Что нового?
Форум выживальщиков

Зарегистрируйте бесплатную учетную запись сегодня, чтобы стать участником нашего сообщества! После входа в систему вы сможете участвовать на этом сайте, добавляя свои собственные темы и сообщения, а также общаться с другими участниками.

Кодекс Человека

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

Артемиус

Модератор форума
Регистрация
24 Сен 2010
Сообщения
5,363
Поблагодарили
3,523
Возраст
39
Город
Самара
Наткнулся я тут на одну умнейшую книгу на своей полке. И решил выложить её вам немного подредактировав под наше время. Данная книга называется "Кодекс самурая" и является современным переводом "Бусидо Сосинсю" Ростов-на-Дону 2001г. Буду очень признателен, если не будет комментариев, пока не будет выложена книга полностью. Текст выкладываю в ручную, т.к. нужно будет продумывать и изменять некоторые моменты...
 

Артемиус

Модератор форума
Регистрация
24 Сен 2010
Сообщения
5,363
Поблагодарили
3,523
Возраст
39
Город
Самара
Общие рассуждения.

Общие рассуждения.

Тому, кто вознамерился пройти путём война, надлежит всегда помнить о смерти - каждый день и каждую ночь. Помни о смерти первое утро Нового года, помни о ней в канун последней ночи года старого.

Чем дольше вы будете помнить о смерти, тем дольше вы будете исполнять долг верности и хранить семейный долг. Памятуя о смерти каждую минуту, каждый час и каждый день, вы избегнете мириад искушений, охраните себя от неисчислимого множества бедствий, сохраните крепость и здоровье, проживёте долгую и счастливую жизнь. Если вы будете помнить о смерти всю жизнь, отпущенную вам, ваш характер улучшится, а добродетели приумножатся.

И вот причины этого. Жизнь человеческую уподобляйте вечерней росе и утренним заморозкам, ломкой и хрупкой ветви, эфемерному дуновению свежего ветерка. Всё живое - переходяще и быстротечно, а жизнь война - в двойне.

Те, кто тешат себя мыслями о долгой жизни, помните о том, что всё может случиться. Несчастные думают, что пришли сюда навсегда. Всегда будут труд и служба, приносящие им хлеб насущный. Всегда будут воздавать должные почести родителям своим. Но это не так. Тщетны их помыслы, такие люди никогда не оправдают доверие Родины и родители их будут обездолены собственными детьми.

Только тот, кому дано уразуметь, что день сегодняшний не всегда становится днём завтрашним; только тот, кто переступает порог отчего дома и обнимает родителей как в последний раз, - только тот будет преданным Родине своей и заботливым сыном для родителей своих.

Вот почему я и говорю, что исполнять долг верности и заботиться о своих родителях будет только тот, кто всегда помнит о смерти.

Тот, кто забывает о смерти, становится невнимательным, неосмотрительным и беспечным. Забывший о смерти может сказать обидное или же вступить в спор; забывший о смерти будет оспаривать то, что следовало бы пропустить мимо ушей; забывший о смерти заводит врагов и вступает в ссоры.

Забывший о смерти не гнушается праздной толпы, он ищет отдохновение в увеселениях, а, столкнувшись с неуклюжим ротозеем, готов вступить с ним в перебранку. Забывший о смерти может бездумно и легко расстаться со своей жизнью, навредить Родине и огорчить домашних - родителей, братьев и сестёр.

Ибо корень всех бед кроется в невнимательности и беспечности, а изъяны и несовершенства эти всегда владеют тем, кто забывает о смерти.

Воин никогда не забывает о смерти, он знает цену словам и поступкам. Войну не пристало ввязываться в напрасные и тщетные споры, потому, что знает цену времени и собственной жизни. Воин никогда не бывает в местах, пользующихся дурной славой, даже если его и приглашают, посему никогда не окажется он среди тех, чья репутация сомнительна, а дела и поступки неблаговидны и не станет испытывать судьбу, ибо всегда помнит о смерти. Вот почему я говорю, что вы избегнете мириад искушений, охраните себя от неисчислимого множества бедствий, сохраните крепость и здоровье, проживёте долгую и счастливую жизнь, если каждый час и каждую минуту будете помнить о смерти.

И богатые и бедные ублажают свой желудок, много пьют, всячески потакают своим прихотям и неизменным страстям своим, потому, что забывают о смерти. Причиняя непоправимый вред здоровью своему. Уходят из жизни молодыми или становятся увечными и убогими, несчастными и никому не нужными изгоями и отребьем общества.

Только тот, кто помнит о смерти с молодых лет, пока есть энергия и здоровье, умеет заботиться о себе. Он умерен в еде и питье, он целомудрен, разборчив в связях и скуп в проявлении чувств своих. Только тот, кто помнит о смерти с молодых лет, умеет вести себя благоразумно. Только так и ни как иначе можно соблюсти чистоту духа и помыслов, сберечь здоровье, жить счастливо и благополучно до скончания века своего. Помните о том, что жажда жизни - удел крепкого, сильного и здорового человека.

Страстно хочет жить только тот, кто понимает, что нить его жизни на этой земле может оборваться в любое мгновение. Тот, кто вспоминает о смерти, лишь когда дни его сочтены, тоже хочет вдохнуть свежего ветра и встретить восход солнца, но тщетны его усилия. Тщетны его попытки вцепиться в жизнь слабеющими руками - нажитое добро не спасёт от мрака и небытия.

Того, кто всегда помнит о смерти, никогда не одолевает тягчайший из пороков - жадность, посему чужд он корысти, стяжательства, мздоимства и накопительства. Это происходит потому, что рассуждения размышления о смерти облагородили его характер, приумножив добродетели.

И вот вам вопрос вопросов: как надлежит строить жизнь свою, дабы никогда не забывать о смерти?

Ждать вестника смерти день и ночь, от рассвета до заката, двадцать четыре часа в сутки, как достопочтенный монах Синакий, деяния которого описаны в "Цуредзуре-гуса"? Это уместно для монастыря - для молитв и медитаций монашествующих, однако же не пристало войну, избравшему "Путь война" и закаляющему душу свою и плоть постижением искусства боя. Воин, встречающий смерть подобно устранившемуся от дел мирских монаху, - плохой Человек, пренебрегающий исполнением сыновних обязанностей перед собственными семьёй и родом, манкирующий долгом война и догом перед Родиной. И вот что я скажу молодым и дерзновенным: непозволительно для Человека ждать прихода смерти в стенаниях, печали и праздности.

Главное для Человека - день и ночь, от рассвета до заката, двадцать четыре часа в сутки исполнять свой воинский долг и долг перед Родиной, обязанности перед домом и родом его, а в редкие часы отдохновения упражнять праздный ум размышлениями и рассуждениями о бренности земного, постигать неизбежность таинства смерти.

Вот что должно быть известно молодым войнам, избравшим для себя праведный путь - путь верности долгу, преданности Родине и славному его дому.
 
Последнее редактирование:

Артемиус

Модератор форума
Регистрация
24 Сен 2010
Сообщения
5,363
Поблагодарили
3,523
Возраст
39
Город
Самара
Об образовании

Об образовании

Каста воинов стоит выше трёх остальных каст - как по своему положению, так и по заслугам. Хорошему воину надлежит быть распорядителем рачительным и мудрым, устроителем предусмотрительным и ответственным, посему путь воина есть путь образования, путь обретения знаний, широкого кругозора и умения проникать в скрытый смысл вещей и событий.

Воин принимает первый бой свой в пятнадцать или шестнадцать лет - вот почему наставники опытные и дальновидные берутся приобщать его к ратному делу с двенадцати или тринадцати лет. У воинов, седеющих и стареющих на поле брани, нет и не может быть времени на учёбу, посему многие из них так и остаются неграмотными до скончания века своего.

В эпоху Внутренних Войн многие прекрасные воители были настолько необразованны, что не могли прочесть ни одного иероглифа в воинском наставлении.

Причиной того была не их собственная нерадивость или плохое воспитание в родительском доме, а необходимость с детских лет полностью и без остатка посвятить себя постижению воинского искусства.

Не могу утверждать, что воины нынешние, родившиеся и выросшие на мирной и процветающей земле, уделяют недостаточно много времени изучению и постижению боевых искусств, хотя и нет сегодня необходимости принимать бой в столь раннем возрасте, как это было раньше. Вот почему в наше время - эру процветания и мира - надлежит Человеку обучаться грамоте, а не только умению владеть копьём или мечом. Выучиться чтению и письму, изучать классическую литературу с семи или восьми лет.

Когда будущему воину исполнится пятнадцать или шестнадцать лет, его следует обучать верховой езде, стрельбе из лука и прочим искусствам боя. Вот в чём и состоит главная цель обучения детей-воинов во времена мирные и спокойные.

Было так, что неграмотность или малограмотность воинов эпохи смуты и Гражданских войн имела свою причину. Ныне же, в эпоху мира, процветания и благоденствия, нет и не может быть причин для оправдания неотёсанности и малограмотности воинов. Дети не повинны в своей неграмотности - вина ложится на плечи нерадивых родителей их, позабывших о долге своём перед обществом и пренебрегающих родительским долгом своим. Всё это происходит потому, что несчастные отцы и матери не знают, как следует растить и воспитывать своих собственных детей.
 

