Что нового?
Форум выживальщиков

Зарегистрируйте бесплатную учетную запись сегодня, чтобы стать участником нашего сообщества! После входа в систему вы сможете участвовать на этом сайте, добавляя свои собственные темы и сообщения, а также общаться с другими участниками.

Реальные случаи выживания.

Артемиус

Модератор форума
Регистрация
24 Сен 2010
Сообщения
5,363
Поблагодарили
3,523
Возраст
39
Город
Самара
Рискну создать новую тему, куда нужно будет выкладывать личный опыт людей (не форумчан). Такие рассказы бывают полезнее всяких книженций по крайней мере в психологическом плане.

---------- Сообщение добавлено в 22:26 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 22:23 ----------


Стас Матяшов - отечественный Беар Грилз

Как вы заблудились, почему?
Мы заблудились на третий день. В этот день, как я понял, в организме начались переходные процессы на «голодный» режим и я очень плохо соображал. Критическим моментом было то, что в таком полубредовом состоянии я принимал важное решение о том, куда идти дальше. И естественно ошибся. Этого в принципе можно было избежать, я уже совершал подобную ошибку раньше, но в тот момент это состояние было особенно сильным.
Когда всё закончилось, оценивая произошедшее с учетом всех последствий, мы пришли к выводу, что хорошо, что я заблудился. Это очень сильно обогатило внутреннее состояние различными переживаниями, погрузило меня в ожидаемый образ. В эти дни я испытывал местами колоссальное отчаяние, когда падал без сил в густых зарослях, не видя неба, и понимая, что я заблудился. В этот период мы сняли хороший материал, наверное, лучший за все выживание. Увидели потрясающие виды. И главное – я получил хороший урок и опыт в том плане, что нужно быть очень внимательным, принимая решения, особенно в моменты рассеянности и слабости. Всё многократно перепроверять и оценивать.Какой маршрут был пройден?
На чисто выживательском этапе мы протопали по горам около 70 км. Половину из них в труднопроходимых зарослях склонов. Часть маршрута пролегала на высоте более 1000 метров. Это был район вулкана Бакенинг. Потрясающие красивейшие места с разноцветной землей, горными озерами и следами вулканической деятельности.

Читать всё

---------- Сообщение добавлено в 22:31 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 22:26 ----------

Полярный Робинзон-90. Дневник Знахаря. Часть 1

Ходил в сопки потренироваться. Брал только спички, топорик, нож. Ножом ни разу не воспользовался, спичек на два костра использовал три штуки. До лета здесь в общем-то еще далеко, природа только пробуждается. Все, что смог найти в пищу,— это масса прошлогодних ягод. Подобрал пустую, брошенную кем-то бутылку, основательно вымыл ее в ручье, наполнил, хотел выпить, но вовремя углядел в воде какие-то живые организмы. Подумал, как их удалить. Заметив, что они стремились вниз, к земле, зажал горлышко пальцем, перевернул бутылку вверх дном и подождал, пока вся нечисть соберется возле моего пальца. Убрал ее, вылил немного воды, и в бутылке осталась вполне сносная чистая вода. Для верности разбавил ее соком ягод. Жажду утолил мгновенно.

Вернувшись домой, понял, что коврик все-таки нужен: чувствую, схлопотал хорошее воспаление десны. По ночам концентрирую на этом месте жизненную энергию, как учит восточная медицина. Кажется, процесс воспаления приостановился.

Читать всё

Полярный Робинзон-90. Дневник Знахаря. Часть 2

Полярный Робинзон-90. Дневник Знахаря. Часть 3

---------- Сообщение добавлено в 22:33 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 22:31 ----------

Полярный Робинзон-91. Дневник Маугли

Дневник участника экспедиции «Полярный Робинзон – 91» Алексея «Маугли».

22 июля. Понедельник.
Вот и наступил день высадки на остров. Как ни странно, но с самого начала этой затеи с робинзонами я был совершенно уверен, что пройду второй тур и стану участником третьего. Правду, все-таки не забыл скрестить пальцы и зажать в ладошке амулет – меленькую обезьянку, когда после заключительного этапа мы собрались вокруг костра, чтобы услышать окончательный вердикт организаторов робинзонады. Когда прочитали мое имя – облегченно вздохнул. Всего нас осталось двенадцать. Кто-то из них должен был стать моим напарником. Хорошо бы Егор. Но…


Читать всё


---------- Сообщение добавлено в 22:35 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 22:33 ----------

Робинзонада

22 июля. Понедельник.

Человек, с которым мне придется провести все дни на острове, родом из Монголии. Раз уж Создателю понадобилось, чтобы мы вместе оказались на необитаемом острове, то возникает вопрос — зачем? Думаю, мне удалось найти ответ. Каждый человек должен хоть какое-то время страдать, только через страдания возможно постичь жизнь. Новорожденный еще не человек, а заготовка для человека, и лишь страдания вытесывают из этой заготовки личность.

Никто не толкал нас на этот кусочек суши, мы выбрали его сами. Уверен, что каждый должен пройти испытания островом. В ночь с 22 на 23 июля началась наша одиссея.


Чтитать всё


---------- Сообщение добавлено в 23:04 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 22:35 ----------


«В плену Арала» П. Нормантас.

...Ног я уже не чувствую – они одеревенели. Кое-как работают только основные мускулы. Я почти перестаю шевелить ластами, стараюсь расслабиться: любое резкое движение может вызвать судороги, а тогда довольно-таки сухопарое мое тело окажется на дне холодного, хотя и не глубокого Арала… Дрожь сотрясает меня, даже хрипы вырываются. Мозг тоже превратился в ледышку, но кое-что я еще соображаю: пока бьет дрожь, не замерзну окончательно. Но сколько еще нужно продержаться? Холод действует как наркоз: я перестаю ощущать течение времени. Глаза, уши, все тело погружено в воду, и это однообразие среды мешает временной ориентации. Полчаса прошло, час или два?
Плыву в одежде. Перед собой толкаю маленький плотик, связанный из тростника. На нем жалкие остатки снаряжения. Гребу понемногу. Проплыл я вроде бы метров четыреста,- значит, осталось еще триста.Такое расстояние еще полбеды. Самое страшное – холод; вот он подступает к самому горлу. Начались спазмы дыхательных путей и рвота, хотя желудок совершенно пуст, сжимает горло, не могу глотнуть воздух, задыхаюсь…

Читать всё

«В плену Арала» П. Нормантас. Часть 2

---------- Сообщение добавлено 22.11.2010 в 00:16 ---------- Предыдущее сообщение размещено 21.11.2010 в 23:04 ----------

Поход с минимумом снаряжения по Северному Кавказу

В более ранних выездах мы тренировали навыки преимущественно в одном месте, т.е. никуда не шли. В этом же выезде у нас был полноценный поход с минимумом снаряжения. Вес рюкзака ограничивался 5 кг. Мой весил 8 кг: 5 кг снаряги и 3 кг фотоаппарат с причиндалами. Ну и традиционно мы не брали с собой палаток и еды. Нас снова было трое.

Место действия – северный Кавказ. Время года – начало Ноября. Мы шли в составе небольшой группы (7 человек), где всем хотелось в разной степени ощутить тяготы выживания. У нас на троих был 1 спальник, 1 каремат, 1 гамак и 2 куска уже проверенного полиэтилена. Высадились. Идет дождь. И мы пошли...

Читать далее
 

Артемиус

Модератор форума
Регистрация
24 Сен 2010
Сообщения
5,363
Поблагодарили
3,523
Возраст
39
Город
Самара
А.Е. Берман «Юный турист»

Хоть это и книга, но написана она как повествование от первого лица.
К сожалению в форме файла полностью книгу не нашёл, но что есть можно прочитать здесь: survinat.ru :eek:k:

---------- Сообщение добавлено в 03:22 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 03:10 ----------

Карельская дилогия. Добровольцы форта «Фрэндшип»

На другой день, рано утром, мы снова на борту катера. Юра Николаев — он из бологовской команды Федотова — запускает мотор, и мы мчимся на юг к одному из дальних островов. Там, как сказали нам психологи, экологи и прочие …ологи, выживает так называемая «экспериментальная» пара робинзонов из Ставрополя — Сергей Шторк и Игорь Поташин, студенты тамошней сельхозакадемии; им обоим чуть больше двадцати.

Юра Николаев всю дорогу отчего-то беспокоится, то и дело глядит назад — на север.
— Ты что, Юра, — спрашиваю. — Чего не сидится-то?
— Скоро ливанет, — говорит Юра.
Я недоуменно смотрю на моториста: вроде кругом все спокойно, и солнце вроде светит…
— Точно, ливанет, — уже уверенно заявляет моторист. — Как пить дать, ливанет. Не гляди, что солнце. Оно вот-вот скроется. Вон они — тучи, ползут с севера.Но вот и остров. Сбавляем ход — потихоньку причаливаем к обрывистому скалистому берегу. На маленьком пятачке, возле добротной хижины, сложенной из осколков базальта, стоят робинзоны в защитного цвета форме, на головах у обоих красные повязки — ну прямо чистые Рэмбо.

Читать далее

Карельская дилогия. Хозяйка острова улыбки ч2
 

Артемиус

Модератор форума
Регистрация
24 Сен 2010
Сообщения
5,363
Поблагодарили
3,523
Возраст
39
Город
Самара
Она заблудилась в лесу

«Да что здесь такого?!» – воскликнула 39-летняя ухтинка Елена, входя в редакцию ухтинского еженедельника НЭП. И это произнесла женщина, которая почти три дня провела в лесу одна. Без спичек, без компаса, продуктовый запас – один бутерброд.

