хлебнет учения и уже кажется, что мучают. Есть ли смысл вбивать в лоб? Тупо скованное – не наточишь, глупо роженое – не выучишь. Самый дурной упрямец умеет принимать покорный вид. Только ничего в нем не меняется, кроме вида. Не учи своей грамоте того, кого не умудрило. Не только не поймет, а рассеет за собой поверхностное, ложное, так и потянется за ним расширяясь глупостью и тончая смыслом, а приписывать станут тебе.
* Умное рассыпанное обери все. За умом не грех и побираться.
На всякую свою придумку больше одного раза не говори. Услышали - не услышали, не повторяйся. Дельное всегда услышат. А глупых слов и так полно в воздухе висит. Если в собственную речь хотя бы каплю крови не вкладываешь, это уже пустопорожние слова.
* То одинаковое, что случилось с тобой в третий раз – только от твоей вины.
* Все люди свою сортность имеют на разные годы
* Не бывает бесталанных людей. И у дурака есть свой талант – к той дурости, например.
* Всяк по всякому умен: кто до, кто после. Задний ум силен, но не к месту.
* Голову отрезать немудрено, попробуй потом обратно приставить. А с другой стороны – как проверить, если не отрезал? Опыт всему голова – даже твоя собственная.
* Глупого в чужом краю случай правит - один он учитель - чаще последний.
* В жизни случаются всякие нелепицы, дурней хватает. На деревне дурака реже встретишь, под присмотром он. В городе же таких чуть ли не каждый десятый – самая критическая их масса. Часто случается, что и в одном месте соберутся. В толпе даже если не каждый дурак, так дураки пересилят – поведут и сами поведутся. Дурное дело заразное.
- - - - - - - -
* Любой человек, как не выеживайся он собственными умностями, а к концу собственному опустится – дурак.
* Нахваливаешь, чтобы погладить. Гладишь, чтобы помять. Мнешь, чтобы воткнуться. Воткнулся – дело сделал, чего хвалить?
* Хоть яйца себе отрежь, а сны от того не изменятся. Кресло – старому, люлька – малому, кобельство – всем, кто посередине задержался. …На всякое хотенье наберись терпенья. Иначе будет тебе ..!
* От яда ядом лечись. От любви – ********м. И не будет тебе больше яда и любви.
* Ничего стоящего от дурной болезни не отвалится.
- - - - - - - -
* Всякий смотрящий над тобой дела вершит властью дум своих. И задумок. А также мыслишек совсем мелких. Опасаться надо мелких мыслишек и мелких людишек.
* Наглого обычая не переменишь, а перенять можно, им же и воткнуть, чтобы дыхало сперло возмущением: «Как же так – заткнули своим же?!»
* Чаще народы покупают именно то, что им навязывают.
* Смотреть и видеть вещи разные, вторую не каждый может в себе развить.
* Все, что ты есть - влияние мест, людей и событий, через которые пришлось пройти. Выбор места, а с тем и людей, зависит от тебя, события найдут сами, но сложатся как по твоему характеру, так месту и людям, которых выбрал. Судьбы нет – ты сам судьба.
* Изменения в тебе от времен благополучных, не несущих в себе риска, проходят под влиянием примеров, на которые надо равняться – это составляет подготовку к сложным временам.
* Где удалому по колено, там всякому сомлевающему по уши. Всяк хлебает свою судьбу. Иной раз по воде и верхом пройти можно – пробежать нахалкой, круги за собой оставляя расходящиеся.
* Что ждать, что гнать; сыпать ли свое нетерпение вокруг себя или укладывать в линию – все душевная потеря. Но гнать, все-таки, веселее.
* Осторожных смерть никак найти не может, но и жизнь их сторонится. Нет их на ее празднике!
* Думай дерзкое. Делай это своим привычным – однажды и оседлаешь.
* Не скорому впереди быть, а спорому. Скорый на один рывок, на одно дело, а нет таких дел – на рывок. Всякое дело из множества состоит, слиплись, внутрь не втиснишься. Щелкай орешки от нижнего.
- - - - - - - -
* Все деньги нечистые, кроме тех, что от мозолей.
* Тот, кто дарит чужое, не щедр – он тебя вяжет порукою.
* Ничье – не твое тоже. Потому и покоя не будет, пока режешь ничье на пласты. В ничье врастай соседями, которые за тебя станут и тем подтвердят твое.
* Быстрая помощь – помощь дважды, приплати за скорость, либо в долг на себя возьми как обязательство.
- - - - - - - -
* На кривде куда хочешь можно ускакать, только назад не воротишься – дожидаются тебя там, ссадят. По своей правде поступят за твою кривду. Перекроят! Всякая кривда – дуга. Середку спрячешь – концы торчат, концы в воду – середка всплывет, тебя самого покажет. Потом садись-ка на свою кривду, да скачи туда, где тебя не знает. Но много таких мест на свете? Мир невелик.
* Хоть в каком болоте щеки надуваешь, а если не квакнуть, лопнешь. Нет терпежу удержаться. Либо не делай того, что потом всю жизнь скрывать придется, либо найди способом умолчать. Каждому слову есть обратное движение.