Артемиус

Модератор форума
Регистрация
24 Сен 2010
Сообщения
5,363
Поблагодарили
3,523
Возраст
39
Город
Самара
О семейном долге

О семейном долге

Хорошему воину надлежит заботиться о своих родителях. И это один из основополагающих принципов «Пути Воина». Воин, не заботящийся о родных и близких, - плохой Человек, даже если он смышлён, благоразумен, образован, безукоризненно обучен и имеет отменную стать от природы.

И вот почему. Вставший на путь воина обязан постичь сокрытую от многих связь корней и ветвей фамильного древа. Воин, не постигший таинства, не сможет уразуметь сути и смысла священного воинского долга.

Постижение закона «корней и ветвей» означает для Человека осознание того, что корень тел - это родители наши, а тела наши - это ветви от корней, побеги от плоти и крови родителей. Если, утверждаясь в этой жизни, дети-ветви забывают о корнях-родителях и пренебрегают ими, значит, прервана связь поколений из-за лености ума и непонимания связи между корнями и ветвями фамильного древа.

И вот два пути, два способа заботы о родителях с должным сыновним почтением.

Вот родители - мягкие и добросердечные люди, посвятившие свою жизнь заботе о детях, давшие им должное воспитание и образование, содержавшие их до женитьбы. Вот они удалились на заслуженный покой, оставив детей обеспеченными, одарив их домами, имуществом, давшие им соответствующее положение в обществе. Благодарным детям, чьё благополучие зиждется на трудах родительских и заботах, пристало радеть о родителях своих - корнях древа семейного -достойным образом. И в этом нет ничего из ряда вон выходящего и заслуживающего похвалы.

Даже незнакомцы и чужие по крови люди, оказывающие нам посильную помощь - будь то доброе слово или вовремя ссуженные деньги,- вызывают приязнь нашу и благодарность. Воздавая им должное уважение и почести, мы подчас откладываем дела свои и забываем о собственных нуждах, дабы отплатить добром за добро. Помогая постороннему и оказавшему вам услугу незнакомцу, задумайтесь о том, всё ли вы сделали для родителей своих. Всё ли вы сделали для тех, кто любил, холил, лелеял и пестовал вас всю жизнь свою, кто любил вас больше всего на свете?

Вот родители - люди буйного нрава, раздражительные и шумные, придирчивые и докучливые, слишком требовательные к детям своим.

Мало того, жалуются они другим, будто дети их недостаточно почтительны с ними, досаждают им, огорчают их - растут сорной травой. Такие родители подрывают репутацию собственных детей-побегов. Однако и в этом случае священным долгом воина по-прежнему остаётся забота о родителях-корнях. Воинам надлежит свято исполнять сыновние обязанности, всячески ублажать недальновидных и неблагоразумных отцов и матерей своих, заботиться о них; настоящему воину- рыцарю пристало искренне оплакивать старение и неизбежное угасание родителей-корней, ибо он плоть от их плоти и кровь от их крови.

Если воин осознаёт свой сыновний долг перед родителями, будет он верой и правдой служить своей Родине. И вот что я скажу молодым воинам, жаждущим познать верность и преданность на многотрудном пути воина: одно дело, когда ваша Родина богата и процветает, однако не следует забывать о том, что жизненное благополучие есть не более чем игра случая или каприз судьбы; другое дело, когда на Родину вашу обрушиваются беды и неприятности, хотя это также происходит по прихоти рока. Но и в том и другом случае воин обязан хранить верность, не предавая Родину даже тогда, когда из сотни союзников рядом с ним остаётся всего лишь десяток преданных друзей, когда из десятка самых верных, преданных и испытанных остаётся только один надёжный союзник и друг. Человек до самой смерти остаётся верен своей Родине - и в дни благополучия, и в дни невзгод.

Сыновние обязанности и воинский долг, родители и Родина - в сердце Человека для них нет различий. Один древний мыслитель сказал: «Ищите верных и преданных слуг, чиновников и домоправителей в тех домах, где сыновья почтительны к своим родителям...». Так знайте же: те, кто непочтителен к родителям своим, никогда не будет верен и предан своей Родине. Тот, кто чёрств и бездушен со своими родителями, становится сухим и бесплодным побегом на животворном родительском древе - такого не тронут доброта и щедрость общества, такой никогда не будет безраздельно верен и предан ему.

Тот, кто не заботится о своих родителях в своём доме, получит начальствующую должность на своей Родине, чтобы отвечать за её казну, но такой никогда не станет верным и преданным, ведь стоит только тучам сгуститься над приютившим его домом, как бежит он в страхе и стенаниях.

Ибо сказано: тот, кто не заботится о родителях своих, с легкостью изменяет Родине и становится предателем. Так было в прошлом, так происходит в настоящем, не избежать такого и в будущем. И вот что я скажу молодым воинам в назидание: остерегайтесь тех, кто не заботится о родителях своих, ибо они предадут вас и изменят долгу своему.
 

Артемиус

Модератор форума
Регистрация
24 Сен 2010
Сообщения
5,363
Поблагодарили
3,523
Возраст
39
Город
Самара
О правилах поведения воина

О правилах поведения воина

И вот что я скажу умам, алчущим познаний и вековой мудрости: есть в «Кодексе Человека» две категории правил поведения воина - всего четыре уровня норм и принципов.

К первой категории уместно причислить повседневные и чрезвычайные правила поведения Человека. К повседневным правилам поведения отнесу принципы рыцарства и вооружения. Чрезвычайные правила поведения воина включают в себя принципы общевойсковые и ведения битвы.

Что касается принципов рыцарства, то Человеку должно заботиться о своём внешнем виде и соблюдать правила личной гигиены. Надлежит мыть руки перед едой и ноги перед сном, регулярно купаться по утрам и вечерам, быть гладко выбритым и причёсанным, носить одежду в соответствии с погодой и обстоятельствами. Принимая гостей, Человеку пристало обращаться с ними любезно и учтиво в соответствии с положением их и заслугами. Человеку должно избегать ненужных споров и лишних разговоров. Человек всегда осмотрителен и осторожен, дабы не выглядеть легкомысленным и ветреным в глазах посторонних, даже тех, с кем он разделил скромную трапезу - чашку чая.

Воину ни в коем случае не следует быть праздным или бездельничать, даже если он свободен от поручений и не несёт караульную или патрульную службу. В свободное от службы время воину пристало читать, совершенствоваться в каллиграфии, обдумывать дела минувших дней или древние уложения и установления, касающиеся военного дела. В труде и отдыхе, в годы войны и в годы мира манеры Человека служат примером поведения воина.

Теперь - о принципах вооружения.

Первое, чему должно научиться самураю - это приёмам владения мечом, копьём или пикой. Воину следует в совершенстве освоить езду верхом, стрельбу из лука, стрельбу из кремневого ружья и другие военные искусства. Долг самурая - постоянная готовность к бою, изучение техники и тактики боя, совершенствование боевых навыков.

Человек строго блюдёт повседневные правила и нормы поведения воина, руководствуясь принципами рыцарства и вооружения. Совершенствуясь в боевых искусствах и изучая этикет день за днём, месяц за месяцем и год за годом, воин-новобранец становится годным к службе - настоящим Человеком в глазах окружающих.

Следующими идут общевойсковые принципы.

Настоящий воин - человек чрезвычайной ситуации. Во время волнений и беспорядков он напрочь забывает о повседневной мирной жизни, снимает гражданскую одежду, берёт в руки оружие. Отныне для него не существует другого языка, кроме команд военачальников, а его настольной книгой становятся воинские кодексы, уложения и уставы. Правила поведения воина в чрезвычайных ситуациях определяются общевойсковыми принципами и нормами поведения. Каждый Человек обязан знать их наизусть.

Затем следуют принципы ведения битвы.

Одержать победу можно только в том случае, если намеченный манёвр удался и оборонительная или наступательная позиции на поле боя выбраны правильно, а диспозиция союзника соответствует соотношению сил и направлению главного удара противника. В противном случае вы теряете преимущество и терпите поражение. Есть традиционные секреты маневрирования и выбора позиции на поле боя - они называются боевыми принципами.

Каждый самурай обязан знать их наизусть.

Общевойсковые и боевые принципы устанавливают и предопределяют правила поведения воина-Человека в чрезвычайной ситуации. Только воин, свято соблюдающий четыре уровня повседневных и чрезвычайных правил поведения, становится настоящим Человеком - профессиональным военным высочайшего класса. Воин, заботящийся о своём внешнем виде и соблюдающий правила личной гигиены, то есть строго выполняющий требования повседневных норм и принципов поведения, готов к военной службе, однако настоящим рыцарем-Человеком он становится только тогда, когда смыслом и законом его жизни станут два уровня чрезвычайных правил поведения. В противном случае Человеку никогда не стать командиром - подлинным лидером, за которым воины идут в огонь и воду, - ему никогда не подняться до высот подлинного воинского Мастерства.