Елена ушла по грибы на час, бродила три дня, с 31 августа по 2 сентября 31 августа. Днем дождь, температура +10-12 0С. Ночью +8-10 0С, дождь, туман. 1 сентября. Днем зафиксирован дождь, температура +5-7 0С, ночью 3-5 0С, без осадков. 2 сентября. Днем без осадков, отмечена облачность с прояснениями. Температура + 5-7 0С. (По информации городской Авиационнометеорологической станции)...

survinat.ru
 

Артемиус

Модератор форума
Регистрация
24 Сен 2010
Сообщения
5,363
Поблагодарили
3,523
Возраст
39
Город
Самара
Школа выживания. Человек идет на эксперимент

Это случилось осенью на Камчатке. Воздух, летящий с моря, визжал, рвал с камней мох, сек снегом лицо. Кристаллы его были остры, как гвозди. Через несколько дней, когда наступило затишье, на перевале нашли застывших геологов… Девчонка и двое здоровых мужчин, о которых принято говорить «косая сажень в плечах». Сквозь дым пурги, голодные, ослабевшие, много дней пробивались они на главную стоянку. Оставался всего пустяк: от перевала вниз полтора километра – четверть часа для человека со свежими силами. Но злой верховик, ударивший в лицо с Берингова моря, согнул людей. Они искали спасения в кукулях – спальных мешках из оленьих шкур. Уже развязали ремни и тесемки, но заползти не смогли. Ветер закостенил их. Но в наметах снега кое-где синели следы оленя…


survinat.ru
 

Артемиус

Модератор форума
Регистрация
24 Сен 2010
Сообщения
5,363
Поблагодарили
3,523
Возраст
39
Город
Самара
Тренировки выживания в лесу

Мысли о выживании, будь то глобальная катастрофа или просто поломка машины далеко от города так или иначе периодически посещают многих из нас. Многие на почве этих тревожных мыслей стараются подготовить себя к подобному стечению обстоятельств. И вот однажды группа энтузиастов, объединённая этой идеей, собралась провести три тренировочных выезда на выживание. О том, как это у них происходило, читайте далее...

survinat.ru
 

Артемиус

Модератор форума
Регистрация
24 Сен 2010
Сообщения
5,363
Поблагодарили
3,523
Возраст
39
Город
Самара
Карельский Робинзон. 20 дней в зимнем лесу.

Вчера только вернулся из карельских лесов. Планов было – громадьё. Хотел и поохотиться и порыбачить и заодно отстроить себе новую избушку. А в основном хотелось вспомнить старое – как в этих местах когда то у меня был свой участок и я жил в землянке и промышлял норку да куничку. Ностальгия замучила, засиделся… И от компьютера пора немного отдохнуть, что бы руки не возомнили себе, будто только для клавиатуры ко мне приделаны.

Осень была чудесная. Долго выбирал момент, что бы забросится на участок к сроку – желательно за недельку до ледостава. Что бы успеть наловить рыбёшки на приманку побольше и успеть построиться до наступления холодов. Но помешали планы на работе и причуды природы. Короче опоздал я, и опоздал существенно. От этого вся поездка вышла наперекосяк.
Ну, что есть – то и есть. Поправлять уже поздно. Начну с самого начала. Собрался я по привычке основательно. С собой взял около 150 кг всякого полезного груза. В основном это продукты и инструмент, лодка, сети, капканы. Тяжеловато для одного, но так спокойнее.
Вот всё моё богатство – даже Чернуша глядит на меня с подозрением – часом не тронулся ли хозяин умом? Как он это всё тащить собирается, уж не меня ли запрячь хочет?

http://survinat.ru
 

CyberDim

Оплакивающий СССР
Регистрация
3 Сен 2010
Сообщения
2,299
Поблагодарили
3,494
Город
на просторах Руси...
Кстати, было бы интересно почитать здесь(а темка вроде подходящая?) про личный опыт внештатных ситуаций, кто в каких переделках побывал. Только о серьезных конечно, постить о том "как света не было 2 часа" не стОит =)
 

krymskiyhan

Модератор раздела "Организация питания"
Регистрация
10 Дек 2010
Сообщения
1,276
Поблагодарили
1,185
Город
Odessa, (067) 2926924, http://extreme-survival.io
98 год, поезд Львов-Одесса (зима), из за сильного обледенения (вороны живьём были приморожены к веткам деревьев), остановился посреди полей, отключили отопление (его не надолго хватило), а так как дорога по плану с 18 до 09 (ночь переспать), то естественно ни у кого не было запасов еды, питья, медикаментов, тёплой одежды,- продержали 2дня...
Была паника, были идиоты насмотревшиеся фильмов, и решившие идти (без подготовки и снаряги) к ближайшей станции (многие сильно обморозились), Были и адекватные, которые организовали (собрали и распределяли) медикаменты, питание и горячий чай (пособирали обломанные обледенением ветки, и жгли в бойлере у проводника).

---------- Сообщение добавлено в 13:37 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 13:28 ----------

В прошлом году (перед Новым годом) Одессу засыпало снежком (сантиметров 70 :),- настоящее бедствие...
Соответственно перестал ходить транспорт, в том числе и обслуживающий супермаркеты...
Последние практически опустели на второй день...
А моя благоверная пекла из запасов муки хлебушек, и сначала он расходился среди своих, а потом приходили со всего микрорайона...
Некоторые уже даже после окончания "стихийного бедствия" ещё приходили,- понравилось, а вот так, чтобы самим встать да попробовать,- это руки не так заточены и маникюр испортить можно...
 

Massa

Интересующийся
Регистрация
28 Ноя 2010
Сообщения
95
Поблагодарили
23
Город
Уфа-Нефтекамск-Уфа
Думаю легче всего людям - которые выросли на своей земле а не в квартирах . они в большинстве своем имеют те знания и опыт которые впитывают с молоком матери.
Из личного опыта скажу что много случаев было - но когда чп или чс предпочитаю самостоятельно выбираться из них.
Моя супруга не знала с какой то стороны подойти буржуйке и как себя вести наприроде - лишь догадки, а когда мы заблудились вместе, то прилось ей показывать какие ягоды можно есть и какую воду можно пить.
В консервной банке из под тушняка - кипятил воду, добавлял листья мяты и шиповника, и так два дня. Ничего вышли здоровыми и живыми.
 

Ruma

Новичок
Регистрация
6 Июл 2011
Сообщения
7
Поблагодарили
2
Город
Тюмень
Всем привет. Вот инфа интересная, из века позапрошлого http://piterhunt.ru/library/books/zapiski_okhotnika_vostochnoi_sibiri.htm
Интересно, всем читать

---------- Сообщение добавлено в 09:42 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 08:39 ----------

вот тоже интересный док. фильм http://bigtracker.ru/load/shara/shara/schastlivye_ljudi_2008_dvdrip/73-1-0-51291
если есть возможность - обязательно посмотрите
 

Артемиус

Модератор форума
Регистрация
24 Сен 2010
Сообщения
5,363
Поблагодарили
3,523
Возраст
39
Город
Самара
Чудесное спасение: Заблудившаяся в тайге месяц назад девушка нашлась

Жительница Эвено-Бытантайского района Якутии потерялась в тайге в конце июня, и была найдена спасателями ровно через месяц, состояние девушки удовлетворительное, она находится дома. Только воля к жизни и любовь к близкому человеку, по ее словам, помогли ей выжить.

«Восемнадцатилетняя девушка пошла из поселка Батагай-Алыта в поселок Кустур, между которыми порядка 100 км, и пропала. Нашли ее только через месяц на заброшенной коневодческой базе - это новый рекорд потерявшихся в тайге в Якутии», - говорится в сообщении Службы спасения Якутии.

История началась с того, что 18-летняя Лидия Осипова ночью 26 июня вышла из села Батагай - Алыта в направлении села Кустур к своему молодому человеку и пропала. На поиски пропавшей вышли жители села: 25 человек на семи лошадях и одном вездеходе «Трекол». Но поиски не дали результатов. Как выяснилось чуть позже, пройдя 20 километров от села, она решила срезать дорогу и в итоге ушла в противоположном направлении.

По заявлению матери пропавшей девушки из поселка Батагай вылетел вертолет с сотрудниками МЧС и представителями администрации, продолжительные поиски с помощью авиации также результатов не принесли. Надежды на удачный исход дела таяли с каждым днем. К поискам подключились профессиональные спасатели республиканской службы спасения, сообщил РИА Новости представитель республиканской службы спасения Николай Фатеев.

По его словам, родные пропавшей девушки подключили ясновидящих и шаманов, которые в основном утверждали, что Лидия жива, но была и версия, что она утонула. Используя накопленный опыт подобных поисков, группа спасателей отрабатывала все возможные варианты, обследуя территории, постепенно сокращала район поиска. К концу июля продолжали поиск только отец, друг и поисковая группа.

Существенно осложняли проведение поисковых работ последствия сильных дождей, шедших в течение всего месяца - все речки и ручьи переполнились водой. День за днем поиски продолжались, но уже меньшими силами, найти девушку живой оставалось все меньше шансов. Избушку, где ночевали спасатели, два раза посещал хозяин тайги - медведь - и наводил там свой порядок. Что уж говорить о беззащитной уставшей и ослабленной девушке?

