Железные дороги
Реконструкция и строительство железнодорожных путей в обход территории Украины
До 2014 года поезда на ряде маршрутов из центральной России на юг дважды пересекали границу России с Украиной (точнее — границу России с частью территории ЛНР, подконтрольной Украине). С 2015 года Россия начала строительство новой железнодорожной линии в обход территории Украины по направлению Журавка — Чертково — Миллерово в Ростовской и Воронежской областях. Линия строится силами военных строителей сразу двухпутной электрифицированной и допускающей движение со скоростью до 160 км/ч. В стратегии развития РЖД до 2020 года стоимость этого проекта оценивалась в 56,6 млрд рублей.[104] [105]
Рабочее движение на линии было открыто в начале августа 2017 года, а в декабре того же года началось и движение пассажирских поездов, что фактически завершило проект.[106]
Строительство четвёртого главного пути на участке Москва — Крюково (Москва — Зеленоград) Октябрьской железной дороги
Строительство велось с 2011 г. в связи с перегруженностью данного участка железной дороги Санкт-Петербург — Москва и организации на ней скоростного пассажирского сообщения. Стоимость проекта оценивалась от 14 (по сообщениям прессы[107]) до 22 (по постановлению Правительства[108]) млрд рублей. Формальное завершение проекта состоялось 1 октября 2015 года с запуском движения по участку скоростных электричек «Ласточка», хотя отдельные доработки продолжались и позднее. [109][110]
Развитие железнодорожной инфраструктуры для обеспечения Универсиады 2013
Проект включает строительство к XXVII Всемирной летней Универсиаде 2013 г. в г. Казани нового вокзала «Казань-2»[111] и некоторых других объектов железнодорожной инфраструктуры на станциях города. Стоимость проекта 13 млрд рублей[112].
Усиление инфраструктуры железнодорожной линии Туапсе — Адлер
Проект предусматривал в рамках подготовки к Зимней Олимпиаде в Сочи 2014 г. строительство нескольких десятков километров двухпутных вставок с целью существенного увеличения пропускной способности железной дороги, а также реконструкцию практически всех сооружений дороги[113]. Стоимость проекта 13,5 млрд рублей[114][115]. В середине 2013 г. проект ещё строился[116], однако, по всей видимости, был тихо завершён к Зимней Олимпиаде 2014 г. в Сочи.
Амуро-Якутская железнодорожная магистраль
Магистраль соединила центральные районы Якутии с сетью российских железных дорог. В это время, в дополнение к введённому в строй ранее участку Беркакит — Томмот было завершено строительство оставшегося участка магистрали от станции Томмот до станции Нижний Бестях, расположенной на противоположном от Якутска берегу Лены. Длина вновь открытого участка — 432 км, ввод его во временную эксплуатацию произошел 1 сентября 2014 года, в июне 2015 года было принято решение передать магистраль РЖД[117], то есть фактически в общегосударственную сеть железных дорог. Планируется достроить ж/д линию к концу 2017 года [118]. Полная длина магистрали с учётом первой очереди составила 809 км, а с учётом фактически продолжающего её «Малого БАМа» — 1239 км.[119]
Полная оценка стоимости магистрали в Сети отсутствует, так как строительство велось с большими перерывами с 1985 г. В то же время, в 2008 г. был заключён контракт на достройку участка до Нижнего Бестяха на 34,5 млрд руб. В дальнейшем планируется строительство моста или тоннеля через Лену для обеспечения прямого железнодорожного сообщения непосредственно с Якутском.[120]
Магистраль привлекла широкое внимание прогрессивно настроенной общественности по всему миру тем, что может в перспективе стать частью трансконтинентальной железной дороги, которая соединит Евразию и Северную Америку через Берингов Пролив.[121][122]
Станция в районе разъезда 9 км
Станция в районе разъезда 9 км Северо-Кавказской железной дороги, Краснодарский край