Остаётся только добавить, что четыре уровня норм и правил поведения воина в повседневной жизни и в походе и являются той характерной особенностью, которая отличает Человека от прочих мастеров боя, не говоря уже о традиционных секретах "буси" - древнем искусстве маневрирования и выборе выгодной позиции в бою.
 

Артемиус

Модератор форума
Регистрация
24 Сен 2010
Сообщения
5,363
Поблагодарили
3,523
Возраст
39
Город
Самара
О готовности к бою

О готовности к бою

И вот что я скажу в назидание молодым воинам: жажда схватки с противником - вот на чём зиждется боевой дух воина-Человека. Он готов к встрече с врагом день и ночь, двадцать четыре часа в сутки. Стоит ли он на посту, спит ли в своей палатке или прогуливается на свежем воздухе - Человек никогда не забывает о возможности встречи с врагом.

Меч - символ Японии. Даже «миряне» -низшие классы феодального государства (ремесленники, торговцы и земледельцы) -хранили в своих домах проржавевший вакидзаси или сёто - малый меч - и доспехи прославленных предков, принимавших участие в кровавых боях и битвах. На протяжении многих веков на долю каждого поколения японцев приходилось огромное число больших и малых войн -больших и малых сражений. Меч - знак постоянной готовности к отражению ударов внешнего и внутреннего врага - стал неотъемлемым атрибутом быта профессиональных военных и символом веры мирных подданных империи.

В доме и поместье самурая высокого ранга - профессионального японского военного - малыми мечами вооружались даже мелкие чиновники - от воина-упра-вителя низкого ранга до воина-арендатора дарованных самураю земель. Меч на левом боку, ставший едва ли не обязательной деталью и повседневного платья служилых самураев-чиновников, был обязателен для ношения воинами. Самурай без меча - нечто неслыханное для нравов и обычаев того времени. Даже укладываясь спать, самурай хранил меч у изголовья, не говоря уже о том, что при купании катана (длинный или большой меч японских самураев) или боккэн (деревянный тренировочный меч) оставались висеть на поясе - как и положено, на левом боку!

Человек всегда готов отразить нападение врага, даже когда находится в своём доме в окружении близких и друзей. Человек удваивает или даже утраивает бдительность, покидая родной кров. И в этом нет ничего удивительного: разве кто-нибудь застрахован от того, что не встретит на своём пути дерзкого чужака или пьяного наглеца - по дорогам Родины шатается немало дураков, которых следует поучить манерам, а иногда только применение грубой силы может стать гарантией безопасности. Старинная пословица гласит: «Выходишь из дома - будь готов увидеть врага».

Человек, избравший своей судьбой «Путь Воина» встречает врага во всеоружии, а в его груди пылает неугасимый жар. Помните о том, что воину никогда не утолить жажды боя.

Человек, жаждущий схватки с врагом, всегда помнит о смерти. Только тот, кто всегда помнит о смерти и никогда не забывает о неизбежности встречи с врагом, может пройти многотрудным путём воителя-буси.

Воин, даже вооружённый, но не впитавший дух боя в плоть и кровь свою и не ведающий жажды схватки с врагом, - не более чем торговец или земледелец, рядящийся в одежды война.
 

Артемиус

Модератор форума
Регистрация
24 Сен 2010
Сообщения
5,363
Поблагодарили
3,523
Возраст
39
Город
Самара
О монахах-воителях

О монахах-воителях

С древних времён в Японии существовала традиция монахов-воителей. И вот что я скажу: между монахами и воинами-наёмниками действительно было много общего.

Так, рядовые послушники монастырей и своего рода «семинаристы» школ Дзэн были сопоставимы по своему статусу и обученности с рядовыми воинами, пользуясь современной терминологией, - пехотой или бойцами вспомогательных частей.

Монашествующие, занимавшие в религиозной общине более высокий ранг, по своему статусу соответствовали младшему командному составу - десятникам, командирам охранных отрядов пехотинцев-самураев и так далее.

«...Дав обет вести аскетический образ жизни и приняв постриг, облачившись в монашеские одеяния, приняв знаки религиозной власти, они и сегодня зовутся «Старшими» или «Мастерами...», - говорится в древней летописи.

Монахи высокого ранга соответствовали воинам-самураям, имевшим право на ношение символов власти, собственного герба, штандарта и прочих знаков отличия, и командовавшим подразделениями пехотинцев или отрядами лучников.

Что же касается обучения монахов и самураев, то «Путь Будды» представляется если и не предпочтительнее, то куда как продолжительнее, нежели чем «Путь Воина». Поясню на примере: каждый буддийский монах имел собственного учителя-наставника; покидая его, монашествующий отправлялся в долгое странствие по стране, посещая знаменитые монастыри и отдалённые обители в горах и встречая на своём «пути обращения» множество образованнейших людей своего времени - преимущественно из религиозной среды. Главной целью многих лет странствий оставалось самосовершенствование, учёба и постижение таинств Дзэн. Проходя долгий путь от послушника к монашествующему более высокого ранга в монастырской иерархии, даже становясь «Мастером», настоятелем храма или монастыря, монах-аскет продолжал учиться до последнего дня жизни своей в ожидании Воплощения Будды на грешной земле.

Было бы в высшей степени желательно, чтобы и воины учились боевым искусствам всю свою жизнь, проходя столь же долгий путь становления и обучения от новобранцев до рыцаря-Человека. Однако же случается и так, что даже рядовые воины, не облечённые доверием Родины и не имеющие званий и чинов, получают денежное содержание и стоят на довольствии, даже не занимаясь выполнением своих профессиональных обязанностей, а, попросту говоря, бездельничают или отлынивают от службы. Есть у бездельников крыша над головой, которая укроет их в непогоду, есть котел, в котором варится рис. Они ни в чём не испытывают недостатка, многие из них, даже недостаточно пожив, завели себе молодых жён, имеют детей. Таким некогда заниматься боевыми искусствами и постижением «Бусидо». Главное их занятие - найти укромный уголок для послеобеденного сна, главные их дела настолько далеки от дел воинских, что просто уму непостижимо, почему эти бездельники и лодыри считаются Людьми.

Попусту тратя драгоценное время, в праздности и невежестве проводят они день за днём, год за годом, месяц за месяцем. И вот уже многие из них поседели и начали лысеть. Так они и живут, достигая почтенного возраста и получая «заслуженный» статус ветерана. Бывает, что Родина даёт им работу, и они кое-как справляются с ним, благодаря опытным воинам, но, когда Родина посылает их в отдалённые провинции, они непременно терпят неудачу, беспомощные и растерянные. Собираясь в дорогу, они получают советы и рекомендации опытных и достойных людей или своих предшественников, заимствуют у них руководство по протоколу и прочие наставления - так что даже если им и удаётся выполнить поручение Родины, то это ни в коем случае не их заслуга, а тех, кто положил долгие годы на изучение дипломатии, делопроизводства и прочих наук и искусств, знание которых обязательно для образованного и достойного воина.

И вот что я скажу в заключение и в назидание молодым воинам, мечтающим о подвигах и славе на пути воина: леность и праздность - постыдный путь, которым не пристало идти настоящему Человеку.

Что же касается официальных обязанностей воинской касты, то они давно определены и сформулированы. Их следует выучить и знать наизусть задолго до того, как воин получит своё первое повышение или достойное назначение на новую должность. Когда бы вы ни встретили достойного и опытного воина, отложите бесполезные и праздные разговоры и спрашивайте ветерана о том, что может пригодиться вам в будущем. Спрашивайте многократно, слушайте внимательно и всё запоминайте. Изучайте старинные руководства и наставления воинам, даже рисунки.
Пусть писарь сделает вам список или перепишите драгоценную рукопись своими руками, дабы использовать бесценный опыт прошлых поколений.
Составив представление об обязанностях воина-Человека разного ранга и положения, в дальнейшем вы справитесь с любым поручением, на какую бы должность вы не были бы назначены.

В дни мира следует учиться под руководством и с помощью старших и более опытных воинов, пользоваться их советами и руководствоваться их мнением при выполнении тех или иных поручений Родины. В дни войны учение заканчивается, теперь не время прятаться за спины других, и не пристало пользоваться чужими советами и пожеланиями, кроме тех, что диктует вам ваш священный долг - долг верности и чести Человека. В дни войны наступает для вас время принятия самостоятельных решений.

Так, военачальник-Человек, инспектирующий войска или представляющий Родину на поле боя, обязан знать число вражеских солдат, качество их снаряжения и вооружения, расположение боевых порядков противника и уровень его подготовки, он обязан правильно оценить степень защищённости фортификационных сооружений - замков и монастырей, уметь выбрать правильную позицию для защиты или нападения, проанализировать тактические и стратегические перспективы и предпосылки победы в сражении. И если в его рассуждения вкралась ошибка, и военачальник принял неправильное решение, приведшее к поражению, - это его собственная ошибка и его собственное поражение. Иначе обстоят дела там, где бой принимают рядовые войны, и речь идёт о приказах командира воинов-пехотинцев, облечённого командной властью. От принятых им решений зависят жизнь и смерть воинов, и его просчеты и промахи навлекут позор и бесчестье на него самого и его воинов.