* Язык твой – не свидетель никому. На собственные глаза ставь свидетелей, на уши, а придет время, накопится - курковым пальцем «отсвидетельствуй». Язык опять же глух – ничего не видел, чего ему высовываться?
* Молчать мышью или молчать по-доброму, сердито молчать – все свою разницу имеет. Молчать умей по смыслу.
* Всякого дятла по стуку узнаешь. Кто о чем стучит. К чему тяготеет, по этому и характеристику ему выписывай…
* В чужом ли кругу, разбрасывая шелуху слов, в своем ли – роняя весомое, но держись у последней мысли, той, что в душе прячешь. Обнажай ее – пусть сами прочтут.
* С темных дел в герои не выйдешь, им свидетелей нет. Свидетелей сам прибираешь. Если обществу герой нужен, оно само его назначает. Даже не спрашивает. Первые такие, что на виду были. Последние сами себя назначают – вбивают в мозги, что герои. Это крайности – их качает, а центр держится на том, что укрыто.
* Кто сманил шальную удачу, да сам себя нахваливал за это на все лады – верный признак, что тем путем не ходил, удача за него ходила. Не бери в проводники. Всякая похвальба верхом выезжает, а возвращается пешком и ковыляя.
* Каждый живет с собственными драконами. У некоторых они прикормлены или ленивы, есть, что рвутся наружу и только предельная собранность, воля заставляет держать их в узде. Есть и такие, где драконы полностью взяли верх. Они ведут и командуют – человек лишь оболочка для них.
* Знающий половину – спит в полглаза. Знающий больше - уже не спит. Оглядывающийся в пути, пусть быстро не идет, но ничего и не теряет. Самое главное может сберечь – жизнь.
* Как не путай, а будет на то воля … – распутают по ниточке. Десяток, а то и сотню топтунов за тобой пустят, каждый след твой вынюхают до доныщка, по цепочке не раз не два пройдут и через мелкое сито просеют. Всякое слово, где бы не сказал, на учет возьмут, взвесят на собственных весах. Иди в лес – он не отдаст.
* Хочешь скрыться - прячься в делах навозных. Навоз и бога обманет. А все потому, что не божье дело в навоз заглядывать. Не от того ли, дела навозные самые прибыльные?
- - - - - - - -
* Кроткость всегда по зубам, зубастые ее и хвалят.
* Жди войны. В войне кривые дрова горят прямо и даже лучше всяких прямых – ярче и дольше, должно быть, от той смолы, что в себе накопили. За горением никто их кривизны больше и не замечает - ко двору пришлись, к общей печке. Все в уголь пережигается, все души.
* Мозги с зубами плохо уживаются – тут либо зубы выпадают, либо мозги деревенеют. Но главная беда в том, что мозговитые воевать не желают. А надо бы… Ищи свою войну, будь в ней командиром, точи зубы по всему телу.
* Драка – зрелище занимательное при условии, если сам не участвуешь, пожар тоже красив – если не твое горит. Редко такое увидишь, чтобы дрались на фоне пожара. Красиво. Не знаешь на что смотреть… Жди – зажгут скоро, но – твое. И тебе драться с самим собой. Усядутся в ряды – подзуживать станут. Все отработано.
* Куда накренился туда и завалят. Но бить будут во все стороны.
* Сложно встать на какую-то сторону, когда стороны перемешиваются. Хочешь к войне охладеть? Понимай - с кем война, зачем и про что. О войнах заранее сговариваются - во сколько каждый мертвец станет. Такое обычно барыги, что войны начинают, просчитывают наперед. Бардак же на войне не с того, что не берутся во внимание подсчеты другой стороны – тех барышников. Всякий бардак в плане - барышникам в расчет.
* Наемному выворачивать тех, на кого указывать будут. Жизнь – кольцо. Весело может стать везде. Нагонит время, когда и заказчиков придется выворачивать.
* Всему есть прыщ наследный. Иной не мешает и вскрыть.
- - - - - - - -
* Мир слоист. Мы ходим одними и теми же путями по разным дорогам…
* Хочешь лечить других – свои раны показывай залеченными. То, что сочится, скрывай. Но не в том случае, когда лечишь утрату.
* В смерти своя поэзия. В жизни - проза. Когда много смертей, они прозой становятся, а жизнь - поэзией. Цени каждый день, всякую минуту. Успевай думать о красивом.
* Выигранный бой всегда сладок, таким и останется. Потеря - всегда горечь. Когда приходит время потерь думай о сладком.
- - - - - - - -
* Равно как мелкое, так сложно увидеть и большое, когда оно перед носом. Можно бесконечно обманывать и зрячих, поместив их внутри идола, а равно заставив их поклоняться уже не идолам, а позолоте, осыпавшейся с них.
* Во христе (кресте?) русских нет
/Извините, но в данном случае не рискну менять, трактовать, домысливать или ставить заглавную букву там, где писано с малой – Фиксаж/
Вот из той же тетради (но уже размещал):
* Будь ты хоть трижды Христос, а сволочь, которая потом опохабит последний твой час, всегда найдется. Не задумывайся – ей свой крест.