В связи с неуклонным ростом загрузки черноморских портов и периодической невозможностью их работы по погодным условиям, грандиозную накопительную станцию с двумя транзитными парками было решено возвести в 48 километрах от Новороссийска в районе г. Крымск, там, где разделяются транспортные потоки к различным портам Черноморского побережья. Первая очередь транзитного парка была построена в 2008 г. Вторая и третья очередь станции строились с февраля 2012 г. Летом 2012 г. техника, работавшая на строительстве, участвовала в спасении пострадавших во время катастрофического наводнения в Крымске и срочном устранении его последствий. Строящаяся станция тоже пострадала от наводнения на 35 млн рублей. Площадь станции — 500 га, суммарная протяжённость железнодорожного полотна новой станции 86 км, предусмотрено строительство 240 стрелочных переводов, 700 опор контактной сети, станционных зданий и сооружений, а также железнодорожных мостов и автодорожных путепроводов. Проект является частью комплексного проекта «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла». Вторая очередь введена в строй в конце 2012 г., а на август 2014 года станция была уже готова к сдаче заказчику и, очевидно, была в целом завершена в это время. Стоимость только второй и третьей очередей проекта составляет 11 млрд рублей.[123]
Лосево — Каменногорск
Железнодорожная линия длинной 64 км в Ленинградской области, призванная разгрузить линию железной дороги Санкт-Петербург — Выборг — граница с Финляндией от значительной части грузовых поездов. Проект подвергался давлению по типу «химкинского леса». Объем инвестиций 46 млрд рублей (80 млрд рублей по данным 2015 г.). Рабочее движение открыли 3 августа 2015 года. [124]
Железная дорога Нарын — Газимурский Завод
Железная дорога является частью комплексного проекта по освоению минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края. По первоначальному проекту дорога должна была обеспечить доступ к пяти месторождениям и иметь длину 375 км. Однако позднее в связи с доразведкой месторождений и экономическим кризисом решено было осваивать в первую очередь только два месторождения, а сама дорога теперь должна была иметь длину 224 км, заканчиваясь не в Лугокане, а на станции Газимурский завод. Начало дороги также было перенесено со станции Нарын на станцию Борзя (Нарын-1). [125]
Дорога строилась с 2007 г. Летом 2012 г. движение было открыто на всем протяжении дороги до Газимурского завода. [126]
Торжественное открытие и ввод во временную эксплуатацию линии железной дороги Нарын — Газимурский завод итоговой длиной 223 км состоялась 17 декабря 2015 года. Стоимость строительства дороги составила 32 млрд рублей. [127] Дорога ведёт к Быстринскому ГОКу (медь, золото и железо) и Бугдаинскому (полиметаллы, в основном молибден). В перспективе может быть построено ещё около 200 км продолжения этой железной дороги к другим трём полиметаллическим месторождениям края.[128]
Автомобильные дороги
Обход города Торжок — Участок (км 208—258) трассы М-11 Москва — Санкт-Петербург
Участок строящейся скоростной магистрали М-11 Москва — Санкт-Петербург, также известный как обход города Торжок, был введён в строй 15 декабря 2017 года. Стоимость участка составляет 32,3 млрд рублей[129].
Автодорога Тайшет — Чуна — Братск, Иркутская область
Автодорога длиной 249 км, проходящая вдоль западной части БАМа, призвана связать Братск и весь северо-восток Иркутской области с западом страны по кратчайшему пути, минуя крюк через дорогу Тайшет — Тулун, сильно отклоняющуюся на юг к Иркутску. В результате длина пути должна сократиться на 280 км, что, по предварительным расчётам, должно обеспечить окупаемость дороги всего в течение менее, чем одного года. Дорога строилась с начала 1980-х годов, однако вследствие известных событий несколько десятков километров дороги остались недостроенными. Строительство было возобновлено в 2002 году и медленно продвигалось, несколько активизировавшись с 2014 года и была завершена 15 декабря 2017 года. Стоимость проекта составляет, судя по оценке достраиваемого участка в 3,5 млрд рублей, не менее 15 млрд рублей в ценах 2012 года.[130][131][132][133][134].