Точно так же выглядел бы на исходе дней и буддийский монах, предававшийся в молодости праздности и лени. Пренебрегавший в молодости изучением трудов отцов-предстоятелей, нерадивый монах становится настоятелем только потому, что погрузнел, постарел и облысел. Заслуживает ли он звания «Мастера» и права наставлять монашествующих низших ступеней только потому, что носит церемониальные одеяния и символы власти на цветных одеждах?

Когда шарлатан вроде этого позорит и себя, и свой сан, он становится настоящим посмешищем для толпы. Но это только его собственный позор. За леность и праздность его можно лишить сана, изгнать из храма и с глаз веселящейся толпы, но он безвреден и не в состоянии нанести серьёзного ущерба не только окружающим, но и общественной морали. Иное дело на поле боя. Здесь безграмотный командир, допустивший промах или совершивший ошибку в выборе позиции, представляет угрозу для жизни воинов-подчинённых и может причинить вред армии, государству и обществу.

Важно понимать это и, соответственно, использовать свободное от службы время для изучения общевойсковых и боевых принципов.

И вот что я скажу в назидание молодым воинам: учитесь так, чтобы любое назначение было вам по плечу, даже пост командира, даже должность старшего военачальника.
 

Артемиус

Модератор форума
Регистрация
24 Сен 2010
Сообщения
5,363
Поблагодарили
3,523
Возраст
39
Город
Самара
О правильных и неправильных поступках

О правильных и неправильных поступках

Так было, так и будет, ибо должно воину уметь выбирать между правильным и неправильным, стремиться к правильному и избегать неправильного, ибо путь воина - это путь жизни, с которого ему не свернуть до последнего дня своего.

Поступать правильно или неправильно - значит выбирать между добром и злом. Правильное есть добро, неправильное есть зло. Обычный человек понимает разницу между добром и злом, правильным и неправильным, но из лености и равнодушия он подчас не утруждает себя правильными поступками, ибо не стремится к добру. Пагубное стремление к неправильным деяниям и опрометчивым поступкам - к праздности, лености, чревоугодию или сладострастию - заложено в самой природе человеческой; вот почему и стремится он к тому, что веселит душу и горячит кровь, а праведные деяния и взвешенные поступки кажутся ему утомительными и ненужными.

Нужно ли вообще говорить о тех, кто слабоумен настолько, что не в состоянии различить чёрного и белого и выбрать между добром и злом? Стоит только решить, что правильно, а что неправильно, как откроется вам истина, и вы сразу же поймёте, что пристало, а что не пристало совершать рыцарю. Вот в чём кроется главная причина многих неприятностей и бед современников, ибо не ведают они, что творят, выбирая зло вместо добра.

Вот в чём незрелость нынешнего поколения, а корень её в недостатке прочности человеческого духа. Недостаток прочности звучит несколько извинительно, однако же, каждый легко убедится в том, что всё происходит от трусости людской.

Вот почему и должно воину-Человеку остерегаться поступков неправильных, следуя по пути праведности и долга.

И вот три способа, как поступать правильно, выбирая добро.

Вот вы отправляетесь в дальнюю дорогу со своим знакомым. Допустим, есть у него 100 мер золота, и желает он оставить богатство своё в вашем доме до своего возвращения, ибо боится быть ограбленным в пути. Вы берёте золото и прячете его подальше от нескромных глаз - в надёжном месте, где никто его не сможет найти. Допустим, ваш знакомый погибает в пути - умирает от пищевого отравления или удара. Никому не известно, что 100 мер золота его лежат в доме вашем - в тайном и надёжном месте. Никто не знает, что оно у вас.

Опечаленный тяжёлой утратой, вы стараетесь как можно скорее известить родственников покойного о случившемся с ним несчастье и, отложив дела свои, стремитесь побыстрее передать золото его семье. Каждый справедливо скажет о вас, что вы поступили правильно.

Допустим, этот человек не был вашим другом или даже хорошим знакомым, а просто случайным попутчиком. Вот он погибает в пути, а о золоте, которое он оставил в доме вашем, не знает никто - ни одна живая душа, никто не станет задавать вам никаких вопросов. Допустим, вы оказались в стеснённых обстоятельствах, и всё произошедшее весьма кстати для вас, и думаете вы, что вам сказочно повезло. Так почему бы и не промолчать об этом?

Если вы содрогнулись, осознав, насколько бесчестные раздумья посещают вас, если выбросили вы дурные намерения из головы вашей и возвратили золото законным наследникам, каждый справедливо скажет о вас, что поступили вы правильно, устыдившись неправедных мыслей.

Допустим, кто-то из ваших домочадцев - жена, дети или слуги - знают о золоте, и вы возвращаете его законным наследникам, опасаясь, что кто-нибудь из домочадцев замыслит недоброе, опозорив род ваш и честь вашу. Итак, вы возвращаете золото из чувства стыда за домашних и из опасения огласки и возможных последствий дурного поступка. Каждый справедливо скажет о вас, что вы поступили правильно, устыдившись возможности неправедного поступка со стороны домочадцев - из стыда перед другими.

И вот вопрос: что бы вы делали, если бы об этом не знала ни одна живая душа? Усомнившись в необходимости вернуть чужое золото даже на одно короткое мгновение, признайтесь самому себе, что вы не тот человек, кто знает, что такое правильно и что такое неправильно.

И вот природа правильного поступка: вначале человеком движет страх - каждый боится потерять уважение близких и преданных ему людей; страх удерживает человека от дурных поступков, и он вынужден совершать поступки хорошие, боясь вызвать осуждение окружающих и наказание дурного поступка обществом. Поступая таким образом, вы вырабатываете привычку к поступкам правильным. В конце концов, вы воспитываете в себе стремление к правильным поступкам и отвращение к поступкам неправильным.

Что же касается доблести и чести воина, то рождённый воин не боится свиста стрел и лязга мечей, отважный Человек не опасается за жизнь свою, ибо хранят его воинское мастерство, чувство долга и верность присяге. Воин, идущим в атаку на врага, прекрасен в своём порыве, ибо движут им боевой дух и жажда битвы.

Но есть среди них и другие. Тот, кто медлителен и нерасторопен, тоже поднимается в атаку и идёт на врага в одном ряду с воином смелым и бесстрашным, хотя колени его дрожат, а сердце колотится от страха. Воин опасливый и трепещущий прекрасно осознаёт, что товарищи увидят его трусость и жестоко осмеют малодушие. День ото дня, от боя к бою, от схватки к схватке, от сражения к сражению такой воин закаляет свой дух и рано или поздно свыкается с опасностью, хотя и не наделён он смелостью от рождения.

Он уступает храбрецу, награждённому смелостью самой природой, однако и малодушный может стать настоящим рыцарем-Человеком, если сумеет преодолеть страх свой.

Итак, когда речь заходит о правильных и неправильных поступках, о смелости и малодушии, то и в одном, и в другом случае движет человеком чувство стыда. Поступая неправильно и совершенно не заботясь о том, что скажут по этому поводу другие люди, струсив или же смалодушничав, совершенно не волнуясь, что окружающие осудят мягкотелость вашу и бесхарактерность вашу или же поднимут на смех,- помните, если незнакомо вам чувство жгучего стыда, то нет ничего другого в этом мире и под этим солнцем, что могло бы научить вас выбирать между добром и злом. И вот что я скажу в назидание молодым воинам: стыдитесь трусости, стыдитесь жадности, стыдитесь малодушия - и вы научитесь отличать праведное от неправедного и пойдёте дорогой добра.
 

Артемиус

Модератор форума
Регистрация
24 Сен 2010
Сообщения
5,363
Поблагодарили
3,523
Возраст
39
Город
Самара
О воинской доблести

О воинской доблести

Верность, долг и доблесть - вот три добродетели, с которыми встречается воин на своём многотрудном пути. Я говорю о смелых и сильных воинах, о тех, кто верен долгу своему, о тех, для кого честь и преданность - превыше всего. Те, в чьём сердце живут три эти добродетели - верность, долг и доблесть, - почитаются рыцарем и Человеком высшего ранга.

Даже среди сотен и тысяч воинов редко когда встретишь подлинного Человека, ибо очень мало тех, в чьём сердце живут три добродетели - верность, долг и доблесть. Встретившись однажды на своём жизненном пути с настоящим рыцарем, верным присяге и воинскому долгу и преданном Родине своей, вы сразу узнаете его, ибо воина доблестного и преданного нетрудно отличить от других.

Многие удивятся, как можно говорить о доблести воина-рыцаря в дни мира, тишины и спокойствия. И я объясню, почему об этом можно говорить.

Вообще-то, смелость и храбрость проявляются не только тогда, когда воин облачается в амуницию и сражается с неприятелем. Отличия между смелым и трусливым бросятся вам в глаза и в будничной жизни.

Смелый и доблестный воин предан своей Родине и родителям. Смелый и доблестный воин чужд праздности и лени, даже в редкие минуты отдохновения читает он древние манускрипты или совершенствуется в искусстве боя.

Смелый и доблестный воин презирает роскошь, но хотя он не потратит и одной монеты зря, никак не назовёшь его человеком жадным или скаредным. Ежели есть в том нужда, не останавливается Человек ни перед какими тратами и расходами, не жалея ни золота, ни серебра.