«Развязка наступила неожиданно. Ровно через месяц, 26 июля, ехавшие на сенокосные угодья местные жители наткнулись на свежие следы сапог в районе речки Аччыгый - Саккырыр. В этой местности посторонних людей нет, поэтому сразу возникло предположение, что это следы пропавшей девушки. Спустя пару часов сенокосчики обнаружили Лидию на старой коневодческой базе. Есть хороший обычай у якутского народа - оставлять продукты, спички, свечи для потерявшихся путников, наверно, этот благородный обычай и помог девушке не умереть от голода», - сообщил Фатеев.

Как хрупкая девочка смогла выдержать столько времени непогоду, тучи комаров, холод и голод, остается загадкой. Как ей удалось выжить, Лида расскажет, когда проснется - та после скитаний по тайге спит уже двое суток. Каждое лето всей семьей Осиповы выезжали на пастбище пасти лошадей и коров, косить траву. Все дети знают толк в охоте, разбираются в том, какие ягоды, травы и грибы съедобны.

Предыдущий «рекорд» по продолжительности пребывания потерявшегося в тайге был установлен в 2009 году - в безлюдной горно-таежной местности на границе Жиганского и Эвено-Бытантайского района спасатели нашли заблудившегося местного жителя живым на 24 день скитаний.

Справка СП:
Батагай-Алыта, также часто называемое Саккырыр — село в России, центр Эвено-Бытантайского улуса Республики Саха (Якутия). Расположено на реке Улахан-Саккырыр. Имеется воздушное сообщение с Якутском. Население — 1722 чел. (2002). Село было основано в 1936 году. В селе находятся школа-интернат (преподаётся эвенский язык), дом культуры, музыкальная школа, библиотека, народный театр. При школе-интернате действует народный краеведческий музей.

http://svpressa.ru/society/news/46190/
 

LV426

Banned
Регистрация
9 Авг 2011
Сообщения
20,834
Поблагодарили
18,997
Город
LV426
Выжили, несмотря ни на что.


«Требуются добровольцы для рискованного путешествия… Возвращение в целости и сохранности сомнительно. Почёт и признание в случае успешного возвращения».

1. Экспедиция сэра Эрнеста Шаклетона в Антарктику в 1914 году могла бы в конце концов закончиться провалом, однако отважная команда, которой он руководил, заслужила славу и признание за свою способность выживать несмотря ни на что.

После того, как судно «Эндьюранс» потерпело крушение среди дрейфующих льдов, команда отказалась от плана по пешему пересечению Антарктики, и единственной целью стало выживание. В течение двух лет Шаклетон водил судовую команду среди сплошных льдов, а затем в спасательных шлюпках они переплавились на остров Элефант и сделали там привал. В течение шести месяцев основная группа жила, питаясь мясом тюленя и китовым жиром.

Шаклетон взял с собой пять человек и отправился с ними осматривать остров с северной стороны, а затем они прошли восемьсот миль (~1300км) по опасному участку океана к острову Южная Георгия. С двумя членами команды капитан бродил в течение тридцати шести часов по территории острова, которая не была нанесена на карту. Они шли в сторону плавучей станции ещё три месяца, прежде чем благополучно добрались до команды, оставленной на острове Элефант.

Позднее он писал: «Мы сильно страдали, голодали и… ликовали, целуя землю и упиваясь блаженством… Мы завоевали обнажённую человеческую душу».

2. Затерянные в джунглях Амазонки

«Я был одержим идеей исследований», – сообщил Йосси Гинсберг журналу CNN Traveller по поводу своей недавно опубликованной книги «Затерянные в джунглях. Правдивый душераздирающий рассказ о приключениях и выживании». В книге описывается, как в 1981 году израильтянин Гинсберг и три его компаньона отправились в глубины боливийской Амазонки.

Когда товарищи заблудились, то поняли, что их снаряжения явно недостаточно для такого путешествия, и они разбились на две группы – двоих человек с тех пор больше не видели.

Гинсбергу и его другу Кевину нужно было сплавиться на плоту вниз по реке, однако плот налетел на скалы и разбился, а друзья потеряли связь друг с другом. Девятнадцать дней бродил Гинсберг совершенно беспомощный в жёстких условиях.

К счастью, Кевина обнаружили местные жители и помогли ему в поисках Гинзберга в той реке. И что удивительно, они обнаружили его – живого, по-новому осознавшего свои слабые и сильные стороны.

3. Две недели в ледяной пещере

В 1982 году Марк Инглис и Фил Дуле поднимались на склоны самой высокой горы Новой Зеландии Аораки (гора Кука), когда началась снежная буря.

Они соорудили постройку изо льда, чтобы переждать буран, однако спасатели прибыли лишь тринадцать дней спустя. Эти люди выжили, питаясь горбылём (вид рыбы), но из-за того, что пещера была слишком тесной, у них нарушилась циркуляция крови в ногах, и их пришлось ампутировать.

Это не стало преградой для их увлечения скалолазанием. Они оба дошли до вершины горы Кука, а в 2006 году Инглиз стал первым безногим человеком, покорившим Эверест. Хоть он и лишился кончиков своих пяти пальцев на руках и большей части ног из-за обморожения, характер его остался столь же сильным.

Газете New Zealand Herald он сообщил: «Когда остаёшься без ног в двадцать три года… это просто небольшая сложность, лишь удар во время путешествия».

4. Попавшие в беду в Андах (Хорошее кино про этот случай сняли)

Эта история настолько необычна, что описывалась во многих книгах, в одной голливудской кинокартине, в документальном фильме и на официальном сайте. Её суть можно выразить одним словом – «живые». Когда самолёт, перевозивший уругвайских игроков регби, потерпел крушение в Андах в октябре 1972 года, история могла бы на этом закончиться, однако она только начиналась. Во время крушения и вскоре после него из сорока пяти человек погибло двенадцать, ещё пятеро скончались на следующий день от полученных травм, другие умерли на восьмой день, а ещё восемь человек лишились жизни во время схода лавины, который случился позднее.

Шестнадцать оставшихся боролись с сильным холодом и голодом, а затем перешли на каннибализм, съев двоих ранее погибших. Когда стало ясно, что помощи ждать неоткуда, Нандо Паррадо и Роберто Канесса ушли в горы на несколько дней и, в конце концов, нашли помощь.

Самым новым и, пожалуй, самым точным изложением семидесятидвухдневной истории стал документальный фильм Гонцало Арихана (2007 год) «Попавший в беду: я сошёл с самолёта, который разбился в горах».

5. Припёртый к стенке (жена вчера смотрела кино про такую же ситуацию - "127 часов" - рекомендую к просмотру)

Ампутация руки тупым ножом – эта та задача, которую обычный человек сочтёт фактически недостижимой. Однако первого мая 2003 года такой вариант был единственно возможным для Арона Ралстона после того, как валун массой в восемьсот фунтов (~360кг) придавил ему руку у стены каньона. Спустя пять дней небольшие запасы еды и питья закончились, и вероятность того, что кто-то обнаружит его в отдалённом каньоне Юта, были невелики.

В своей книге «Припёртый к стенке» он описывает, как он буквально вырывался на свободу, сначала используя булыжник как рычаг, чтобы раздробить кости, а затем перепиливая мускулы и сухожилия перочинным ножом. Потом ему нужно было спуститься на верёвке со скалы высотой шестьдесят пять футов. Он уже возвращался к своей машине, когда туристы нашли его. Тридцатитрёхлетний альпинист продолжает заниматься скалолазанием – он побывал уже на всех вершинах колорадских гор, которые выше четырнадцати тысяч футов в высоту, кроме того, он мотивирует остальных заниматься этим.

6. Горная одиссея

Джо Симпсон и Саймон Ятс спускались с горной вершины Сиула Гранде высотой в двадцать тысяч восемьсот тринадцать футов в перуанских Андах, когда началось стихийное бедствие. Сначала Симпсон поскользнулся и сломал ногу. Затем, когда за ним спустился Ятс, Симпсон сорвался с утёса и повис на конце каната. Ятс не видел и не слышал Симпсона, который висел целый час, прежде чем сорвался со скалы.

Однако есть мнение, что он сам перерезал канат (некоторые говорят, что это не соответствует кодексу альпинистов, другие же считают, что такой поступок спас жизни обоим) и благополучно спустился. Симпсон упал в глубокую расщелину, но, несмотря на тяжёлые травмы, сумел спуститься на верёвке с ледника, на вершину которого он приземлился. Три дня он с трудом шёл пять миль по труднопроходимой местности, не имея с собой ни еды, ни воды и испытывая сильную боль.

Он приполз на базу посреди ночи и встретил Ятса, который после излечения травм собирался продолжить движение на следующее утро. Эта ужасная история выживания подробно рассказана в книге Симпсона «Касаясь пустоты», а также в одноимённом документальном фильме.

7. Сбитые с курса в Тихом Океане

Пересечение южной части Тихого океана может выглядеть как идиллия, но когда американка Тами Олдхэм Эшкрафт и её бойфренд из Британии Ричард Шарп были подхвачены ураганом силой в четыре балла, девятнадцать дней их месячной, как они надеялись, переправы превратились из сказки в сущий кошмар.

Шёл 1983 год, и пара следовала по маршруту Таити – Сан Диего, чтобы поставить в док парусник «Хазана» шириной в 44 фута. От волны высотой в пятьдесят футов во время урагана Раймонд «Хазана» перевернулась. Эшкрафт, укрывавшаяся под палубой, потеряла сознание. Когда она очнулась семьдесят два часа спустя, Шарп был ужё мертвым, а его спасательный пояс был порван. Когда парусник вернулся в нормальное положение, рухнула грот-мачта. В майском выпуске журнала National Geographic Adventure за 2002 год Эшкрафт описала, как ей пришлось сражаться за жизнь, как она сделала временную мачту и плыла, имея ограниченное количество запасов питания и прокладывая маршрут к Гавайям на расстояние полторы тысячи миль. Сорок дней спустя она вошла гавань Хило всё ещё потрясённая, но благодарная тому, что осталась жива. Она продолжила плавание и в 2000 году написала отчёт о своих испытаниях в книге "Небо, багровое от печали".