Подъездная дорога к морскому торговому порту Усть-Луга
В октябре 2017 года в Ленинградской области завершилось строительство 52-километровой подъездной дороги к одному из крупнейших портов страны.[135] В целом проект оценивался в 20,88 млрд рублей.[136]
Лидога — Ванино (Подъездная дорога к портам Ванино и Советская Гавань)
Автодорога с твёрдым покрытием в Хабаровском крае длиной 329 км, призванная соединить район размещения крупнейших дальневосточных портов Ванино и Советская Гавань с общероссийской сетью автомобильных дорог. Строилась с 1999 года в условиях горной местности. Стоимость оценивалась в 16 млрд рублей в ценах тех лет. [137]. Строительство завершено в октябре 2017 года.[138]
Реконструкция развязки Калужского шоссе (Профсоюзной улицы) с МКАД
Общая стоимость проекта 213 млрд рублей[146]. Фоторепортажи о ходе строительства: март 2015, май 2015, июль 2015, октябрь 2015, февраль 2016.
Южный обход Подольска
Дорога длиной 15,8 км и шириной 4 — 6 полос движения, включающая реконструируемое Старосимферопольское шоссе, а также небольшой тоннель и эстакады, строилась с 2012 года и была введена в строй 10 сентября 2016 года. Стоимость проекта 14,2 млрд рублей.[147][148][149]
Реконструкция Новорижского шоссе М9 «Балтия» от МКАД до Малого московского кольца А107, Московская область
Проект, являющийся первым этапом реконструкции автомагистрали М9 «Балтия» на участке так называемого Новорижского шоссе выполнялся с 2012 г. от Московской кольцевой автодороги (17 км) до Малого московского кольца (ММК, первой «бетонки», 50 км). На всем протяжении участка дорога была расширена на 1…2 полосы в каждую сторону. Работы были завершены в ноябре 2014 года.[150] Стоимость проекта составила 18,7 млрд рублей.[151]
Реконструкция Новорижского шоссе М9 «Балтия», Московская область - второй этап
Обход города Химки — Участок (км 15-58) трассы М-11 Москва — Санкт-Петербург
Второй и ближайший к Москве, участок строящейся скоростной магистрали М-11 Москва — Санкт-Петербург, также известный как обход города Химки, был введён в строй 23 декабря 2014 года одновременно с примыкающей к нему Бусиновской развязкой на МКАД и крайним участком Северо-Восточной хорды за МКАДом.[167] Стоимость участка км 15 — км 58 превышает 60 млрд рублей[168].
Бусиновская развязка, 2015
Реконструкция Бусиновской развязки (2011…2014 гг.), г. Москва
К этой развязке Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД) до начала реконструкции с внутренней стороны МКАД примыкала улица Дыбенко, а с внешней — Лихачевское шоссе. После реконструкции на этом месте МКАД пересекает ещё и десятиполосная в этом месте скоростная автомагистраль М-11 Москва — Санкт-Петербург (на её бесплатном участке), переходя с внутренней стороны МКАД в также строящуюся Северо-Восточную хорду, небольшая часть которой была построена вместе с развязкой. Развязка также является частью проекта массовой реконструкции развязок на МКАД. В ходе реализации проекта построен и реконструирован магистральный участок дороги шириной до десяти полос и длиной 1,61 км, включающий две сдвоенные эстакады и три путепровода, в том числе путепровод над железной дорогой Октябрьского направления. Построены шесть съездов общей длиной 9,19 км с 14 эстакадами общей длиной более 3,5 км, другие искусственные сооружения, а также выполнен перенос инженерных коммуникаций. Реконструкция началась в 2011 году и завершилась в объёме первой очереди 23 декабря 2014 года одновременно со сдачей в эксплуатацию прилегающих к МКАД участка магистрали М-11 и участка Северо-Восточной хорды. Полностью развязка с эстакадами высотой до 35 метров введена в строй в июне 2015 года.[169] Стоимость проекта 17 млрд рублей.[170]
Обход города Вышний Волочёк — Участок (км 258—334) трассы М-11 Москва — Санкт-Петербург
Первый участок строящейся скоростной магистрали М-11 Москва — Санкт-Петербург, призванный разрешить наиболее острую проблему в автомобильном сообщении между столицами, заключавшуюся в пробках на улицах Вышнего Волочка, был введён в строй на семь месяцев раньше срока 28 ноября 2014 года.[171] Строившийся[172] с 2012 года в Тверской области участок км 258 — км 334 км с разрешённой в перспективе максимальной скоростью 130 км/ч оценивался в 50 млрд рублей[173].