Как бы ему того не хотелось, однако же, смелый и доблестный воин никогда не бывает в таких местах, которые не понравились бы родителям его. Он откажется даже от таких вещей, от которых подчас бывает трудно отказаться, лишь бы не вызвать недовольство родителей своих.

Смелый и доблестный воин жаждет совершить важное в этой жизни, посему он стремится быть сильным и здоровым, тренируя тело и закаливая дух. Его пища скромна, он избегает спиртного. Смелый и доблестный воин целомудрен и воздержан. Он не избегает женского племени - этой погибели человечества, - но крайне разборчив в отношениях с ним. Он многотерпелив и всегда сдержан в проявлениях своих.

Вот сокрытая от многих и многих чистая душа смелого и доблестного воина-Человека.

Что же до трусливых и малодушных, то они искусно притворяются преданными слугами и заботливыми сыновьями. На самом деле, не заботятся они ни о ком, кроме как о себе. Трусливый и малодушный не побоится вызвать неудовольствие родителей. Слышали ли вы когда-нибудь о том, чтобы трус отказался от того, чего бы ему не следовало делать и не пошёл бы туда, куда бы ему не следовало ходить? Всегда и во всём он поступает так, как ему заблагорассудится - лишь бы доставить себе удовольствие. Трусливый и малодушный привычно готов вздремнуть утром, днём и вечером - после обеда и после ужина. Чтение для трусливых и малодушных - настоящее наказание, и даже если они занимаются воинскими искусствами, то делают это без должного усердия, спустя рукава. Они любят похвастаться своими успехами на воинском поприще,
хотя с большим трудом представляют себе, с какой стороны нужно браться за меч.

Они транжиры и моты, если речь идёт о бесполезных тратах, пиршествах и собственных увеселениях, но исключительно скупы и скаредны, когда нужно потратиться на вещь дельную и действительно необходимую воину.

Они даже не задумываются над необходимостью хранить семейные реликвии и чтить традиции, унаследованные ими от родителей. Ещё меньше беспокоятся и заботятся они об обновлении снаряжения и оружия.

Трусливый и малодушный никогда не будет сильным и здоровым, ибо он предавался развлечениям, когда следовало тренировать тело и закаливать дух - вот почему, разбитого и больного, никогда не возьмут его на государственную службу. Такие никогда не задумываются о беспокойстве, которое причиняют своим родителям. Трусливые и малодушные едят много и сытно, они погрязли в пороке и сладострастии.

Только ум слабый и незрелый смеет растрачивать свою жизнь подобным образом, только глупец не следует по пути мудрости, а безо всякой пользы для себя и окружающих бездумно прожигает отпущенные ему дни, месяцы и годы.

Вот сокрытая от многих жалкая душа воина трусливого и малодушного.

Вот почему я и говорю, что смелых и малодушных нетрудно различать между собой и на поле боя и в каждодневной жизни.
 

Артемиус

Модератор форума
Регистрация
24 Сен 2010
Сообщения
5,363
Поблагодарили
3,523
Возраст
39
Город
Самара
Об учтивости

Об учтивости

Вот два пути - путь верности и путь семейного долга, которыми всегда следует Человек и которыми надлежит следовать крестьянам, ремесленникам и торговцам - в этом отношении остальным кастам не пристало отличаться от воинской.

Однако случается и так, что плохо воспитанные молодые люди бывают несдержанны в речах, заносчивы с родителями и недостаточно почтительны к Родине. Их неотёсанность и незрелость прощаются им до поры до времени - до тех пор, пока они безраздельно преданы семье и не предают Родину. Вот это и называется верностью и семейным долгом низших каст. Идущий путём воина хранит в сердце обеты верности и семейного долга - разве можно стать настоящим самураем без учтивых манер, без уважения и любви к родителям и без почтения к Родине? Даже тот, кто предан Родине и воздает почести родителям своим, но недостаточно воспитан и учтив, не достоин идти путём рыцаря-Человека.

Настоящий воин никогда не бывает грубым в присутствии родителей. Он всегда аккуратен, опрятен и подтянут - даже тогда, когда рядом с ним нет никого, кто бы должным образом оценил его выправку; даже тогда, когда родители его не знают, чем занимается он. Вот это и называется верностью и семейным долгом воина-Человека, идущего путём чести и преданности и при свете солнца и при свете луны.

Помните о том, что во время сна не следует поворачивать ступни ног своих в ту сторону, где находится ваши родители.
Увязав солому в охапки и стреляя из лука, не позволяйте стрелам лететь в сторону вашего господина. Укладывая «дайсё-но косимоно» - «большой и малый мечи» - на горизонтальной стойке-под-ставке для мечей или устанавливая копья, не разворачивайте оружие остриём к вашему господину.

И вот что я скажу молодым воинам жаждущим познать обычай двух мечей и другие обряды: во время беседы кладите мечи так, чтобы рукояти их были бы обращены на владельца, а клинок в ножнах - на вашего собеседника.
Однако не засиживайтесь среди тех, кто обсуждает свою Родину. Помните о том, что жизнь сулит беды и несчастья тому, кто болтается без дела и разносит сплетни о своей Родине. Беды и несчастья ожидают и того, кто не хранит письма родителей, а выбрасывает их. Или изорвёт, чтобы почистить трубку или лампу.

Встретив такого на своём пути, вы легко узнаете его по тому, как отзывается он о Родине и родителях. Такой расскажет вам мерзкие сплетни, а, встретив любителя посплетничать, они найдут общий язык, разглагольствуя и о родителях своих, и о братьях с сёстрами, насмехаясь над ними и клевеща на них. Всё это приведёт к тому, что в один прекрасный день болтливые и неосмотрительные будут наказаны. Таких поджидают всяческие беды, многим из них, оставленным судьбой, предстоит познать смерть, а те, кому удастся остаться в живых, не смогут вести достойную жизнь и ничего хорошего из них не получится.

В эру Кейсё (1596-1615) жил храбрый самурай по имени Кани Сайзо, который командовал отрядом воинов у Фукушима Масанори, начальника имперской стражи. Кани Сайзё был стражем Железных Ворот замка Хиросима в Аки. День и ночь не смыкал он глаз, охраняя господина и благодетеля своего, но с годами храбрый и преданный самурай стал уставать и ложился иногда вздремнуть часок-другой в неурочное время.

Однажды, когда Кани Сайзо лёг отдохнуть, прибежал к нему мальчик-служ-ка с перепёлкой в руках. Мальчик доложил, что перепёлка эта прислана ему Фукушима Масанори, а поймал её сокол господина. Услышав это, Кани Сайзё вскочил с ложа, облачился в доспехи, которые снял он перед тем, как вздремнуть, и воскликнул, что тотчас же отправляется в замок Хиросима, чтобы выразить слова благодарности господину. Перед тем как отправиться в путь Кани Сайзё отчитал служку: «Ты слаб умом, мальчик... Раз уж пришёл ты ко мне с посланием от моего господина, следовало тебе вначале объявить об этом, дождаться, пока буду я готов выслушать или принять его, а только потом вручать мне его послание. Вместо этого у тебя достало наглости вручить мне послание господина, когда я возлежал. Следовало бы хорошенько наказать тебя, неразумного, за проступок этот, не будь ты глупым юнцом. Ты ещё неразумное дитя, посему и отпущу я тебя без должного и подобающего тебе наказания, но пусть история эта послужит тебе хорошим уроком...».

Мальчик-служка бросился в страхе назад, в замок, и рассказал другим слугам, что с ним произошло. Об этом услышал Фукушима Масанори, позвал мальчика к себе и расспросил, что же с ним случилось. Служка рассказал всю историю от начала и до конца. Говорят, что Масанори сказал после этого: «У Кани Сайзё была причина рассердиться на тебя, неразумного и дурновоспитанного. Ты поступил невежливо по отношению к мудрому и храброму самураю. Хотелось бы мне, чтобы у остальных воинов провинций Аки и Бисен было бы такое же благородное и преданное сердце, как у Сайзо. Имей я целую армию таких воинов, не было бы для меня ничего невозможного...».
 

Артемиус

Модератор форума
Регистрация
24 Сен 2010
Сообщения
5,363
Поблагодарили
3,523
Возраст
39
Город
Самара
Об искусстве верховой езды

Об искусстве верховой езды

Говорят, что в стародавние времена воины-самураи всех рангов почитали стрельбу из лука и верховую езду важнейшими из всех искусств боя. Воины нынешние предпочитают совершенствоваться в технике боя на мечах и метании копья, считая их главными для самурая, однако умение ездить верхом представляется чрезвычайно важным и в наши дни. Что касается других боевых искусств, таких, как стрельба из лука, стрельба из кремневого ружья, приёмы мгновенного обнажения меча и рукопашного боя -дзю-дзюцу, то молодые воины должны совершенствоваться и в них - утром и вечером, день за днём, месяц за месяцем, год за годом. Помните о том, что в старости вам ни за что не удастся научиться тому, чему вы не научились в молодые годы, как бы вам того не хотелось.