8. Три месяца в глуши

Когда ходячий скелет высотой в шесть футов появился перед своим джипом в апреле 2006 года, Марк Клиффорд, управляющий фермой на отдалённом владении в северной территории Австралии, решил, что ему это мерещится. Скелетом оказался тридцатипятилетний Рики Миги, который заблудился в глуши и блуждал десять недель.

Видимо, опьянённый и оставленный умирать автостопщиком, которого он подобрал
(хотя сам сообщал, что его машина сломалась), Миги всё-таки выжил благодаря тому, что поселился недалеко от дамбы и питался пиявками, кузнечиками и лягушками.

Хотя у полиции и общественности возникли сомнения насчёт правдивости всей истории, особенно, когда выяснилось, что Миги баловался наркотиками, нет никаких сомнений в том, что он действительно потерялся в глухой местности – неважно по какой причине – и, по счастью, выжил.


Добавляем.. Только не надо про Валуева, как он говны йети нашел.
 

sadovnik

Выживальщик
Регистрация
5 Июн 2011
Сообщения
165
Поблагодарили
173
Город
ЦФО
НА НЕОБИТАЕМОМ ОСТРОВЕ В БЕЛОМ МОРЕ НАШЛИ ЧЕЛОВЕКА

18.10.2011 08:54

Во время поисков двух пропавших монахов Соловецкого монастыря архангельские спасатели обнаружили на необитаемом острове в Белом море человека. Как сообщает пресс-служба ГУ МЧС по региону, 25-летний сборщик водорослей из Соловков попал на крошечный остров (50 на 100 метров) ещё 1 октября после крушения его баркаса во время шторма.

Молодой человек укрывался от ветра в вырытой норе, питался морской травой и пил дождевую воду. Последние три дня он уже не покидал своего убежища и потерял веру в спасение. Только шум приближающегося вертолета заставил его собрать последние силы и выбраться наружу.

Медики оценивают состояние спасённого как средней тяжести, он сильно истощен и имеет признаки переохлаждения.
1234567
 

XODOK73

Выживальщик
Регистрация
23 Апр 2011
Сообщения
1,124
Поблагодарили
388
Город
Харьковский р-н. пос.Высокий
Мне одно интересно, все говорят о забугорных "героях", а о наших молчат. Или думают, что их нет? Могу напомнить: например - Зиганшин, Поплавский, Крючковский и Федотов, которые провели сорок девять дней без еды и воды, дрейфуя на барже в Тихом океане.

---------- Сообщение добавлено в 12:10 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 12:08 ----------

Только не надо про Валуева, как он говны йети нашел.
Это когда он отправился искать своего брата. :)))
 

LV426

Banned
Регистрация
9 Авг 2011
Сообщения
20,834
Поблагодарили
18,997
Город
LV426
Мне одно интересно, все говорят о забугорных "героях", а о наших молчат.
Они о них не знают.

Путешественник на велосипеде Глеб Травин 1927 год!
Проехал на велосипеде (внутри на фотке) вдоль границ СССР , в том числе вдоль Северного Ледовитого Океана по льду, всего 85 000 километров! ВОСЕМЬДЕСЯТ ПЯТЬ ТЫСЯЧ КИЛОМЕТРОВ НА ОБЫКНОВЕННОМ ВЕЛОСИПЕДЕ, это два раза вокруг земного шара.

b06a0741f586ca16a8.jpg


gleb2.jpg


Это случилось ранней весной 1930 года. Я возвращался по льду вдоль западного побережья Новой Земли на юг, к острову Вайгач. Весь день дул ураганный восточный ветер. Его шквальные порывы сбрасывали меня с велосипеда и волокли по льду на запад. Выручал нож. Я вонзал его в лед и держался за рукоятку, пока ветер немного не утихал. Устроился на ночлег далеко от берега, в открытом море. Как всегда, вырубил топориком несколько кирпичей из утрамбованного ветром и скованного морозом снега, сделал из них заветрие-хоронушку. У изголовья поставил велосипед передним колесом на юг, чтобы утром не терять время на ориентировку, загреб на себя побольше пухлого снежка с боков вместо одеяла и заснул.Спал я на спине, скрестив руки на груди, – так было теплее. Проснувшись, не мог ни разжать рук, ни повернуться... Ночью рядом с моим ночлегом образовалась трещина. Выступила вода, и снег, который укрывал меня, превратился в лед. Словом, я оказался в ледяной ловушке, точнее – в ледяном скафандре.
На поясе у меня был нож. С большим трудом высвободил одну руку, извлек нож и стал обивать лед вокруг себя. Это была утомительная работа. Лед откалывался мелкими кусочками. Я порядком устал, прежде чем высвободил себя с боков. Но со спины обить себя было нельзя. Рванулся всем телом вперед – и почувствовал, что приобрел ледяной горб. И ботинки тоже нельзя было высвободить полностью. Сверху я их очистил ото льда, а когда выдернул ноги, обе подошвы остались во льду. Волосы смерзлись и торчали колом на голове, а ноги были почти оголены. Смерзшаяся одежда мешала сесть на велосипед. Пришлось брести с ним по снежному насту.

Мне повезло: попался олений след. Кто-то недавно проехал на нартах. След был свежий, еще не запорошенный снегом. Долго шел я этим следом. В конце концов он привел к жилью. Я поднялся на островок и увидел дымок на бугре.
От радости вдруг отнялись ноги. Я пополз на одних руках к ненецкому чуму.
Ненцы, заметив меня, пустились бежать. Вид-то у меня был как у пришельца с другой планеты: на спине ледяной горб, длинные полосы без шапки да еще велосипед, который они наверняка видели впервые.

С трудом я поднялся на ноги. От перепуганных ненцев отделился старик, но остановился в стороне. Я сделал шаг к нему, а он – от меня. Стал объяснять ему, что обморозил ноги – мне показалось, что старик понимает по-русски, – но он по-прежнему пятился. Обессиленный, я упал. Старик наконец приблизился, помог подняться и пригласил в чум.

С его помощью я снял с себя одежду, вернее, не снял, а разрезал по кускам. Шерсть на свитере смерзлась, тело под ним было белое, обмороженное. Я выскочил из чума и стал растирать себя снегом.

Тем временем в чуме приготовили обед. Старик позвал меня. Я выпил кружку горячего чаю, съел кусок оленины – и вдруг почувствовал сильную боль в ногах. К вечеру большие пальцы вздулись, вместо них – синие шары. Боль не утихала. Я опасался гангрены и решил сделать операцию.
В чуме некуда было спрятаться от настороженных глаз. Пришлось ампутировать обмороженные пальцы на виду у всех. Я обрезал ножом распухшую массу, снял ее, как чулок, вместе с ногтем. Рану смочил глицерином (я заливал его в камеры велосипеда, чтобы они лучше удерживали воздух на морозе). Попросил бинт у старика – и вдруг женщины с криком «Кели! Кели!» бросились из чума. Я перевязал рану носовым платком, разорвав его пополам, и принялся за второй палец.

Потом, когда операция закончилась и женщины вернулись в чум, я поинтересовался, что такое «Кели». Старик объяснил, что это черт-людоед. «Ты, – говорит, – режешь сам себя и не плачешь. А это только черт так может!»

Меня уже принимали за черта в Средней Азии. В Душанбе в мае 1929 года я зашел в редакцию местной газеты с просьбой перевести на таджикский язык надпись на нарукавной повязке: «Путешественник на велосипеде Глеб Травин». Редактор смутился, не зная, как перевести слово «велосипед». Велосипедов тогда почти не было в тех краях, и это слово мало кто понимал. В конце концов велосипед перевели как шайтан-арба – «чертова телега».

В Самарканде напечатали другую нарукавную повязку – на узбекском языке. А перевод шайтан-арба так и оставили. Не нашлось более подходящего слова для велосипеда и на туркменском языке. Из Ашхабада в пески Каракумов я также отправился на «чертовой телеге». В связях с нечистой силой меня подозревали и в Карелии. Там сплошные озера, а я проехал их напрямик по первому ноябрьскому льду. До этого у меня уже был опыт такого передвижения. На Байкале смотритель маяка подсказал, что зимой в Сибири удобнее всего ездить по льду. По его совету я пересек на велосипеде замерзший Байкал, а затем пробирался сквозь тайгу по скованным морозами руслам рек. Так что замерзшие озера в Карелии не были преградой. Скорее преградой был слух, будто едет по озерам на диковинном звере диковинный человек с железным обручем на голове. За обруч принимали лакированный ремешок, которым я повязывал длинные волосы, чтобы они не спадали на глаза. Я дал обет самому себе не стричь волосы, пока не закончу свое путешествие.
Слух о диковинном человеке на велосипеде дошел в Мурманск раньше меня. Когда я въехал на окраину города, меня остановил какой-то человек в валенках. Он оказался врачом по фамилии Андрусенко. Старожил Севера, он ни в каких чертей не верил, но то, что слышал обо мне, считал сверхъестественным. Врач потрогал мою меховую куртку, ботинки, а потом попросил разрешения обследовать меня. Я согласился. Он пощупал пульс, послушал легкие, постучал по спине и по груди и удовлетворенно сказал:

– У тебя, брат, здоровья хватит на два века!