Реконструкция Можайского шоссе (Кутузовского проспекта) в Москве
В декабре 2012 года началась[174] и 2014 году завершилась[175] реконструкция Можайского шоссе (Кутузовского проспекта) в Москве от Садового кольца до МКАД. Стоимость реконструкции, включавшей строительство, по непроверенным сведениям, самой длинной в Европе эстакады длиной 2 км составила 14,31 млрд рублей, одновременно с чем был выполнен связанный проект реконструкции развязки с МКАД стоимостью 8,53 млрд рублей.[176]
Обход города Муром
Объект, носивший официальное название «Строительство мостового перехода через реку Оку с обходом города Муром» строился по принятому в 2005 году решению Министерства транспорта. Сначала в рамках проекта был построен и в 2009 году введён в строй крупный Муромский мост через Оку, первый в этом районе. Затем строительсво продолжилось с тем, чтобы вынести транзитное движение из центра Мурома напрямую к мосту. Общая протяжённость объекта составила 17,1 км. Стоимость проекта оценивалась в 7 млрд рублей, по-видимому, в ценах 2005 года, так как в ценах 2014 года один мост с подходами (первая очередь строительства) стоил больше.[177][178][179]
Автотрасса «пос. Новый — п-ов Де-Фриз — станция Седанка — бухта Патрокл», г. Владивосток
Дорога является альтернативным выездом из города, решающим проблему пробок в выходные дни. Кроме того, эта трасса существенно сокращает время пути от аэропорта Владивостока до городского центра. Дорога построена в рамках подготовки к Саммиту АТЭС во Владивостоке и открыта в августе 2012 г. Стоимость проекта 29 млрд рублей. Крупнейший по затратам объект на трассе — низководный мост через Амурский залив. [180]
Вторая очередь Западного скоростного диаметра, г. Санкт-Петербург
Часть Западного скоростного диаметра — первой в России платной внутригородской автомагистрали, которая прошла вдоль берега Финского залива[181]. С вводом в строй второй очереди магистрали завершено строительство всего её южного участка (ранее в 2010 г. была введена в строй первая очередь магистрали). Участок введён в строй в октябре 2012 г.[182] После этого основные работы продолжались на сданном позднее 02.08.2013 г. северном участке. Стоимость проекта 27 млрд рублей[183] (общая стоимость строящейся магистрали 213 млрд рублей)[184].
Дублёр Курортного проспекта, г. Сочи
Проложенная в рамках подготовки к Зимней Олимпиаде в Сочи напрямик через горы и долины, и потому включающая 9 тоннелей и 13 мостов четырёхполосная трасса длиной 17 километров существенно улучшила дорожную ситуацию в городе Сочи. Строительство всей дороги оценивалось в 100 млрд рублей[185] или более [186]. На 27 января 2013 года была введена в строй первая очередь объекта длиной 5,7 км с двумя развязками, четырьмя эстакадами и тремя тоннелями, один из которых длиной 1472 м[187]. Вторая и часть третьей очереди, дороги общей длиной 7,6 км были введены в строй 7 января 2014 г.[188] Следующая часть третьей очереди открылась 28 января 2014 года, а полностью проект был завершён 3 февраля 2014 года.
Реконструкция Варшавского шоссе от МКАД до Третьего транспортного кольца, г. Москва
Проведённая в 2012—2013 гг. реконструкция участка шоссе от МКАД до Третьего транспортного кольца предусматривала строительство элементов многоуровневых развязок, подземных переходов и почти 18 километров новых местных проездов.[189] Стоимость проекта 10,7 млрд рублей. [190]
Северный участок Западного скоростного диаметра, г. Санкт-Петербург
Часть Западного скоростного диаметра — первой в России платной внутригородской автомагистрали, которая прошла вдоль берега Финского залива[191]. Ранее уже были введены в строй первая (2008 г.) и вторая (2012 г.) очереди южного участка магистрали. Контракты на строительство участка заключены в 2010 г., официальное открытие состоялось в августе 2013 г. Полностью магистраль была достроена с вводом в строй её центральной части в 2016 г.[192] Стоимость проекта 36 млрд рублей[193] (общая стоимость строящейся магистрали 213 млрд рублей)[194].