Воинам низшего ранга подобает наилучшим образом освоить искусство езды верхом так, чтобы могли они оседлать любую лошадь, даже самую норовистую и необъезженную. И вот почему. Смирные и послушливые верховые лошади крайне редки, а если они и есть, то под седлом у великих воинов, а не на коновязи воинов низших рангов. Но тот, кто достиг совершенства в искусстве верховой езды, определит хорошую верховую лошадь даже тогда, когда она не объезжена и дичится людей, и купит её по сходной цене. Хорошая лошадь стоит дорого, а искусный наездник приобретёт себе лучшую, потратив значительно меньше денег, чем мог бы себе позволить.

Вообще-то говоря, судить о статности лошади или же оценивать её масть уместно воинам высших рангов, а рядовому воину не пристало отказываться от хорошего скакуна только из-за цвета его шерсти.

Как только воин убедится, что лошадь резва и будет хороша под седлом, ему стоит приобрести её без долгих размышлений.

Много лет тому назад жил великий самурай по имени Какугандзи, огнём и мечом утверждавший власть клана Му-раками в провинции Син. Под его началом было триста воинов-всадников, были среди них и искусные лучники. Какуган-дзи завёл порядок покупать у табунщиков таких лошадей, от которых отказывались обычные покупатели, например, из-за неподходящей масти. Великий самурай обучал своих воинов не на скаковом кругу, а в чистом поле. Так день за днём и месяц за месяцем выезжал он за крепостные ворота замка во главе отряда своего из пятидесяти или ста всадников. Самурай пускал своего благородного скакуна в галоп, а за ним и весь отряд, -так продолжалось с утра и до позднего вечера. Они скакали по равнине, по горам и по долам. Казалось, что всадники молнией бросаются вниз, чтобы затем взлететь вверх быстрее молнии - это великий Какугандзи учил их запрыгивать в седло и соскакивать с лошади на ходу. Слава о всадниках-самураях разошлась по всем провинциям, и не было воинов, которые превзошли бы их в искусстве верховой езды.

Вот почему даже воинственный клан Такеда из провинции Каи остерегался такого грозного противника, каким был самурай Какугандзи из провинции Син. И всё это благодаря воинской выучке его воинов-всадников, достигших совершенства в искусстве верховой езды.

И вот что я скажу в назидание молодым и неопытным воинам, будущим великолепным наездникам и грозным воителям: помните о том, что в соответствии с традициями, боевому коню надлежит быть несколько выше в холке, чем обычной тягловой лошади, должен он быть с головой средних размеров и не особенно широким крупом. Тем не менее, воину низшего ранга, не имеющему возможности приобрести и содержать наилучшую лошадь, желательно иметь боевого коня крупных размеров - высокого в холке, с головой настолько большой, насколько это возможно, и с настолько гладким крупом, насколько бывает среди лошадей. Портит лошадь тот, кто, желая придать её поступи широту, вытягивает сухожилия на ногах её или подрезает сухожилие на хвосте, чтобы не поднимала она его.

Такое происходит только в том сйучае, если самурай как следует не знает «Пути воина».

И вот почему. Не следует растягивать сухожилия на ногах боевого скакуна, ибо природа позаботилась о том, чтобы сухожилия растягивались сами собой во время долгих путешествий, подъёмов и спусков с горы, а также и тогда, когда вы переправляетесь на другой берег реки или широкого ручья. Если же опрометчиво подрезали вы хвостовое сухожилие, будьте готовы к тому, что ременной подхвостник соскользнёт и подпруга ослабнет, когда будете вы перебираться на другую сторону лощины или другой берег реки. Не забывайте и о том, что лошадь с широким крупом и навьюченным на неё снаряжением не пройдёт узкой горной тропой.

И вот два отношения к верному скакуну - хорошее и плохое.

Для тяжеловооружённых воинов самураев минувших лет боевые лошади требовались, прежде всего, для передвижения и манёвра. У них лошадь заменяла собственные две ноги. Бывало и так, что в кровавом бою лошади бывали ранены или даже убиты. Самураи жалели верных и преданных животных, выводили запалённых скакунов - давали им остыть, чистили их скребницами, вдосталь поили и сытно кормили. В наше время некоторые пополняют конюшни во время отлова диких лошадей, покупая их по сходной цене у табунщиков, или берут молодых жеребят у крестьян и отдают объездчикам, чтобы потом перепродать за большие деньги. Так поступают торговцы и купцы, а если будут барышничать ещё и воины, то это ещё хуже, нежели не интересоваться лошадьми вообще.
 

Артемиус

Модератор форума
Регистрация
24 Сен 2010
Сообщения
5,363
Поблагодарили
3,523
Возраст
39
Город
Самара
О постижении воинского мастерства

О постижении воинского мастерства

Юноше, вознамерившемуся стать воином-Человеком, даже если он низшего ранга, следует выбрать себе учителя, от кого бы получал он наставления, касающиеся военных искусств. Юноше, вознамерившемуся стать воином, следует постичь таинства военного искусства и хранимые веками секреты Великих Мастеров его.

Некоторые скажут, что не подобает воину низшего ранга постигать таинства и секреты военного искусства в полной мере. Это неправильно. И вот почему. Среди тех, кто добился успеха на военном или административном поприще, было немало воинов низшего ранга, ставших выдающимися и уважаемыми людьми без помощи и поддержки своего клана. Правда, чтобы добиться этого, пришлось им трудиться в поте лица всю свою жизнь. И тогда, и сейчас не было ничего невозможного для воина низшего ранга, вознамерившегося стать войном ранга высшего, ибо единственное различие между ними - это труд, затраченный на постижение секретов и таинств воинского мастерства.

Более того, если воин, стремящийся к знаниям, умён и смышлён от природы, он станет гораздо мудрее, посвятив себя изучению воинского искусства. Воины, обделённые природой, умнее и сообразительнее уже не станут, однако и они научатся, по крайней мере, держать язык за зубами, не говорить и не совершать глупостей, когда можно этого избежать. Вот почему хороший воин не упускает возможности постичь оберегаемые от непосвящённых секреты воинского мастерства.

Однако те из них, кто изучают искусство боя неподобающе и спустя рукава, легко становятся самодовольными и кичливыми, поглядывая на соратников своих свысока.

Самонадеянные бахвалы шумны и говорливы, смущая молодежь высокопарными и витиеватыми речами, они вводят в заблуждение воинов низших рангов своими публичными размышлениями и рассуждениями - вредными и неправильными. Они тщатся рассуждать о вещах, неподвластных их разуму, и, поднаторев во внешнем правдоподобии, совращают с «Пути воина» умы незрелые и несамостоятельные. Зазнайство и самонадеянность ожесточили их сердца - такие всегда бывают очень жадными и своекорыстными, думающими только о своей выгоде в ущерб делу и долгу воина-Человека. Со временем их характер становится совершенно невыносимым. Встречаются среди них и такие, кто теряет лицо, забыв о воинском братстве. И всё это происходит оттого, что некоторые неправильно понимают, как должно изучать секреты и таинства воинского искусства.

Тем, кто намеревается посвятить свою жизнь изучению воинской науки, не следует останавливаться на полпути. Трудитесь до тех пор, пока не осмыслите все секреты и таинства воинского мастерства, а, достигнув вершин, убедитесь вы в том, что постигли простоту первооснов мира. С миром и живите. Тому, кто только делает вид, что занимается воинскими искусствами, а сам трудится спустя рукава, не дано постичь суровую и справедливую простоту изначальных первооснов этого мира, со временем он, истомившись, потеряет веру в себя, что достойно всяческого сожаления.

И в этом смысле возврат к простоте означает возврат к первоначальному состоянию ума неискушенного в военном деле. Умный умён и в доспехах; что же до глупца, то, как протухшая похлёбка воняет протухшими бобами, так и глупца почуешь издалека, в какие бы одежды он ни рядился.
 

Артемиус

Модератор форума
Регистрация
24 Сен 2010
Сообщения
5,363
Поблагодарили
3,523
Возраст
39
Город
Самара
Об управлении домом

Об управлении домом

Если жена воина ведёт себя неподобающим образом, и её поведение не нравится Человеку, ему надлежит вразумить несмышленую женщину и объяснить ей причину своего недовольства таким образом, чтобы она поняла. Если речь идёт о вещах мелких, особого внимания не заслуживающих, возможно и простить её, с присущими Человеку мудростью и терпением. Если же она желчна, склочна, глупа и не желает меняться в лучшую сторону, самураю следует развестись с ней и как можно быстрее отправить назад - в родительский дом. И это исключительный случай.

Того, кто не следует этому мудрому совету, а вместо этого кричит на жену, ругает её или даже бранит - подчас и грязными словами, - вместо того, чтобы с честью относиться к хозяйке дома, - уподоблю грязному кули, прозябающему в грязи и нечистотах на задворках скотного двора. И это неподобающее поведение для рыцаря-Человека. Но хуже всего, когда воин "обнажает меч" не для битвы, а угрожает им своей неразумной жене. Есть и такие, кто поколачивает своих жён кулаками или палкой. И это - отвратительное поведение воина трусливого и малодушного.