Сохранилась фотография этой встречи. Я порой с улыбкой разглядываю ее: врач-атеист – и тот не сразу поверил, что я просто хорошо тренированный человек, увлеченный необыкновенной мечтой! Да, прав Альберт Эйнштейн: «Предрассудок труднее расщепить, чем атом!»

Три моих любимых героя – Фауст, Одиссей, Дон-Кихот. Фауст пленил меня своей ненасытной жаждой познания. Одиссей прекрасно выдерживает удары судьбы. У Дон-Кихота была возвышенная идея бескорыстного служения красоте и справедливости. Все трое воплощают в себе вызов общепринятым нормам и представлениям. Все трое давали мне силы в трудные минуты, потому что, отправившись в Арктику на велосипеде, такой вызов общеизвестному бросил и я.

Непривычное пугает и человека и зверя. Когда я пробирался по уссурийской тайге, моего велосипеда испугался... тигр! Зверь долго преследовал меня, прячась в кустах, грозно рычал, трещал сучьями, но так и не отважился напасть. Никогда тигр не видел такого странного зверя «на колесах» и предпочел воздержаться от агрессивных действий. У меня же тогда даже не было с собой ружья.

Страх перед непривычным инстинктивен. Я сам испытал его не раз во время путешествия. Особенно страшным для меня был день, когда я ушел из чума после операции. Я с трудом переставлял налитые болью ноги и был так слаб, что на меня осмелился напасть голодный песец. Это хитрый, злой зверек. Он обычно остерегается нападать на людей, а тут стал хватать за торбаса, которые подарил мне старик ненец. Я упал в снег, песец набросился со спины. Скинул его с себя, метнул нож. Но песец верткий, попасть в него нелегко. Стал доставать нож из сугроба – песец впился в руку, укусил. Все же я его перехитрил. Потянулся снова за ножом левой рукой, песец метнулся к ней, а я его правой – за шиворот.

Шкура этого песца потом путешествовала со мной до Чукотки. Я закутывал ею горло вместо шарфа. Но мысль о нападении песца еще долго преследовала, как кошмар. Я мучился сомнениями: уж не бешеный ли этот песец? Ведь они никогда не нападают на человека в одиночку! Или и вправду я так слаб, что песец избрал меня своей добычей? Как же тогда тягаться с ледовой стихией?

Я подготовил себя к путешествию только с расчетом на свои силы. Помощь со стороны оказывалась для меня просто помехой. Особенно остро я это почувствовал на борту ледокола «Ленин», затертого льдами у Новой Земли в Карском море. Ледовая обстановка в июле 1930 года была очень суровая. Путь к устью Енисея, куда ледокол вел целый караван советских и зарубежных судов за лесом, был закрыт льдами. Узнав об этом, я взял на фактории острова Вайгач старую лодку, отремонтировал ее, поставил парус и отправился с врачом и еще двумя попутчиками к месту «заточения» ледокола. Дойдя до ледовых! полей, мы высадились из лодки и добрались до борта корабля пешком... Часть пути все же удалось проехать на велосипеде.

Потом во время пресс-конференции, которую капитан ледокола устроил в кают-компании, я сообщил, что Глеб Травин не первый велосипедист в полярных широтах. Велосипед был на вооружении последней экспедиции Роберта Скотта к Южному полюсу 1910–1912 годах. Его использовали для прогулок на главной базе экспедиции в Антарктиде.

Рассказал я и о подготовке к этому путешествию. Началась она 24 мая 1923 года, когда до Пскова добрался голландский велосипедист Адольф де Грута, объехавший почти всю Европу.

«Голландец может, – подумалось тогда, – а я разве не могу?» С этого вопроса и зародился во мне интерес к сверхдальним рейсам.

На подготовку ушло пять с половиной лет. За это время я наездил тысячи километров на велосипеде у себя на Псковщине, причем ездил в любую погоду и по любым дорогам. Отец-лесник еще в детстве научил меня находить еду и ночлег в лесу и в поле, научил питаться сырым мясом. Эти навыки я стремился еще больше развивать в себе.

Демобилизовавшись из армии в 1927 году, получил специальное разрешение от командующего Ленинградским военным округом на поездку на Камчатку. Хотелось испытать себя в совершенно незнакомых условиях.

На Камчатке строил первую электростанцию, которая дала ток в марте 1928 года, потом работал на ней электриком. А все свободное время занимали тренировки. Испробовал себя и велосипед на горных тропах, на переправах через стремительные реки, в непроходимых лесах. На эти тренировки ушел целый год. И, только убедившись, что велосипед меня нигде не подведет, отправился из Петропавловска-Камчатского во Владивосток.

На мое замечание, что зимой я предпочитаю ездить по льду, а не побережьем океана, знаменитый гидрограф лишь замахал руками и назвал меня самоубийцей.

Но я уже знал: как ни сурова зима в прибрежных арктических льдах, жизнь там полностью не замирает. От сильных морозов во льду образуются трещины. Каждая такая трещина дает о себе знать ощутимым гулом. Вместе с водой в эту трещину устремляется рыба. Позже я наловчился ловить ее крюком из велосипедной спицы. На день мне хватало две рыбы. Одну я съедал свежей, другую – мороженой, как строганину.

Кроме рыбы, в мое меню входило сырое мясо. У местных охотников я научился выслеживать и стрелять северного зверя – песца, тюленя, моржа, оленя, белого медведя. Привычку питаться только сырой пищей подтвердил французский врач Ален Бомбар. Во время плавания на резиновой шлюпке через Атлантический океан он более двух месяцев питался сырой рыбой и планктоном. Я принимал пищу дважды в сутки – в 6 часов утра и 6 вечера. 8 часов ежедневно уходило на дорогу, 8 часов – на сон, остальное время – на поиск пищи, устройство ночлега, дневниковые записи.

И все же тогда на ледоколе никто из собравшихся в кают-компании не принял всерьез мое намерение добраться на велосипеде до Чукотки. Меня слушали с интересом, некоторые даже восхищались, но все сходились на том, что затея неосуществима.

На ночлег меня устроили в судовом лазарете. На ледоколе не было свободной каюты, и все же я подозревал, что кто-то заметил, что с ногами у меня не все в порядке. Эти опасения мучили всю ночь. Утром, чтобы доказать, что ноги у меня здоровы, я покатался на палубе на велосипеде. А потом поблагодарил моряков за гостеприимство и объявил, что ухожу на пароход «Володарский», который застрял во льдах километрах в тридцати от ледокола «Ленин».

Только после этого согласились отпустить меня с ледокола, хотя отыскать пароход среди льдов было нелегко.

Я уходил с ледокола в 6 часов утра. Несмотря на ранний час, вся палуба была заполнена людьми, словно их подняли по тревоге. Я чувствовал себя как на судилище, спускаясь по штормтрапу на лед вместе с летчиком Б. Г. Чухновским – он меня сфотографировал на прощанье.

Только отошел от ледокола, последовало три гудка...

Большого труда мне стоило не смотреть в сторону ледокола. Я постарался поскорее уйти за торосы, чтобы он скрылся из виду. Боялся, как бы меня не потянуло к нему обратно. Я отдавал себе отчет, что от жизни ухожу – от тепла, пищи, крыши над головой.

Добрался до парохода «Володарский» вовремя: на другой день ветер разогнал льды вокруг него, и он своим ходом дошел до Диксона. Дальше мой путь лежал на Таймыр.

Таймыр... Сколько раз о него разбивался замысел мореплавателей – продолжить путь вдоль берегов Сибири на восток! Только в 1878–1879 годах удалось пройти эту трассу русско-шведской экспедиции, возглавляемой Э. Норденшельдом, да и то за два года с зимовкой. А первый сквозной рейс в одну навигацию совершил лишь в 1932 году знаменитый «Сибиряков». За два года до этого рейса Таймыр подверг и меня суровому испытанию.

В конце октября 1930 года я переезжал Пясину, самую большую реку на Таймыре. Шесть лет спустя на ней начал строиться Норильск. Река недавно замерзла, лед был тонкий и скользкий. Уже ближе к противоположному берегу я упал с велосипеда и проломил лед. Выбраться из полыньи было очень трудно. Лед крошился под руками, ломался под тяжестью тела. Когда я почувствовал, что лед меня держит, распластался на нем, раскинув руки и ноги. Никогда не забуду этот день. Солнце уже с неделю не было видно, вместо него на зеркальном льду играли алые блики полуденной зари. Они понемногу гасли. Я чувствовал, как вместе с ними угасает и моя жизнь. Промокшая одежда тут же смерзлась и заледенела на морозе. Усилием воли я заставил себя шевельнуться. Осторожно, отталкиваясь руками, как тюлень ластами, подполз по льду к велосипеду, оттащил его от опасного места.

После этой ледяной купели Таймыр все же вознаградил меня. Выбравшись на берег Пясины, я наткнулся на едва припущенные снежком кочки. Они оказались ободранными тушами оленей, стоймя воткнутыми в снег. Тут же горой лежали снятые шкуры. Видимо, накануне ледостава здесь переправлялось на другой берег стадо диких оленей, и ненцы кололи их в воде. Охота была удачна, часть мяса была оставлена про запас.

Я прежде всего забрался в середину штабеля из оленьих шкур, чтобы согреться. Одежда вытаивала на мне от тепла тела. Поужинав мороженым мясом, я крепко заснул. Утром проснулся здоровым и бодрым, чувствуя в себе прилив сил. Вскоре мне встретилась собачья упряжка. Хозяин упряжки – ненец немного подвез меня и подсказал, как лучше добраться до Хатанги.