/также старых тетрадей, но современные отрактовки, которые я бы выделил/:
* Человек сделался существом разумным, когда освоил практику воспитания не теми примерами, которые происходили лично с ним, а теми примерами, о которых ему рассказывали и которые брал на веру. Но привычка брать на веру то, что говорят чаще и настойчивее, уровняла его со скотиной. Опасайся того, о чем говорят много.
* Можно стать морда к морде перед фактом и через него плеваться. Заплюется ли при этом сам факт?
* Гни дерево, пока гнется, а попала баба в профсоюз, враз «задумеет» на одной своей мысле – что притесняют… Правильно, иногда, бывает, тискаешь, но ведь, им этакое по нраву? Дом блюсти, не мотней трясти. У иной бешенной овцы, смотришь, отец как отец, ничем от остальных баранов не отличается. Как же такое народиться могло? Сверяй по матери ее…
* После крупного дела перебивайся халтурками мелкими, шумного сторонись. Пусть амнистию объявят, но каверз жди - кто знает, что за отголоски от дел прошлых могут отфонить? Иное эхо несколько раз вернется, а в последний свой прилет так вдарить – лежи вверх лапами, хлопай глазами – смотри на собственных мусорщиков.
* Истина зависит от точки зависания мозга. Иногда она в этом положении умораживается, тогда ей необходима срочная перезагрузка, куляние, началом которой может служить приличный пинок самому себе. Вставай, отряхнись, ищи линию горизонта, намечай на ней точку и топай…
* Жизнь любит кодировать «на приказ». Есть главный приказ - жизнь по достоинству – ему подчиняйся. Остальные вторичные.
* * *
Известных «атавит» вообще-то под тысячу с лишним (Бусидо нервно курит в углу), все они, так или иначе разбиты по темам и входят в Воинский Требник. Что такое сам по себе Воинский Требник варажников понять сложно, я полагаю его в большей степени, как философско-психологический курс наставлений. В некоторых тетрадях можно встретить противоречия другим, но человек противоречив - в разное время и разных обстоятельствах нужно поступать по-разному. И оценки имеют исключения, к примеру, мне интересной показалась такая:
* Городской запах не сразу выбьешь. Московский никогда. Но есть москвичи немосковские - не в породу, над породой - редки, но есть. Этих сразу видно – нюхать не надо - эти сами нюхали.
Атавиты - как настоящие люди, так и «атавиты»-смыслы, удивительно живы, ироничны, циничны, как обычно жив и циничен натурой всякий сельский доктор (фельдшер), вызывают интерес в том числе и старые комичные:
* Молодому дураку ловушку на старого ставить – только на ухмылку ему, усмешку поймает – отрикошетит ему тут неслабо. Добрый старый может запросто и насрать в нее, в эту ловушку, недобрый перенастроить ловушку так, чтобы была она на молодого дурака – иди, проверяй, что попало. Кто в своем деле искусен, тот нетороплив. Жди у старой лягушки простуды от сырости!
Но общее для всех – удивительная точность подмечать людские характеры, вот к примеру:
* Даже если враг слаб и поклоны бьет у твоих ног – будь наготове. Есть такие, которых сколько не бей – не угомонишь. Тут только убить. Или оглумить, оставить лежать полоумного, но потом уже ходи, спину не подставляя, кожей чуя темные места – жди, что выскочит… и вбок ее тебе – вжих! Прощай, отписывай с того света… Таких все больше становится. Сам, небось, таким в детстве был…
И обратное:
* Заяц лягушки пугается, лягушка зайца. Каждый, на век пуганный, живет в своем домашнем страхе. Насколько уютном и привычном, не пытайся выяснять… даже из большого любопытства. Нет смысла расспрашивать всякого трясущегося за вывернутую его жизнь, про личные его интересы, пусть они неким образом с собственными интересами и переплелись. Есть люди и дела заразные. Не опускайся до делишек.
Но вывод?
* Во вражий смысл жизни вникать - инструмент свой кривить, либо укорачивать. В сортире тоже жизнь, но стоит ли вниз смотреть палкой помешивая? – ничего стоящего не всплывет. Береги взор для чистого.
Думается, все «атавиты» составлялись на конкретных примерах, жаль, что эти примеры (события) не записывались или столь редко – они могли бы составить нечто вроде былин.
Мне особо это нравится (осовремененный вариант) язык-то какой меткий-сочный (!):
* Кривенький и косенький для небабских дел много лучше. Где красавцу спину согнуть - «влом», в грязику лечь – стыдно, ужом ползти - не по характеру, этот согнется-уляжется не задумываясь, пули лобешником (для проверки – что крепче) ловить не станет, дело сделает, доложится, а уж отмываться будет потом. Красавец же, если в живых останется, на разборе будет стоять и пыжится, дырявый лемех надуть пытаясь. На иного такого глянешь… Эх! Всем хорош… а к делу не гож!
/продолжу, быть может, поскольку/:
* Словесную воду лей только туда, где впитывается. Но не больше, чем способны впитать.