Обход Одинцово (новый выход на МКАД с федеральной трассы М1 «Беларусь» Москва-Минск)
Первая платная федеральная скоростная дорога, при строительстве которой применялся принцип концессии. Общая длина трассы, проходящей в условиях плотной застройки ближнего Подмосковья в значительной степени по эстакадам, составляет 18,5 км. Стоимость проекта 32 млрд (по другим данным — 28 млрд) рублей. Строилась с 2010 года, введена в строй в ноябре 2013 года. Платный проезд введён с 1 января 2014 года.[195][196]
В декабре 2014 года было подписано соглашение о строительстве платного Северного дублёра Кутузовского проспекта, являющегося фактически продолжением обхода Одинцово внутри МКАД.
Автомагистраль Кемерово — Ленинск-Кузнецкий (первые два участка)
Строящаяся с 2007 года автомагистраль является первой в Сибири и должна пройти по наиболее густонаселённым районам Кузбасса. В 2011 по году был введён в строй первый участок магистрали, идущей в целом параллельно ранее существующей дороге, но в обход придорожных сёл и изгибов дороги. Длина первого участка составила 25 км. С досрочным вводом в строй в 20 августа 2013 года второго участка дороги длиной чуть менее 20 км проект достиг размеров крупного с суммарной стоимостью уже построенных участков 12,7 млрд рублей.[197] Строительство дороги продолжается.
Автодорога Ивдель — Ханты-Мансийск
Дорога, замыкающая восточную часть Северного широтного коридора, была введена в строй в 2013 году.[198] Участок в Свердловской области длиной 149 км по заболоченной местности строился с 2005 года. Судя по аналогам, проект является крупным.
Совмещенные автомобильные и железные дороги
Поездка по дороге Адлер — «Альпика-Сервис»
Адлер — горноклиматический курорт «Альпика-Сервис»
Дорога строилась с 2009 года в рамках подготовки к Зимней Олимпиаде в Сочи 2014 г. и должна соединить ледовые дворцы спорта в Имеретинской низменности у моря, с окрестностями горнолыжного курорта Красная Поляна, где находятся лыжные и санно-бобслейные трассы. Общая протяжённость железнодорожного пути 48,5 км, на трассе дороги строится в общей сложности 30 километров тоннелей. На конец ноября 2013 г. на дороге открыто рабочее движение[199][200]. Стоимость дороги, прокладываемой в сложных условиях узкого ущелья, оценивается 240 млрд рублей.[201]
Дорога часто служит объектом критики за высокую стоимость, при этом часто приводятся сравнения с другими скоростными железными дорогами. Тут следует отметить необходимость втиснуть в то же ущелье ещё и автомобильную дорогу высокого качества, а также сложность и срочность проекта — подобными темпами и в похожих условиях у нас строилась разве что Кругобайкальская железная дорога во время Русско-Японской войны. Достаточно сказать, что в таких условиях даже просто для организации временных проездов и площадок для строительной техники и строительных городков необходимо практически на всем их протяжении строить дополнительные подпорные стенки, стоимость которых сама по себе намного больше, чем стоимость, например, обычной автомобильной дороги той же протяжённости. Презентация с описанием проекта, позволяющая оценить масштаб и объем строительства.[202]
Мост через бухту Золотой Рог (Золотой мост, г. Владивосток)
Один из крупнейших в мире вантовых мостов, резко увеличивший транспортную связность двух частей Владивостока, разделённых вытянутой бухтой Золотой Рог. Строился с 2008 по август 2012 г. к Саммиту АТЭС во Владивостоке. Стоимость проекта 21 млрд рублей. [227]
Мост на остров Русский (Русский мост, г. Владивосток)
Русский мост в цветах триколора
Вантовый мост, соединяющий полуостров Назимова во Владивостоке с пока ещё почти не заселённым островом «Русский». По длине пролёта и высоте пилонов — на начало 2013 г. крупнейший в мире. [228] Построен российскими компаниями по российскому проекту в рекордный для такого сооружения срок в менее, чем два года с начала собственно строительства, введён в строй в августе 2012 г. к Саммиту АТЭС во Владивостоке.