На Таймыре я видел кладбище мамонтов. Огромные бивни торчали из земли недалеко от побережья океана. С большим трудом мне удалось расшатать и выдернуть из земли самый маленький бивень. Я подарил его на Чукотке умельцу-косторезу. Он распилил бивень на пластины и на одной из них нарисовал кита, моржа, тюленя и вывел надпись: «Путешественник на велосипеде Глеб Травин». Эта миниатюра хранится теперь в Псковском художественно-историческом музее. В чем я находил радость во время своего путешествия?

Прежде всего в самом движении к намеченной цели. Каждый день я держал экзамен. Выдержал – остался жив. Провал означал смерть. Как бы ни было мне тяжело, настраивал себя на то, что самое трудное еще впереди. Преодолев опасность, я испытывал огромную радость от сознания, что стал еще на шаг ближе к цели. Радость приходила вслед за опасностью, как прилив за отливом. Это была первозданная радость бытия, радость от сознания раскрепощенности своих сил.

В Арктике я должен был жить и действовать совсем иначе, чем в тайге или в пустыне. А для этого нужно было постоянно наблюдать и учиться как у людей, так и у зверей.

Были ли минуты, когда я жалел, что отправился в это рискованное путешествие? Нет! Не было. Была боль в ногах, был страх, что я не дойду до цели... Но все это забывалось, скажем, перед красотой вмерзших в лед айсбергов. Эта красота наполняла меня и радостью, и силой.

Не меньшую радость приносило знакомство с людьми Севера.

От охотников в Русском Устье я узнал о дрейфе знаменитого норвежского полярника Руаля Амундсена в 1918–1920 годах на судне «Мод» вблизи Медвежьих островов в Восточно-Сибирском море. Пробиваясь на восток, Руаль Амундсен и его спутники сделали остановку на острове Четырехстолбовом. Я решил разыскать эту стоянку. Дорогу к острову мне подсказали жители Русского Устья, заходившие зимой во время охоты на Медвежьи острова.

Я подошел к острову Четырехстолбовому с северо-восточной стороны. Там, у большого камня, была площадка. На ней я обнаружил припорошенные снегом норвежский топорик с длинной ручкой, четыре чайные чашки и темную бутылку из-под вина. Она была запечатана сургучом. Сквозь стекло можно было разглядеть подпись на записке: «Амундсен».

В моей памяти была еще свежа горестная весть о гибели этого отважного человека, покорившего Южный полюс в 1911 году. Руаль Амундсен погиб в 1928 году в Баренцевом море. Советские рыбаки случайно выловили в районе его гибели поплавок и бак самолета, на котором он разыскивал потерпевший катастрофу дирижабль «Италия» с Нобиле на борту.

Свято чтя законы Севера, я не тронул реликвии Амундсена на острове Четырехстолбовом. Рядом с ними я оставил свои реликвии: несколько патронов, немного дробинок, поломанные детали от велосипеда и флакон из-под глицерина, куда я вложил описание проделанного мной маршрута. Флакон я запечатал куском стеариновой свечи.

С острова Четырехстолбового я снова отправился к материку. Подходя к скалистому, обрывистому берегу, издали заметил белое пятно. Я принял это пятно за песца. Вблизи же оно оказалось белой медведицей. С первого выстрела я ранил ее. К счастью, она не стала сразу нападать, а, взяв в зубы какой-то белый комочек, полезла с ним по скале наверх. Я же не мог перезарядить ружье из-за поперечного разрыва гильзы. Мне никак не удавалось выбить ее, а медведица подымалась все выше по скале.

Наконец я выбил из ствола застрявшую гильзу и снова выстрелил. Медведица застыла на отвесной скале с вытянутой шеей.

С трудом добрался я до своей добычи. И тогда понял, почему медведица не нападала. Она спасала своего медвежонка. Материнский инстинкт оказался сильнее инстинкта хищника.

Я спустил медведицу за лапу на лед, освежевал. Шкура ее оказалась длиной в шесть шагов. А медвежонок был совсем маленький. Я забрал его с собой и путешествовал с ним полтора месяца.

Мы подружились. Я назвал его Мишуткой. Мне с ним было и веселее, и теплее в пути. Спали мы вместе, прижавшись друг к другу. Медвежья шуба мохнатая, хорошо греет. Только со сна медвежонок пытался иногда укусить мне руку. Нельзя было снимать рукавиц.

Питались мы с ним вместе, в основном рыбой. Однажды во время завтрака он укусил мою руку – я рассердился на него и решил наказать. Я забросил его за высокий торос, чтобы он не видел меня, а сам сел на велосипед и поехал по плотному снежному насту. Мишутка тут же начал кричать: «Вакулику! Вакулику!» Дескать, прости меня.

Он догнал меня, кувырк под переднее колесо и весь день никуда от себя не отпускал. Видно, и в самом деле испугался остаться один.

В Певеке я с ним остановился у хозяина фактории. Мишутка, как всегда, сердясь во время еды, опрокинул на пол миску с горячим супом, которым угостил его хозяин. В наказание я выпроводил медвежонка в сени. Но хозяин очень беспокоился за него и уговорил меня постелить в сенях медвежью шкуру, чтобы Мишутке было теплее. Утром мы обнаружили медвежонка мертвым. У меня было несколько медвежьих шкур, и я по ошибке постелил ему шкуру его матери. Теперь уже мне захотелось сказать Мишутке: «Вакулику!»

С тех пор белых медведей я больше не убивал. Стыдно стало уничтожать такого огромного и редкого зверя ради нескольких килограммов мяса, которые я мог съесть или взять с собой в дорогу.

Мне дорого любое живое существо. Я убивал зверя только по необходимости. Меня природа тоже могла убить, но пощадила. Пощадила, потому что я уважительно отнесся к ней, стремясь постигнуть и применить ее законы.

Из журнала «Вокруг света», №11/1975
 

Артемиус

Модератор форума
Регистрация
24 Сен 2010
Сообщения
5,363
Поблагодарили
3,523
Возраст
39
Город
Самара
Спасенный в Белом море «Робинзон» рассказал о жизни на острове\

Архангельские спасатели в понедельник во время поисков в Белом море пропавшего сотрудника Соловецкого монастыря обнаружили на необитаемом острове молодого человека, который пострадал при кораблекрушении в начале октября. Им оказался 25-летний житель Архангельска Сергей Ганюшев.

Сегодня стали известны подробности двухнедельного заточения Сергея на необитаемом острове. Напомним, что мужчину нашли совершенно случайно – вертолет МЧС кружил над морем в надежде обнаружить на одном из островов пропавшего во время шторма служителя монастыря. Облетая территорию предполагаемого кораблекрушения, спасатели заметили человека, выбежавшего из пещеры и размахивающего руками. Им оказался Сергей, который чудом спасся в шторме, разрушившим его баркас, и сумел добраться до суши.

Сергея обнаружили на острове Малая Сеннуха

49029-2.jpg


Стоит отметить, что в отличие от героя романа Даниэля Дефо, архангельскому «Робинзону» был отведен в пользование остров размером всего 50 на 100 метров. Представлял он собой каменную «лепешку», почти лишенную всякой растительности. С собой у Сергея не было ничего – только одежда и мобильный телефон, который после соприкосновения с морской водой превратился в бесполезный кусок пластмассы.

«Все это время я питался водорослями и пил дождевую воду, - рассказал Сергей. - Чтобы хоть как-то укрыться от непогоды, соорудил землянку - на два больших валуна положил доски, там и ночевал. Первое время от рассвета до заката наблюдал за морем в надежде увидеть какое-нибудь судно».

На встречу к спасателям
49029-3.jpg

Со временем надежда иссякла – последние три дня он не покидал свое укрытие, а за несколько часов до чудесного спасения решил вскрыть себе вены. К счастью, до самого страшного не дошло: парень, лежавший в полубессознательном состоянии в своей землянке, услышал какой-то гул. «Я не сразу понял, что это за звук, сперва и вылезать-то не хотел», - поделился мужчина со спасателями МЧС.

Сказать, что Сергею повезло, значит, ничего не сказать. Не случись трагедии со служителями монастыря, вертолет со спасателями не полетел бы обследовать острова - ведь информация о пропаже молодого архангелогородца в МЧС не поступала. По какой причине - это уже другой вопрос.

В вертолете спасетелей
49029-4.jpg

В вертолете «Робинзона» напоили горячим чаем и немного покормили - обильная еда в таком случае пойдет не на пользу, а только во вред. Спасенного осмотрел начальник Архангельской областной службы спасения Игорь Поливаный: «У пострадавшего – сильное переохлаждение и признаки истощения, состояние его оценивается как среднетяжелое». В аэропорту Архангельска молодого человека передали врачам «скорой помощи» для госпитализации в 7-ю горбольницу.

Источник: 29.mchs.gov.ru
 

carver

Куртуазный маньерист
Регистрация
28 Ноя 2010
Сообщения
7,000
Поблагодарили
13,592
Город
saveyou.ru
Дождаться в живых

Как советский штурман не погиб в горах Аляски. Документальный рассказ Олега Чечина

Американский фильм "Выживший", который сегодня претендует на "Оскар" и идет в наших кинотеатрах, прекрасно снят и хорошо придуман. Но что стоит выдумка в сравнении с реальной историей, о которой узнал "Огонек",— о выжившем в 1943 году в горах Аляски русском штурмане Константине Демьяненко

Олег Чечин

Старший лейтенант Демьяненко выпал из самолета, который советские летчики перегоняли из Америки в СССР по программе ленд-лиза. Под каждым словом этого рассказа — документ: воспоминания летчиков-перегонщиков Алсиба ("Аляска — Сибирь", воздушная трасса между американской Аляской и СССР, действовавшая с 1942 года); записи Героя Советского Союза и кавалера американского ордена "Легион Почета" генерал-лейтенанта авиации Михаила Григорьевича Мачина (это он возглавлял советскую военную миссию по приемке американских самолетов в американском Фербенксе); воспоминания друзей и родственников главного героя тех событий — штурмана Константина Петровича Демьяненко; документы и материалы, в том числе и несколько страниц, написанных самим Демьяненко.

