Критерии (ИМХО) недорогого качественного велосипеда (на века).
1. Бренд. Никакого нонейма. Только известные мировые производители (недорогие). Лидер цена/качество - Мерида. Дальше идут более дорогие Треки, GT (кстати очень прочная рама), Фелты, Харо, Мангусы, Авторы и куча других. Есть более дорогие бренды - Жаинт, Орбея и т.д. Есть отечественные неплохие велики - Форвард, Старк, Стелс (хуже). Отечественные - значит собирают в Россиии. Компоненты естественно как и у всех -Тайвань и Китай. В Европах и Америках делают только элитные велики. Но компоненты - Азия.
2. Смотреть велик - только в спец. веломагазинах. Никаких гипермаркетов и секций спорттоваров. Соответственно выбирать лучше из линейки Мерид, Треков и т.д. а не из 1-2 моделей.
3. Вес -100 кг. Ну еслиб ты жил в Москве или в каком большом городе, порекомендовал бы тебе не маунтбайк, а туристический гибрид - 28". Выше КПД, проходимость, более адекватная резина в базовой комплектации. Именно велик для дальних дорог. Но боюсь у вас может быть меньше выбор гибридов и запчастей к ним (колес в основном). Поэтому можно взять вполне горный вел 26". 100 кг - велик от нормального производителя выдержит легко. Главное - колеса. Тут дешовые велики за 10 тыр боюсь не прокатят. Нужны качественные обода, втулки, подшипники, цепи, звездочки. Хорошая сталь А она в Китае дорога. Имеет смысл смотреть GT. Его часто рекомендуют для тежеловесов. Рама у них действительно - пожалуй самая неубиваемая.
4. Компоненты. Для чайников - обратить на класс заднего и переднего переклюков. Не ниже "Альтус-Асера-Аливия". Че выше класс - тем меньше будешь потом возиться с переключателями и проше будет их настройка. Количество скоростей. Хм. Гдето 3Х8 оптимально. На 9 уже цепь идет более тонкая, при 100 кг изнашиваться будет быстрее. Итак каждую 1000 менять приходится. Дороговато. 7 - класс оборудования низковат. При малом бюджете конечно пойдет.
5. Тормоза - вибрейки. Простота обслуживания, замены колодок, надежность, дешивизна, низкий вес. Багажник сзади на "дискари" в штатные рамные гнезда - не поставить. Будешь мудрить с хомутами-100%.
6. Амортизаторы. Никаких двухподвесов. Качественный двухподвес - от 30 тыр. Хардтейл - от 15. Разница есть? Если двухподвес - забей на нормальный багажник. Только консольный, до 8 кг.
7. Размер рамы, посадка - см в интернете методику. Ошибиться - ни, ни! Это важно! Исправить косяки тоже реально, подбором выноса, руля. Но лучше определиться сразу. Кстати у "горных" великов самая "спортивная"посадка. Если сложение хилое - лучше присмотреться к гордским моделям. Руки и спина уставать будут нещадно!
8. Материал рамы - только алюмин. Других сейчас на рассматриваемые тобой велики не найдешь. Важно! Рулевая колонка только на 1 1/8"! Гораздо надежнее 1" и проще потом будет поменять/апгрейдить вилку.
9. Резина. Какая есть, такая есть. Но лучше "полуслик". Снеразвитым протектором но с зубчиками по бокам.
Ты вот чего. Сходи в магаз, перепиши какие у вас бренды, попроси продавца примерится (обязан дать!) и приходи обсудим. Сразу не покупай ничего! Вообше покупать лучше осенью-зимой. Скидки нехилые.