Мост на ранее пустынный остров подарил участок около ста квадратных километров Владивостоку, запертому с одной стороны болотами, а с другой морем. На острове уже развёрнуто масштабное строительство, планируется построить крупный международный деловой центр, несколько гостиниц, океанариум и Тихоокеанский научно-образовательный центр, в состав которого войдут несколько научно-исследовательских институтов РАН. Также планируется разместить комплекс производств в сфере био- и информационных технологий, университетский комплекс мирового уровня, межрегиональный медицинский центр. Кроме того, программой предусмотрено строительство спортивно-рекреационных, музейных и гостиничных комплексов, жилого фонда. Как отмечает ИТАР-ТАСС, в перспективе именно Русский остров станет точкой роста для всего Дальневосточного региона, крупным центром международного сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Сейчас там находится кампус Дальневосточного Федерального университета.
В связи с тем, что мост ведёт на пустынный остров, оппозиция назвала этот мост «мостом в никуда» и считает проектом для распила денег. К сожалению, не все люди могут понять, что остров был пустынным потому, что на него крайне затруднительно было попасть, а Владивосток остро нуждался в площадях для строительства новых объектов. Практика показала, что мост оказался очень востребован — уже к 2014 году количество проезжающих по мосту автомобилей увеличилось в будние дни с 2-3 до 15 тысяч в сутки, а в выходные стало временами превышать 50 тысяч в сутки, то есть в эти дни мост уже загружен более, чем на 100 % своей пропускной способности.[229]
Мост через Каму в Камбарке, Удмуртия
Мост длиной более 1 км с общей длиной перехода через реки Кама и Буй 15,5 км и общей стоимостью 14 млрд рублей построен на условиях концессии с платой за проезд в районе города Камбарка, Удмуртия. Подготовительные работы к строительству начались в октябре 2013 года.[230], а к апрелю 2014 года уже строились его береговые опоры[231]. Рабочее движение по мосту было открыто в ноябре 2016 года.[232] Рабочее движение по мосту и переходу в целом открылось летом 2017 года, официальный ввод в строй ожидается осенью 2017 года.
Мост через Амурский залив, г. Владивосток
Низководный мост во Владивостоке, являющийся частью автотрассы «пос. Новый — п-ов Де-Фриз — станция Седанка — бухта Патрокл» строился с ноября 2009 г. по август 2012 г. к Саммиту АТЭС во Владивостоке. На начало 2013 г. шестой по длине в России. Длина моста — 4 378 м, стоимость проекта (вместе с прилегающей транспортной развязкой) — 14 млрд рублей. [233]
Нижегородский метромост
Совмещённый мостовой переход (автомобильный мост и метромост) через реку Ока в Нижнем Новгороде. Общая длина 1.3 км. В верхнем ярусе моста находится четырёхполосная автодорога, в нижнем ярусе — пути перегона «Московская» — «Горьковская» Нижегородского метро. Автомобильная часть открыта в 2009 году, ввод в эксплуатацию в полном объёме осуществлён 4 ноября 2012 года, одновременно с открытием перегона «Московская» — «Горьковская», что позволило Нижегородскому метро прийти в правобережную (Нагорную) часть города и резко повысить пассажиропоток и рентабельность метрополитена. Стоимость строительства составила 14 млрд рублей. метромост
Академический мост в Иркутске
Третий автодорожный мост через Ангару в Иркутске. Проект включал строительство развязок и путепроводов на подходах к мосту. Строился в 4 очереди с большими перерывами с 1990-х гг. Основной этап строительства проходил с 2006 г. до декабря 2012 г. [234] Стоимость проекта 12 млрд рублей. [235]
Бугринский мост, г. Новосибирск
Третий автодорожный мост через Обь в Новосибирске. Известен также под названием «Оловозаводской». Общая длина моста — 2,1 км, с подходами первой очереди — 5,6 км. В дальнейшем мост станет частью магистральной дороги непрерывного движения «Юго-Западный транзит», которая свяжет трассы М-51 «Байкал» и М-52 «Чуйский тракт». Строительство началось в 2010 году, 11 апреля 2014 года в Новосибирске закончилась надвижка гигантской арки нового Бугринского моста через Обь — теперь это самый большой арочный пролёт России и СНГ (380 м в длину, 70 метров в высоту), и крупнейший в мире арочный пролет с наклонными подвесками (Сетчатая арка). См. фоторепортаж. Мост открыт 8 октября 2014 года. [236] Стоимость проекта — 17 млрд рублей.[237]
Кировский мост, г. Самара
Кировский мостовой переход через реку Самара. Представляет собой, по сути, автомагистраль, которая улучшит формирование транспортных потоков в Самаре, упростит выезд на Обводную дорогу, обеспечит беспрепятственный проезд транзитного транспорта, а также создаст возможность освоения территории на противоположном берегу р. Самара. Проект включает в себя, помимо основного автодорожного моста, 10,88 км автодорог 1 технической категории, 5 автомобильных и железнодорожных мостов и путепроводов, 4 транспортных развязки и 3 инженерных сооружения под автодорогой[238][239]. Строится с 2007 года. Стоимость проекта 12 млрд рублей. Основная часть мостового перехода была фактически введена в строй 10 октября 2014 года.[240] Окончательный ввод в строй в форме получения официального разрешения на эксплуатацию состоялся в ноябре 2017 года.[241][242] [243]
Мост «Победа» в Надыме в процессе строительства
Совмещённый автодорожный и железнодорожный мост «Победа» через Надым — автодорожная часть
Мост через реку Надым строится с 2011 года в городе Надым Ямало-Ненецкого АО. Надвижка автодорожной части моста с левого берега на правый закончена в июле 2015 г.[244] Автодорожная часть моста открыта 12 сентября 2015 года[245].[246] Стоимость построенной части моста составила 14 млрд рублей.[247]
Мост должен соединил с общероссийской системой дорог строящуюся автодорогу Надым-Салехард. Кроме того, мост находится на трассе «Северного широтного хода» (синонимы и более ранние названия: «Трансполярная магистраль», «Чум-Салехард-Игарка», «501 стройка», «Мёртвая дорога») и является одним из ключевых объектов для создания круглогодичной транспортной сети на севере Западной Сибири. Служит, наряду с действующими участками трансполярной магистрали живым свидетельством против популярного мифа о том, что с тех пор, как Сталин умер, дорогу навсегда забросили, так как она никому не нужна.
Планируемую достройку в значительной степени готовой железнодорожной части моста в 2015 году было решено отложить до начала активных работ по строительству «Северного широтного хода».
Четвертый автодорожный мост через Енисей в Красноярске (первая очередь)
Общая длина моста — 1,273 км, с подходами — 6,8 км. Мост строился с 2012 г., введён в строй 29 октября 2015 г. Стоимость проекта 12 млрд рублей. [248] Планируется строительство второй очереди. [249]
Мост через Каму у села Сорочьи Горы (завершение строительства)
Достройка самого длинного моста России (13,967 км), первая очередь которого была введена в строй в 2002 г., была надолго заморожена. Новый импульс строительству второй очереди моста, которая должна увеличить его общую ширину с двух до четырёх полос, придало вхождение моста в состав проекта строительства автомагистрали «Шали (М7) — Бавлы (М5)». Сметная стоимость собственно второй очереди составляет 6,24 млрд рублей в ценах 2013 г., однако в целом с учётом первой очереди проект стоит, по-видимому, порядка 20…30 млрд рублей в ценах 2012 г.[250]
Движение по второй очереди моста было открыто 16 августа 2016 года. [251]