Упавший с неба
...Теплым июньским днем 1943 года на аэродроме Лэдд Филд в Фербенксе готовилась к вылету очередная десятка фронтовых бомбардировщиков А-20 "Бостон". Их предстояло перегнать в Ном, до которого было более 800 километров, а затем через Берингово море — в чукотский поселок Уэлькаль. Отправку авиагруппы задерживала плотная облачность в горах. На разведку погоды на маршруте был послан более мощный бомбардировщик Б-25 "Митчелл". Его сообщений в полной готовности ждали летчики 1-го перегоночного авиаполка, базировавшегося в Фербенксе.

Экипажи провожал в полет седой католический священник отец Антоний. И американцы, и русские относились к нему с уважением.

— Святой отец! — обратился к нему глава советской военной миссии на Аляске, полковник Михаил Григорьевич Мачин, ожидавший вместе со всеми метеосводку с маршрута.— Вы ближе всех нас к небу, скажите, не подведет ли сегодня погода?

— На все воля Божия! — ответил отец Антоний.— Но лично я буду молиться за благополучное возвращение ваших парней.

А парни, сняв летние куртки, беззаботно грелись на солнышке. Они курили и подтрунивали друг над другом. Летчиков-перегонщиков торопила в дорогу интригующая новость: в Уэлькале они могут успеть попробовать котлеты из свежей медвежатины. Об этом поведал штурман Константин Демьяненко: дежурный на командно-диспетчерской вышке Джозеф Фейес по секрету сообщил ему, что чукчи убили огромного белого медведя, забредшего на аэродром. Правда это или очередная байка, никто не знал.

С Аляски же на Чукотку ленд-лизовские бомбардировщики А-20 "Бостон" доставляли советские экипажи из двух человек. Обычно они садились вместе в переднюю кабину, причем штурман находился чуть впереди летчика. Но в тот день перегонялась особая партия самолетов, где в носовой части были установлены четыре 20-миллиметровые пушки. В этом варианте фронтовые бомбардировщики среднего радиуса действия А-20 "Бостон" могли использоваться в качестве ночных истребителей дальней авиации (гораздо чаще они применялись в качестве торпедоносцев на море). И тут уже штурман усаживался за спиной летчика — на месте стрелка-радиста в задней кабине.

Б-25 "Митчелл" нашел "окно" в облаках и повел за собой десятку "Бостонов". Авиагруппа благополучно прошла большую часть маршрута. Но, когда подлетели уже к хребту, тянувшемуся вдоль побережья, облачность сильно уплотнилась. Кружным путем, со стороны залива Нортона, самолеты заходили к Ному, но прибрежный аэродром закрыла густая облачность. Получив отказ на посадку, командир каравана был вынужден повернуть назад всю авиагруппу.

Обратный путь над горами Аляски проходил в затяжном "слепом" полете. Экипажи в клубящихся облаках потеряли из виду и лидера, и друг друга. Каждому пришлось переваливать через хребет поодиночке. Все машины благополучно приземлились на промежуточном аэродроме в Галене на реке Юкон. Но в одном экипаже не оказалось штурмана — балагура старшего лейтенанта Константина Демьяненко. "Дошутился!" — в сердцах подумал про него Михаил Григорьевич, когда ему доложили о происшествии.

Мачин хорошо знал Константина Демьяненко. Ему был по душе веселый нрав штурмана и то, как он с серьезным видом исполнял частушки под аккордеон. Но главное — Демьяненко был грамотный специалист, быстро освоивший американское радиооборудование и навигационную систему полетов над территорией США. В сложных метеоусловиях полковник Мачин иногда брал его с собой, и Костя ни разу не подвел.

Отложив все дела, полковник Мачин вылетел в Галену. Он тщательно осмотрел бомбардировщик с открытой задней кабиной — очевидно было, что штурман оттуда выпал. На хвостовом оперении была вмятина с клочком желтой кожи. Кто-то вспомнил, что Костя был обут в желтые ботинки...

Знаки с земли
Непогода помешала начать немедленные поиски старшего лейтенанта. Дождь лил как из ведра, а когда он чуть поутих, на поиски пропавшего штурмана вылетели советские экипажи, севшие без него в Галене. Предложили свою помощь и союзники. По приказу командира авиационной базы в Фербенксе, бригадного генерала Дейла Гаффни, американские летчики вели наблюдения с воздуха, пролетая над районом, где предположительно мог опуститься на парашюте русский офицер.

Михаил Григорьевич сам сделал несколько вылетов в этот район. Увы, ничего утешительного обнаружить не удалось. Внизу были только заросшие лесом горы. В эти места не добирались даже отважные одиночки из арктических рассказов Джека Лондона.

Прошла еще неделя. Надежды на спасение Кости практически не осталось. И вдруг полковника Мачина попросили зайти к командиру авиационной базы Дейлу Гаффни.

— Майкл! — бригадный генерал бросился к нему навстречу из-за стола.— У меня хорошая новость для вас! Возможно, ваш штурман жив! Старший лейтенант Николай де Толли, возвращаясь из Нома в Фербенкс, обнаружил на горном перевале белое полотнище. Оно привязано к верхушке засохшего дерева на краю пропасти...

Михаил Григорьевич с уважением относился к потомку русского полководца Барклая де Толли. После Октябрьской революции мать вывезла Николая семилетним мальчиком из России — сначала в Турцию, затем в США. В Америке он стал первоклассным летчиком, освоив все типы самолетов, которые перегонялись теперь по ленд-лизу на его бывшую родину. Он обучил многих русских офицеров, в том числе и Константина Демьяненко, ориентироваться по картам в небе Аляски...

Дейл Гаффни показал точку в горах — безлюдная местность, удаленная к северу от трассы перегона почти на сотню километров.

Михаил Григорьевич немедленно вылетел на поиски Демьяненко. Довольно быстро полковник Мачин увидел белый клок парашюта, привязанный к одинокому дереву недалеко от гребня хребта. Из кабины Б-25 было видно, что хребет служил водоразделом. Одна река спускалась на юго-запад и уходила к Тихому океану. А по другому склону кружила речка поменьше, пробивая себе дорогу на север. Но куда подался Демьяненко?

Прочесывая долины обеих рек, Михаил Григорьевич снижался так, что чуть не цеплял крылом отвесные скалы. Но следов человека нигде не было видно. В последующие дни поиски продолжили другие экипажи, в том числе и американские — безрезультатно. Надежда на спасение штурмана снова начала угасать, но во время очередного вылета в район поиска случилось чудо: Мачин увидел поднимающийся с земли дымок и человека в изодранной синей рубашке, лежащего посреди выжженной огнем площадки!

Костя тоже увидел с земли двухмоторный самолет. Бомбардировщик прошел над ним, затем, сделав разворот, снизился еще больше. С борта самолета сбросили спальный мешок со съестными припасами, пистолетом с патронами. На новом заходе прилетела перчатка с запиской: "Прошу никуда не уходить. Ешь понемногу. Жди спасения!"

Примерно в полутора километрах от костров Мачин заметил небольшое озерцо — пожалуй, здесь мог бы сесть небольшой гидросамолет.

Спасение
В диаметре озерцо было метров 500. Сумеет ли здесь сесть одномоторный гидросамолет? Его командир лейтенант Блэксман заверил: сумеет. Был согласован и порядок взаимодействия, предложенный русским полковником: после приводнения летающей лодки бомбардировщик Мачина должен был ходить над американцами-спасателями постоянным курсом, показывая направление в сторону Демьяненко,— без подсказки с воздуха в высокой траве можно было легко сбиться с пути. Мачин порекомендовал лейтенанту Блэксману взять топлива по минимуму: это облегчало посадку и взлет в горах, где воздух разрежен.

Бомбардировщик пришел к озерцу первым. Внизу был полный штиль — на поверхности ни морщинки! Не вызывал беспокойства и Костя, хотя он с трудом поднялся с земли, как только увидел знакомый самолет. Но с появлением летающей лодки выдержка изменила штурману. Догадавшись, что она села на воду, он нарушил приказ оставаться на месте и бросился навстречу своим спасателям. А те, не зная об этом, двинулись по высокой траве по тому курсу, который прокладывал для них в небе Б-25. Трава укрывала идущих навстречу друг другу людей.

Американцы, добравшись до выжженной поляны, остановились в недоумении. Рядом с еще тлеющими углями лежал спальный мешок, сброшенный с борта Б-25, остатки парашюта, но русского штурмана нигде не было! Демьяненко тем временем вышел на берег озерца. Увидев гидросамолет и бортмеханика возле него, он упал без чувств...

Слух о спасении русского офицера, который почти месяц провел в одиночестве в безлюдных горах, быстро разнесся по округе. Все, кто был свободен от работы, и даже эскимосы из ближайшего поселка после посадки гидросамолета побежали к реке.

Штурмана осторожно вынесли из кабины на руках. Он был без сознания. Узнать Демьяненко было невозможно — так распухло его лицо от укусов комаров и мошкары, глаза не открывались. Михаил Григорьевич даже подумал, что это не "его" штурман, а кто-то другой. Придя в себя, Костя медленно обеими руками взял ладонь командира и молча прижал ее к своей груди. Говорить он не мог.

Через неделю, когда штурман окреп, его переправили в госпиталь в Фербенксе. Там его и навестил полковник Мачин. Воспаление от комариных укусов у Демьяненко было настолько сильным, что он все еще не мог бриться. Михаил Григорьевич вспомнил: в Испании, где он сражался на стороне республиканцев, ему рассказали подобный случай, закончившийся трагически. Москиты в аргентинской степи (пампе) насмерть заели известного революционера Ивана Дымченко — одного из вожаков восстания на броненосце "Потемкин" в июне 1905 года.

Один и без ботинок
Костя рассказал Мачину, что с ним произошло. Во время затяжного "слепого" полета над горами, увидев "окно" в облаках, Демьяненко открыл колпак задней кабины и высунулся из нее, чтобы привязаться к местности. А летчик в передней кабине, не подозревая о действиях штурмана, нырнул в это "окно" под большим углом — старшего лейтенанта при этом маневре выбросило за борт. Падая, Демьяненко ударился ногой о хвостовой стабилизатор. Хорошо, что каблуком, а то сломал бы ногу — тогда бы наверняка погиб! А так отделался ушибом и потерей ботинка. Хвост самолета ободрал ему еще грудь и висок. Очнувшись в мутной мгле, он понял, что камнем летит к земле, и рванул кольцо парашюта.

Падающего человека подхватил восходящий поток, который понес над хребтом. Парашют опустил его на сухие ветки низкорослой сосны, росшей на краю скалистого обрыва. Штурман достал из-за пояса нож и осторожно подрезал им лямки и стропы. Кроме ножа у него уцелели еще пистолет и спички, но они отсырели.

Сыро оказалось и на земле. Спустившись с сосны, Демьяненко оказался в небольшом перелеске. В какой-то топкой яме он потерял и второй ботинок. Пришлось вернуться к сосне-спасительнице. Там, распотрошив парашют, старший лейтенант укрылся под куполом. Но эта "крыша" оказалась ненадежной. Под проливным дождем вся одежда вскоре промокла до нитки. На штурмана навалилась такая смертельная усталость, что он не заметил, как заснул...

На следующий день штурман отрезал кусок подкладки парашюта и привязал белую материю к верхушке сосны — это потом спасло ему жизнь, послужив хорошим ориентиром с воздуха. Но отсиживаться под деревом было невозможно — поблизости проходила медвежья тропа. Встреча с ее хозяевами не заставила себя ждать: на парашютиста вышел огромный мохнатый зверь с детенышем. Это была самка гризли. Медведица подошла и обнюхала незнакомца, вслед за матерью обнюхал его и медвежонок. Штурман боялся отвести взгляд и пошевелиться — охотничий инстинкт мог побудить хищников к нападению. Игра в "гляделки" продолжалась довольно долго. Но звери ушли. Возможно, их отпугнул запах бензина (он попал на купол парашюта при заправке самолета горючим). А может, они торопились к речке, бежавшей по дну пропасти,— там лососи уже пошли на нерест.

Переведя дух, старший лейтенант скатал остатки парашюта в котомку и отправился вниз по склону, к реке. Несколько километров он прошел по течению. Потом из сухих деревьев соорудил плот. На нем поплыл вниз, полагая, что река рано или поздно вынесет его к людям. Но она, наоборот, только уводила штурмана от обжитых мест.

Через пару дней плот разбился о камни. Еды не было. Летчик питался незрелыми ягодами, похожими на малину и чернику,— ими он набил про запас все карманы. Однажды ему удалось подстрелить из пистолета птицу вроде дрозда, но проглотить сырое птичье мясо Костя не смог.

Вскоре и сам штурман чуть не стал добычей, неожиданно встретившись с еще одним огромным гризли в кустарнике на склоне сопки. Некоторое время они разглядывали друг друга через ветки. Старший лейтенант медленно достал пистолет и выстрелил преднамеренно на промах. Ему хотелось напугать зверя, и это удалось. Они расстались без крови.

Но в другой раз произошла серьезная стычка с еще одной медведицей и ее взрослым медвежонком. Пришлось ранить зверя в нос. После этого в пистолете у Демьяненко остался всего один патрон. Его он решил приберечь для себя. Несколько раз над ним пролетал самолет, но подать сигнал было нечем.

Вконец обессиленный штурман выбрался из прибрежного леска в долину, заросшую высокой травой. Он попробовал поджечь сухие стебли, но отсыревшие спички по-прежнему не загорались. Оставшиеся пять штук Костя вынул из коробка и положил под мышку. С мыслью: "Это последний шанс на спасение!" — он заснул.

Когда проснулся, лицо и руки горели от их укусов мошкары и комаров. Но тепло тела сотворило чудо. Штурман достал спички из-под мышки, чиркнул одну из них — она зажглась! Он поднес дрожащий огонек к сухому стебельку. Травинка вспыхнула, огонь стал набирать силу. Этот дымок и заметил с воздуха полковник Мачин...

Стойкое сердце
Еще в госпитале в Фербенксе старший лейтенант Демьяненко получил анонимное письмо из Оренбурга. Он обрадовался: может, долгожданные сведения о жене и маленьком сыне, которые оставались у тещи? От них давно уже не было никаких вестей. Но письмо нанесло ему еще один удар — в сердце. Какой-то "доброжелатель" сообщил штурману, что Тамара вышла замуж, и просил больше не беспокоиться. Он терялся в догадках: что же случилось с его семьей?

В госпитале Костю признали ограниченно годным к летной службе. После долгих колебаний он показал анонимное письмо полковнику Мачину. Михаил Григорьевич дал штурману 10-дневный отпуск, чтобы "разобраться с семьей".

Переступив порог квартиры тещи, штурман замер у двери. На кровати сидела наголо остриженная женщина с забинтованным лицом. Ноги ее были укутаны пуховыми шалями.

Оказалось: три с половиной месяца Тамара пролежала в больнице, заразившись возвратным тифом. В те же дни, когда Костя погибал в горах Аляски, ее жизнь тоже висела на волоске. Она не решалась написать мужу о тяжелых осложнениях: ноги у нее распухли, челюсть была воспалена. Она даже не смогла поцеловать мужа с дороги. Когда они оба пришли немного в себя, выяснилось, что анонимом, написавшим лживое письмо на Аляску, был отвергнутый поклонник. Парень пытался соблазнить красивую женщину повышенным пайком, выдаваемым на его оборонном заводе...

Что было дальше? А дальше жизнь продолжалась: штурман еще около года перегонял американские бомбардировщики из Якутска в Киренск, затем оттуда до Красноярска. В ноябре 1944-го Костя получил, наконец, долгожданное разрешение на отправку на фронт, и День Победы встретил в звании капитана с орденом Красной Звезды.

А в начале 1950 года на Демьяненко открыли дело: в НКВД решили, что Костю во время его отсутствия на базе в Фербенксе завербовало ЦРУ. Потом Демьяненко предложили рассказывать о настроениях в авиаотряде, а когда доносить на своих товарищей он наотрез отказался, ему пригрозили увольнением с летной работы.

Последние годы Демьяненко жил в Иркутске, умер от скоротечной саркомы в 1961 году. Его жене Тамаре удалось выполнить последнюю волю мужа — похоронить на кладбище рядом с аэродромом. И теперь каждый самолет, садящийся и взлетающий в Иркутске, осеняет его могилу своим крылом.
 

Desmaster

Выживальщик
Регистрация
17 Авг 2012
Сообщения
10,181
Поблагодарили
20,155
Город
Санкт-Петербург
«Дни в Романовке». Старообрядцы глазами японцев
Романовка — село, основанное в Маньчжурии русскими крестьянами-старообрядцами, бежавшими от коллективизации. Благодаря упорному труду беженцев заложенное на голом месте поселение превратилось через несколько лет в процветающее хозяйство. Успехи романовцев оказались столь впечатляющими, что японцы, владевшие в то время Маньчжурией, избрали Романовку в качестве образца для собственных, японских колонистов. Село и его обитатели подверглись тщательному изучению. Фиксировалось всё: приемы строительства, земледелия, скотоводства, охоты, рыболовства и пчеловодства, особенности ведения домашнего хозяйства.

Был создан фотоархив, насчитывающий тысячи снимков. Фотографии из этого архива использовались при подготовке издания «Земледелие и жизнь белых русских» и других книг, предназначенных для японских колонистов, которых предполагалось расселять в Маньчжурии. Однако этим планам не суждено было сбыться. Советское наступление в августе 1945 г. покончило с японской колонизацией, но существованию вольных русских поселений тоже пришел конец. Многие обитатели Романовки были отправлены в ГУЛАГ, но некоторым удалось бежать в Гонконг, а затем перебраться на жительство в Бразилию, Боливию, Австралию, США (в Калифорнию, Орегон и на Аляску). Очаг русской народной культуры в Маньчжурии был непоправимо разорён, однако свидетельства о нём чудом сохранились. Уникальный фотоархив был сбережён во время войны его создателем, биохимиком Ямадзоэ Сабуро (1908—2007). Унаследовавший архив японский славист профессор Накамура Ёсикадзу передал его во Владивосток, в Приморский государственный объединённый музей имени В.К.Арсеньева.

«Первая публикация» выложила прекрасное: «Дни в Романовке» (pdf, 41 Мбайт). Объём обусловлен высоким качеством электронной версии. Издатели заслуживают отдельной благодарности за сохранение текстового слоя, что открывает возможности не только для просмотра, но и для поиска по тексту и выписок. Приятного знакомства с книгой!
 
Сверху