И вот что я скажу. Женщина, рождённая в семье воина и достигшая возраста замужества, не стала бы безропотно терпеть побои и поношения, будь она мужчиной. Однако статус жены и замужней женщины не предоставляет ей иного выбора, кроме как со слезами и болью в сердце молча переносить неподобающее обращение. Не пристало доблестному воину осыпать бранью беззащитного и безответного, тем более женщину. Назову трусом всякого, кто не признаёт этого, отвергая путь воина доблестного и справедливого.
 

Артемиус

Модератор форума
Регистрация
24 Сен 2010
Сообщения
5,363
Поблагодарили
3,523
Возраст
39
Город
Самара
О родственниках

О родственниках

Вот ваши племянники - это сыновья старшего брата, а также сыновья средних и младших братьев; помимо них, племянниками считаются и сыновья сестёр ваших, ставших хозяйками в доме другого рода.
Горожане или крестьяне не делают различий между своими племянниками; иначе обстоит дело в домах самураев.

Вот сын самого старшего брата, признанный наследником в семье. Он тоже считается вашим племянником, но он и глава дома, ибо наследует не только старшему из братьев, но и родителям вашим. Он младший перед вами, однако же, надлежит вам обращаться к нему с должным уважением и почтением, как вы обращаетесь к родителям своим или старшему брату. Вы не можете относиться к нему, как к племяннику, а должны воздавать ему почести, как и родоначальнику клана.

Вторые и третьи сыновья старшего брата, а с ними и дети братьев средних и младших зовут вас «дядей», а вы обращаетесь с ними, как с племянниками. Что же касается сыновей сестёр ваших, то все они носят другое родовое имя, посему уместно обращаться с ними сдержанно, сознательно подчёркивая дистанцию в разговорах с ними и в посланиях к ним.

Помните о сдержанности, отдав племянника своего, младшего брата своего или даже сына своего на усыновление в другой дом или же в другую семью. Будьте сдержанными в беседах с незнакомцами и членами других кланов независимо от того, как это принято в вашей семье - в общении с людьми близкими вам и родными по крови.

Если же пожелаете вы общаться с вашим сыном или младшим братом так, будто бы по-прежнему они остаются членами семьи вашей, забывая о том, что вошли они в новый дом и усыновлены другим родом, не избежать вам замечаний со стороны родственников приёмного отца. Они справедливо скажут, что тому, кто намеревается вести себя таким образом, было бы уместнее держать сына или брата при себе, в своём доме.

Ваши намерения можно извинить только в том случае, если нет у приёмного отца близких родственников, и управление домом его поставлено из рук вон плохо, а у его приёмного сына едва ли есть возможность наследования. Только в этом случае подобает вам проявлять интерес к его жизни в новой семье и присматривать за ним исключительно из соображений необходимости.

Может быть и так, что выдаёте вы замуж свою дочь, а её супруг умирает вскорости после рождения сына и вашего внука. Выходит так, что лежащий в колыбели младенец - родной внук ваш - становится главой дома, но и в этом случае было бы правильным и даже необходимым обсудить вопрос наследования с родственниками умершего мужа, причём решающее слово должно оставаться за ними.

Вам следует позаботиться не только о родной дочери, но и о сыне её - вашем внуке - и в том случае, если отец его впал в крайнюю нужду, а родственники его опекают ребёнка как будущего наследника и главу рода.

Если господин и супруг вашей дочери умирает после рождения сына, оставив сбережения, имущество и землю, то его родственники должны обойтись с семьёй покойного по справедливости. Если внук ваш всё ещё ребёнок, и вы продолжаете присматривать за ним, советуясь с его матерью, будьте готовы к тому, что не избежать вам замечаний и осуждения окружающих.

Может быть и так, что семья прямых потомков главы вашего клана или семья прямых потомков основателя вашего рода бедствует, претерпевает лишения и впала в крайнюю нужду. Как настоящий рыцарь-Человек не должны вы отдаляться от них, а наоборот, вам надлежит сблизиться с ними, поддерживая тесные отношения и справляясь о них время от времени. Только торговцы готовы чествовать людей недостойных, но процветающих, и презирать достойных, однако не благоденствующих. Такое поведение было бы крайне предосудительным для воина, ибо сказано, что истинный друг познаётся не в радости, а в беде.
 

Артемиус

Модератор форума
Регистрация
24 Сен 2010
Сообщения
5,363
Поблагодарили
3,523
Возраст
39
Город
Самара
О бережливости

О бережливости

Человеку, неважно высокого он ранга или низкого, следует быть осмотрительным в расходах.

Тому воину, кто получает плату за службу свою, однако бедствует и находится на грани разорения, следует изменить своё отношение к тратам и выкарабкаться из нищеты, ограничивая себя во всём, где это только возможно, чтобы поправить своё положение. Вот почему говорят, что бережливый всегда живёт в достатке.

Если воин низшего ранга пытается угнаться в расходах за живущими в достатке ветеранами, воинами высшего ранга, и бездумно расходует жалование на бесполезные вещи, ему всё равно не удастся походить на них снаряжением ли, оружием, или доспехами. Нет у воинов низшего ранга доходов и излишков, посему тщетна их погоня за внешним благополучием, и неважно, на чём они для этого экономят, всё равно в будущем не избежать им разорения, скудости и нищеты.

И вот что я скажу в назидание молодым воинам: Человек сам ищет и находит средства к существованию - это его дело и его забота; однако, тот, кто служит Родине, должен жить не хуже других воинов, посему не избежать ему определённых расходов и трат, дабы не выглядеть беднее других. Если служилый Человек оказался в бедственном положении и тщетно пытается найти выход, делая то, что ему не следует делать и говоря то, что ему не следует говорить, навлекая позор на свою голову, то в этом случае все беды его, случившиеся с ним и могущие ещё случиться, связаны с деньгами и неумением с ними обращаться.

Вот к чему приводит воина безрассудство. И вот что я скажу молодым воинам: осведомившись о пагубности такого пути, живите по средствам, избегайте ненужных трат - даже самых незначительных, расходуйте деньги только на действительно необходимые вам вещи. И это - путь бережливости.

Однако есть ещё несколько соображений, которые следует понять и усвоить воинам, рассуждающим о расточительности и бережливости. Бывает и так, что оказавшемуся на грани нищеты воину удаётся поправить своё положение и даже стать ещё богаче, чем был он прежде, однако бережливость и боязнь потратить лишние деньги овладевают им настолько, что это становится настоящим наваждением и наказанием Человека. Такой становится стяжателем, сквалыгой, скупцом, рано или поздно отказывается он от обязательств своих перед братьями по оружию, от исполнения долга чести перед своей Родиной и сыновних обязанностей перед родителями. И всё это потому, что думает он только о себе и о деньгах своих. О таком с презрением говорят: скаред или скопидом.

Такое нередко встретишь среди горожан или крестьян. Что же касается касты воинов, то стяжателей и скупцов презирали здесь раньше, будут презирать и впредь. Если чего-то и достаточно в этом мире, то только денег, а тот, кто боится выпустить их из рук и потратить даже на действительно необходимые вещи, вряд ли согласится расстаться со своей жизнью во исполнение долга перед родными или Родиной. Вот почему в древности говорили, что скряга - это второе имя труса.
 

Артемиус

Модератор форума
Регистрация
24 Сен 2010
Сообщения
5,363
Поблагодарили
3,523
Возраст
39
Город
Самара
О строительстве дома

О строительстве дома

Когда служилый воин вознамерится строить дом, уместно придать ему вид, приличествующий званию воина. И ворота, и караульное помещение, и комната отдохновения, и зал для приёма гостей - всё это должно услаждать глаз, радовать цветом и пропорциями.

И вот почему. Вот дома ремесленников и купцов в городе, обнесённом высокими крепостными стенами, здесь бывают многие и многие из других мест и отдалённых провинций, однако стража не пустит их дальше второго круга укреплений, могущих служить последним оплотом для осаждённых. Каждому из мирных горожан или крестьян дозволялось войти в крепость и осмотреть ее. Если дом воина красив и добротен, как и жилища всех почтенных и богатых граждан города, то каждому понятно - господин и владелец замка богат, силён и могущественен.
Вместе с тем внутренние покои дома, где обитают жена его, дети и домочадцы, не должны быть излишне роскошными. Уместно обустраивать своё жилище, памятуя о бережливости, так, чтобы крыша над головой защищала от дождя, а стены - от ветра. И всё это для того, чтобы затратить как можно меньше денег.

И вот почему. В годину лихолетья даже Великий сёгун помнил о том, что враг может окружить крепость, взять её в осаду и попытается штурмовать бастионы. Вот почему дома воинов, расположенные во внутреннем кольце обороны и в самой цитадели возводились низкими, с узкими окнами-бойницами и были сложены из лёгкого материала, подчас только из тростника или бамбука. Такими всегда были дома защитников крепости внешнего кольца обороны. Перед тем, как укрыться за толстыми крепостными стенами, каждый воин поджигал своё жилище, дабы не было оно осквернено врагом. Вот почему не было нужды возводить добротные, на века, жилища, и вот почему многие дома самураев по крепости стен своих уступали многим и многим лачугам городской бедноты, ибо воину нужны только крыша над головой - от дождя и стены - от ветра.

Даже сейчас, в эру покоя, благоденствия и мира Человеку не следует строить себе такой дом, как если бы он собирался поселиться здесь на долгие дни, месяцы и годы. И вот что я скажу в назидание молодым воинам: если скромная хижина - убежище и крыша над головой вашей и головами членов семьи вашей - пострадает от пожара или сгорит в огне, вы без особого труда построите себе новую; если же вы наделали долгов, лишь бы только построить добротное и богатое жилище, дотлевающее после набегов и пожаров, значит, выбросили вы на ветер деньги. Все скажут, что вы поступили неблагоразумно, недальновидно и забыли о бережливости.
 

Артемиус

Модератор форума
Регистрация
24 Сен 2010
Сообщения
5,363
Поблагодарили
3,523
Возраст
39
Город
Самара
О снаряжении

О снаряжении

Есть особое платье, отличное от одежд торговцев или крестьян, носить которое дозволяется одним лишь воинам. Одежда и оружие самурая соответствуют его положению и званию. Каждый клан - его обычаи и воинские традиции, его старшие и военачальники - предписывает воину особый порядок и стиль ношения доспехов, снаряжения и оружия. Памятуя о древних кодексах каждого дома и наставлениях старших, самурай носит шлем, наплечники, латные нарукавники, набедренник, наголенники и подобающую обувь со специальными опознавательными знаками-эмблемами, а также две нагрудные пластинки с фамильным гербом своего господина.

Пренебрежение традициями ношения полевых знаков и поспешность при облачении в доспехи в случае опасности будут незамедлительно обнаружены, и нетрудно представить себе, как воспримут это ваши братья по оружию и военачальники.

В древних кодексах, наставлениях и преданиях рассказывается, сколь мно-1-0 храбрых воинов было убито своими же союзниками и погибло ни за что ни про что только из-за того, что воины-самураи забывали об эмблемах и опознавательных знаках, обязательных для ношения.

Сколь легкомысленным может быть воин, дозволяющий слугам носить оружие из дерева или бамбука, опрометчиво полагая, что им достанет и деревянного меча, ибо не их дело воевать, столь неосмотрительными могут быть и те, кто, облачаясь в доспехи, не надевает набедренников, думая, что сойдёт и так. И вот, что я скажу: если вы потворствуете этому, не наказывая нерадивых, это опрометчиво и недопустимо.

Что касается воина-самурая, состоящего на службе, для него ещё более непозволительно пренебрегать воинскими обычаями и традициями. Неважно, идёт ли речь о днях мира или войны, но раз уж вы получаете плату за воинскую службу, озаботьтесь о подобающих вашему званию и положению оружии, доспехах, снаряжении и платье. Воины, пренебрегающие обычаем и долгом, во стократ легкомысленней тех, кто вооружается бамбуковыми мечами и не надевает набедренников.

Пренебрежение воинскими традициями и наставлениями старших неблагоразумно и чревато опасными последствиями для самурая - вот почему следует быть крайне предусмотрительным и осторожным, выбирая доспехи или меч. И вот на что следует обращать внимание воину молодому и неопытному, не обретшему пока умения отличить добротное от недобротного.

Вот воин низшего ранга вознамерился приобрести всё снаряжение и доспехи, положенные ему по чину, по званию и по положению своему, и готов заплатить за это три меры золота. Надлежит ему израсходовать 2/3 на доспехи и шлем, а остаток - на нижнее платье, штаны, шапочку, перчатки, напульсники, верхнее платье и накидку дублёной кожи или замши, а также кнут, веер, посуду, деревянный сундучок для доспехов, флягу и прочее. Всё платье - верхнее ли или нижнее - следует подогнать не менее тщательно, чем доспехи.

Тот, кто молод и силён, должен, тем не менее, избегать тяжёлых многослойных доспехов кованого железа, отдавая предпочтение более лёгкому снаряжению - панцирям из пластин прессованной лаковой бумаги или же дерева, больших знамён с военными полевыми знаками и шлемов с массивными навер-шиями.

Доспех, рассчитанный на силу молодости в самом её расцвете, бесполезен и тяжёл в старости. И вот что я вам скажу: если вы ранены на поле боя или нездоровы, даже лёгкий пластинчатый панцирь потянет вас вниз, к земле, отягощая тело и отнимая последний остаток сил. И вот ещё почему надлежит всячески избегать тяжёлых доспехов.

Что же до знамени с вашим военным знаком и прославленным гербом на шлеме, завидев которые содрогались и в страхе бежали враги, и ваших доспехов, известных всему миру с тех пор, как идёте вы «Путём воина», то уместно ли сетовать на их тяжесть или же отказываться от них, даже если вы постарели?
 

Артемиус

Модератор форума
Регистрация
24 Сен 2010
Сообщения
5,363
Поблагодарили
3,523
Возраст
39
Город
Самара
О снаряжении подчиненных

О снаряжении подчиненных

Самурай низшего ранга не может командовать большим отрядом воинов даже в случае опасности или угрозы, исходящей от врага, однако может вести в бой малый отряд воинов-копейщиков низшего ранга. Если копьё сломается, то воин останется безоружным, посему имеет смысл всегда иметь при себе запасной наконечник для копья, чтобы насадить его на древко, оказавшееся под рукой на поле боя даже на простую палку из бамбука.

И вот что я скажу: следует дать хорошо сработанный и надёжный меч даже самому последнему бойцу или прислужнику из воинов низшего ранга, тяжёлые панцирные доспехи и стальные шлемы -молодым, крепким и отважным воинам, грудные латы, защиту для ног и медные каски-дзингасу должно получить и воинам низшего ранга - пехотинцам-асигару, даже челядь вашу будет вполне уместно обеспечить кожаными шлемами кава-гаса. Итак, даже если вы воин низшего ранга, всё равно обязаны вы снарядить своих воинов так, чтобы на каждом из них был хотя бы лёгкий панцирь из костяных пластин.

Что же касается схватки, боя или сражения, то даже самый крепкий и надёжный меч может затупиться, иззубриться или вообще сломаться, вот почему столь важно иметь при себе ещё один, запасной меч. И вот что я скажу в назидание молодым самураям: когда поведёте вы за собой малый отряд воинов низшего ранга, пусть оруженосец несёт запасной меч ваш, а меч оруженосца - подавальщик сандалий или конюший.
 

Артемиус

Модератор форума
Регистрация
24 Сен 2010
Сообщения
5,363
Поблагодарили
3,523
Возраст
39
Город
Самара
О воинах

О воинах

Помните о том, что воинами называют тех, кто наказывает отступников и расправляется с мерзкими преступниками, разрушающими основы общества и государства. Воинами называют тех, кто денно и нощно бдит, охраняя покой и сон простых жителей - ремесленников, купцов и крестьян.
И вот что я скажу: даже воинам низшего ранга или неопытным новобранцам не пристало обращаться с простолюдинами неподобающе, как со скотом.

И вот почему. Было бы величайшей несправедливостью облагать крестьян чрезмерными налогами, оброками и десятинами, изматывая их непосильным трудом; было бы величайшим злом не платить ремесленнику за работу, обрекая его самого и семью его на прозябание, лишения и голод; было бы беззаконием оправдывать тех, кто под честное слово берёт у купца понравившуюся ему вещь и даже не думает расплачиваться за неё или берёт взаймы, забывая вернуть долг.

И вот что я скажу: благородному самураю, владельцу или арендатору земель, пристало обращаться с крестьянами с сочувствием и состраданием, надлежит ему проявлять заботу и о ремесленниках, дабы не разорялись они, и уж, конечно, расплачиваться за покупки и возвращать ссуженное, пусть даже и возвращая частями, если нет возможности вернуть всё в уговоренный срок.

Благородный воин, встающий на пути грабителей и разбойников и охраняющий покой и сон простых жителей, никогда не уподобится гнусному татю в ночи.
 

Артемиус

Модератор форума
Регистрация
24 Сен 2010
Сообщения
5,363
Поблагодарили
3,523
Возраст
39
Город
Самара
О скромности и умеренности

О скромности и умеренности

Ещё пятьдесят или же шестьдесят лет тому назад прошение «о заводной лошади», поданное самураем «без сёгуна» или ронином, означало только одно: воин-наёмник готов служить за мизерное жалование в 500 коку риса (1 коку = примерно 150 кг (прим. перев.)). Прошение «о любом, даже заморённом коне» означало готовность ронина служить за 300 коку риса в год. Если же воин умолял господина «позволить ему взять в руки хотя бы заржавленную пику» - значит, был готов он служить задарма - за 100 и меньше коку риса в год.
И вот что я скажу: обычаи воинов сохранились издавна, а их выражения исходят от нежелания уподобляться купцу и говорить о цифрах. В стародавние времена говорили: «Голодной курице просо снится, но даже оголодавший сокол никогда не станет клевать зерно». Так и воин-Человек никогда и ни с кем не станет рассуждать о доходах и ценах в лавках. Также и нескромные разговоры о женщинах вогнали бы в краску молодого Человека.

Тем, кто дерзает стать воинами, следует сравниться в скромности и умеренности с людьми прежних времён, хотя не так уж и просто добиться этого. Если же вы следуете поговорке, что «даже кривой нос хорош, пока им дышится», то больше и говорить-то не о чем.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху