Что нового?
Форум выживальщиков

Зарегистрируйте бесплатную учетную запись сегодня, чтобы стать участником нашего сообщества! После входа в систему вы сможете участвовать на этом сайте, добавляя свои собственные темы и сообщения, а также общаться с другими участниками.

Лошадь против трактора

Регистрация
6 Сен 2011
Сообщения
13,050
Поблагодарили
7,378
Город
Санкт- Петербург
Лошадь против трактора, кто кого? Битва гигантов.
Часть 1.

Ни для кого не секрет, что эпоха хозяйственного господства лошадей давно миновала, уступив свое место тракторам и мотоблокам. Появились даже противники использования лошади, считающие, что лошадь ни при каких условиях не может быть использована в сельском хозяйстве, что ей место только как сырьё для гастрономии или в лучшем случае, спортивного снаряда. Так есть ли у лошади, шанс вернутся или по крайне мере найти свою нишу в нашем высокотехнологическом мире.?
Попробую ответить это на этот вопрос, используя сравнение затрат и выгод получаемых при использовании лошади и мотоблока. Почему мотоблока, а не трактора спросят меня. Мне кажется, что мотоблок более близко стоит рядом с лошадью по трудозатратам в использовании и набора орудий. Кроме того, применяемые технологий обработки земли, также похожи.
Начнём с самого начала, приобретение основного производящего средства: Лошадь?! или Мотоблок?! Сколько надо потратить денег? Количество денег потраченных для приобретения лошади, мотоблока и орудий к ним будет примерно одинаковым для домашнего хозяйства. Давайте сравнивать.
Итак: стоимость рабочей лошади – 30.000-60.000 руб. Возьмем среднею цену в 50.000 руб., упряжь -6.000., плуг
конный -3500., двухкорпусный окучник -4.500 руб., борона -3.000 руб., телега -18.000 грузоподъемностью 1 тонна.
Стоимость мотоблока – 32.000-75.000 руб. Почему такой разброс цен? (Мотоблоки делятся по весу и назначению для обрабатываемой площади: на лёгкие для 5-12 соток., средние для 15-50 соток и тяжелые более 50 соток.). На лошади можно и 5 соток и 1 гектар обработать, и так как на тяжёлом мотоблоке можно обработать, приблизительно столько же земли, столько на лошади, останавливаем свой выбор на нём. Средняя цена тяжёлого мотоблока –50.000 руб. Упряжь покупать не надо, плуг -3500., двухкорпусный окучник -4.500 руб., борона -3.000 руб., прицеп -14.500 руб грузоподъемностью 500 кг.
Итого: затраты на приобретение лошади и орудий ≈ 85.000 руб., мотоблока и орудий ≈ 75.500 руб. Как мы видим затраты примерно одинаковые.
Основным аргументом, противников использования лошади в сельском хозяйстве, является довод, что лошадь всегда надо кормить. Мотоблок же большую часть времени стоит  есть, пить не просит. Если же мотоблок стоит, и есть, пить не просит, то и пользы он ни какой не приносит.
Лошадь же, в отличии от мотоблока, надо кормить. Если на дворе лето, то расходов на корм практически нет, а если она стоит в деннике, тогда появляются расходы на содержание. Воспользовавшись on-line калькулятором http://www.konniy-traktor.ru/index.php/blog/show/economics-of-horses.html , узнаём, что содержание лошади обходится в 222 рубля в день или 81.000 рублей в год. Это при условии, что мы покупаем корма, а не производим их сами. Если же заготовка кормов производится своими силами, то содержание лошади обходится в 182 рубля в день или 67.767 рублей в год при урожайности сена 1т/га (низкая урожайность). Когда урожайность сена 3т/га (высокая урожайность), то содержание лошади обходится в 75 рубля в день или 27.517 рублей в год. Для нашего примера (лошадь против мотоблока) будем рассматривать среднюю урожайность сена в 1,5 т/га тогда, расходы на содержание составят 137 рублей в сутки или 50.047 руб в год.
Какую пользу приносит лошадь, проедая наши денежки в тёплом деннике? Навоз – название этой пользы. Конечно, его можно продать, но важнее его не надо покупать, если Вам надо удобрять землю, а удобрять её надо.
Так, что для владельцев мотоблока, стояние мотоблока в гараже это чистый минус, а для владельцев лошади минусовое содержание в деннике, оборачивается плюсом. Какой же плюс может принести навоз?
Как всегда, считаем: за период денникового содержания от 180 до 220 суток от 1 лошади получают 4.5-5.5 тонн навоза. Цена продажи, опять же, средняя, равна – 650 рублей за м3. Сколько можно теоретически получить выручки, продав 5 тонн навоза? По разным данным, 1 м3 весит от 500 кг до 1010 кг, 500 кг это вес свежего навоза, а 1010 кг лежавшего около года. Возьмём как всегда среднюю цифру – 750 кг, тогда получим, что 5 тонн навоза/0,75 кг занимает 6.66 м3. Значит 5 тонн навоза можно продать
(6.66 м3*650 руб) за 4.329 рублей. Понятно, что эта сумма может изменятся как в сторону увеличения (если Вы находитесь рядом с крупным городом), так и уменьшения, вплоть до того, что это навоз, никому и даром не надо и бесплатно не надо.
Но повторюсь, если Вы ведёте любые огородно-садовые работы, Вам эти деньги тратить не надо. Это главная польза от постоянного содержания лошади.
Конечно, приверженцы железных коней спросят, а сколько же денег Вы потратили, что бы собрать эти несчастные 5 тонн навоза?
Расчёт здесь прост: 137 рублей (содержания в сутки) умножаем на период денникового содержания, зависит от региона нахождения (200 дней), 137 рублей * 200 суток получим 27.400 рублей.
Ага, значит, даже сели Вы, продадите свои 5 тонн навоза, то всё равно будите иметь, 23.071 рублей убытков, радостно потирая руки, скажут приверженцы железных коней. “Но торопиться не надо”, – так говорил товарищ Саахов., – “Цыплят по осени считают”, – вторит ему народная пословица.
Не убытков, а расходов, поправим их мы, и согласно народной мудрости не торопясь, продолжим подсчёт затрат и выгод использования лошади и мотоблока.

Часть 2.

Если Вы стоите перед выбором, что эффективней использовать для обработки земли: лошадь или мотоблок, значит Вы не владелец дачного участка в 6 соток, а владелец участка под огород возле дома в 25 соток и выделенного не далеко (по разному, бывает) от деревни участка земли.
Основные задачи, которые будут возлагаться на лошадь или мотоблок, это обработка придомного огорода. Так как обработка земли на дальнем кордоне, обычно возлагалась на знакомого механизатор. Но если Вы задумались над приобретением лошади или мотоблока, значит, Вы подумываете о том, как справится с обработкой земли на дальнем кордоне своими силами, что бы не зависеть от внешних обстоятельств. Попробуем рассчитать, сколько Вам потребуется времени и средств на решение этой задачи.
Как всегда, давайте, определим точки отсчёта: земли у Нас 1.75 гектара, 25 соток огорода у дома, 50 соток дальнего огорода и 1 гектар земли под личные нужды. Чтобы обеспечить личные потребности в продуктах, достаточно 75 соток огородов, а что делать на оставшемся 1га? Попробуем использовать его под мелкотоварное производство, что бы обеспечить поступление денег в семейный бюджет. Выберем, к примеру: производство картошки, культуры известной и имеющей стабильный сбыт.
Теперь предстоит определить основные агротехнические операции,
без учёта особенностей агротехнологий отдельных культур. Потому что возле дома растёт: морковка, лук, огурцы и помидоры в теплице, картофель ранний. На дальнем огороде: свекла, капуста, зерновые и поздняя картошка.
Основные агротехнические операции, выполняемые с помощью лошади или мотоблока, это: весенняя вспашка, боронование, нарезание гряд, окучивание, окучивание, междурядная обработка культиватором (прополка), междурядная обработка культиватором (прополка), уборка урожая за плугом, осенняя пахота. Конечно, на самом деле работ будет больше, но мы упростим себе задачу, опустив некоторые виды агротехнические операций и транспортные работы, потому что не можем учесть индивидуальные особенности всех домашних хозяйств.
Для оценки эффективности использования лошади против мотоблока будем считать только время и средства, затраченные на обработку 1 га земли, которую мы выделили под картошку. Показатель себестоимости 1 кг картошки выращенной с использованием лошади или мотоблока, будет показателем преимущества одного способа над другим. Все расходы сведём потом в таблицу.
Начнём наши подсчёты с мотоблока. Сразу договоримся, что поле представляет собой не целинные земли, иначе увеличатся расходы, и мы планируем получить 18 тонн картофеля с 1 гектара.

1) Весенняя пахота с плугом, шириной захвата 0.25м, производительность по паспорту 0,05 м2 в час, необходимо 20 часов для того, что бы вспахать 1 гектар со скоростью 2км/ч. При расходе топлива 2 литра в час, необходимо 40 литров бензина по 25 рублей за литр, общей стоимостью 1.000 рублей. В реальности за 20 часов выработка будет меньше, а расход топлива больше, потому что надо учитывать время и длину холостых ходов. Добавим 10% к времени и к расходу топлива, тогда нам понадобиться 22 часа и 44 литра бензина, стоимостью 1.100 рублей.
2) Боронование бороной с шириной 1.1 метр, для того, что бы забороновать 1 гектар в два прохода необходимо 10 часов и 20 литров бензина стоимостью 500 рублей. Холостые ходы при бороновании минимальные.
3) Нарезание гряд с посадкой картофеля, двухкорпусным окучником с установленным междурядным расстоянием - 70 см, производительность по паспорту 0,14 м2 в час, необходимо 8 часов и 16 литров бензина стоимостью 400 рублей, для того, что бы нарезать и посадить картофель.
4) Первое окучивание, двухкорпусным окучником с установленным междурядным расстоянием - 60 см, производительность 0,13 м2 в час, необходимо 8 часов и 16 литров бензина стоимостью 400 рублей.
5) Второе окучивание, двухкорпусным окучником с установленным междурядным расстоянием - 50 см, производительность 0,10 м2 в час необходимо 10 часов и 20 литров бензина стоимостью 500 рублей.
6) Междурядная обработка (прополка), культиватором-бороной с шириной 1.2 метр, производительность 0,24 м2 в час для того, что бы прополоть 1 гектар в один проход необходимо 4 часов и 8 литров бензина стоимостью 200 рублей.
7) Уборка урожая за плугом (ботву в ручную скосили), при ширине междурядий 70 см и производительности 0,13 м2, необходимо 8 часов и 16 литра бензина стоимостью 400 рублей.
8) Транспортировка урожая на хранение. Если удалённость поля 1 км от дома, то для того, чтобы перевезти 18 тонн картошки на прицепе грузоподъемностью 500 кг, Нам понадобится проехать 72 км и 20 часов со средней скорость 4 км/ч,. Затратив соответственно 40 литров бензина или 1.000 рублей.
9) Осеняя пахота с плугом, шириной захвата 0.25 м, производительность по паспорту 0,05 м2 в час, необходимо 20 часов для того, что бы вспахать 1 гектар. При расходе топлива 2 литра в час, необходимо 40 литров бензина, общей стоимостью 1.000 рублей. Снова добавим 10% к времени и к расходу топлива, получим 22 часа и 44 литра бензина, стоимостью 1.100 рублей.

Теперь обработка 1 гектара земли с помощью лошади. Будем выполнять такие же агротехнические операции с похожими сельхозорудиями.
1) Весенняя пахота, производительность по нормативам 0,08 м2 в час, средняя скорость 3.2 км/ч, необходимо 13.7 часов для того, что бы вспахать 1 гектар с учётом длины холостых гонов.
2) Боронование бороной «Зиг-заг», одним звеном, производительность по нормативам 0,34 м2 в час, необходимо 2.92 часов для того, что бы для того, что бы забороновать 1 гектар.
3) Нарезание гряд с посадкой картофеля, двухкорпусным окучником с установленным междурядным расстоянием - 70 см, производительностью 0,22 м2 в час, необходимо 5 часов, для того, что бы нарезать борозды и посадить картофель.
4) Первое окучивание, двухкорпусным окучником с установленным междурядным расстоянием - 65 см, производительность 0,20 м2 в час, необходимо 5.5 часов.
5) Второе окучивание, двухкорпусным окучником с установленным междурядным расстоянием - 50 см, производительность 0,16 м2 в час необходимо 6.3 часов.
6) Междурядная обработка (прополка), культиватором с шириной 1.2 метр, производительность 0,38 м2 в час, для того, что бы прополоть 1 гектар в один проход необходимо 2 часа.
7) Уборка урожая за плугом (ботву скосили косой), при ширине междурядий 70 см и производительности 0,13 м2, необходимо 8 часов.
8) Транспортировка урожая на хранение. Если удалённость поля 1 км от дома, то нам понадобится проехать 48 км и 10 часов со средней скорость 4.5 км/ч, чтобы перевезти 18 тонн картошки на прицепе по 750 кг.
9) Осеняя пахота с плугом, производительность по нормативам 0,08 м2 в час, средняя скорость 3.2 км/ч, за 13.7 часов.
Как уже обусловлено, мы собрали с гектара 18 тонн картошки и теперь определим сумму прямых затрат на её производство.
Для этого составим таблицу:
Для того чтобы удобрить 1 га земли, необходимо от 4 тонн до 6 тонн навоза. Возьмем как обычно среднее значение – 5 тонн. Поэтому в первую строку нашей таблицы попадут расходы, связанные со стоимостью навоза для удобрения земли. Остальные строки займут расходы, связанные с проведением агротехнических операций.
8372839.jpg

Вот и пришла осень, начнём считать цыплят. Мы собрали урожай картошки в 18 тонн. Понесли расходов на её производство: с использованием лошади – 23.071 рублей, с использованием мотоблока – 9,929 рублей. При средней стоимости 1 кг картофеля 10 рублей, сумма выручки составит –180.000 рублей. Величина дохода при использовании лошади составит – 156.929 рублей, при использовании мотоблока – 170,071 рублей. Получается, что использование лошади принесло – 13,142 рублей убытка. Немного, но всё же расстраивает, и основная причина убытка – содержание лошади.
Но если внимательно посмотреть на таблицу, то видна одна определённая закономерность. Какая? – спросите Вы. Смотрим.....и для тех, кто не увидел, я подскажу: Расходы при использовании мотоблока растут пропорционально его использованию! Для того, чтобы было видно нагляднее, предлагаю посмотреть на следующий график:
1468467.jpg

Как видно из графика, расходы при использовании лошади лежат в точке Б, что выше точки А использования мотоблока, и это означает что расходы использования лошади больше, чем расходы использования мотоблока.
Но это состояние соблюдается, только, при данном количестве площади и расстоянии пробега до поля. Любое изменение этих двух категорий, приведет к повышению потреблению топлива, что в свою очередь приведёт к повышению расходов. Расходы при использовании лошади не растут, при увеличении расстояний пробега до поля и площади обрабатываемых земель. Потому что, расходы при использовании лошадей являются – постоянными, а расходы при использовании мотоблока – переменными.

Заключение.

Так, кто кого победил, спросите Вы: мотоблок лошадь или лошадь мотоблок, а может лошадь победит трактор?
Чтобы ответить на этот вопрос я использовал, обобщённый пример со средними данными, но и этого хватило, для того чтобы показать, что использование лошади, на определенных площадях – выгоднее использования мотоблока. Конечно же, ключевое слово здесь – определённые площади. Выращивание агрокультур требующих более частого проведения агротехнических мероприятий, с использованием лошади, выгоднее, использования мотоблока, даже меньших площадях.
Планирование выращивания агрокультур с определением выделяемых площадей, должно увязываться с количеством необходимых агротехнических мероприятий, для того чтобы на раннем этапе фермер смог оценить уровень затрат при использовании лошади, мотоблока или трактора. В связи с эти возникает потребность в программном обеспечении задачи автоматизации моделирования и расчёта для фермерских хозяйств. Удовлетворение этой потребности окажет огромную помощь сельскому хозяйству.
Для того, чтобы использование лошади было более выгодным, необходима широкая гамма сельхозорудий, расширяющая перечень агротехнических мероприятий выполняемых лошадью. В странах Западной Европы и США серийно выпускается орудия позволяющие повысить производительность лошади, посмотрите обзорную статью: Современная конная техника для сельхозработ – обзор: http://fermer.ru/sovet/loshadi/98886.
И здесь просматривается четкая связь, если видна прибыльность использование лошади, на примере экономических расчетов, в которых фигурируют агротехнические операции с использованием конных орудий, то вопрос о целесообразности использования лошади отпадает сами собой.
Так что, рано списывать лошадь на колбасу, у неё есть достаточная экономическая ниша в современных условиях. И в блажащем будущем, удорожания топлива и продуктов питания, эта ниша будет только укрепляться, приобретая ещё и социальное значение.
Отвечая на вопрос заголовка статьи: Лошадь против трактора, кто кого? Думаю что Вы, после прочтения данной статьи, дадите свой ответ. Я же могу прямо сказать – “Лошадь победит трактор, но при определённых условиях”! Определение, расчёт, этих условий, это является задачей, над которой я сейчас работаю.

С Уважением Михаил Орехов.

---------- Сообщение добавлено в 03:47 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 02:57 ----------

Лебёдка Чистова и конный плуг в действии
вспашка лебёдкой
http://www.youtube.com/watch?v=QxXipNRyVME

---------- Сообщение добавлено в 03:57 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 03:47 ----------

Вот как надо землю матушку пахать.
http://www.youtube.com/watch?v=-yTNSzhJg5Q


Семёновское. Пахарь.
http://www.youtube.com/watch?v=Q0d33-IZRqM

---------- Сообщение добавлено в 05:10 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 03:57 ----------

Как в деревне пашут

Загружено 06 Июл 2010 г.
Двое тащат плуг, один им управляет. Даже в наши дни люди справляются без тракторов и лошадей. А разговоры за этим занятием бывают разные...
Итак... Липецкая область, село Порой, улица Конец. Лето 2009 года.
http://www.youtube.com/watch?v=Lp80TtuwL50

---------- Сообщение добавлено в 05:15 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 05:10 ----------

Продам Конный плуг в Златоусте
Конный плуг в отличном состоянии с диском , пятидесятых годов.
1655213.jpg


4758035.jpg
 

Сарбона Игримская

Выживальщик
Регистрация
28 Дек 2013
Сообщения
2,097
Поблагодарили
3,867
Город
Вселенская Тайга
Иванова Г.В.
Запряжка лошади
Практическое руководство
http://viatkaloshadka.narod.ru/zapryagka.html
Рано или поздно у большинства владельцев вятки возникает желание или необходимость запрячь лошадь в повозку. Но не все имеют опытного помощника под рукой, а в книгах можно встретить лишь очень поверхностную инструкцию по запряжке.
Поэтому я опишу здесь не только порядок запряжки, но и некоторые тонкости подгонки снаряжения.

Для начала - о строении сбруи и ее предназначении.
Упряжь (сбруя) – приспособление для запряжки лошади в повозку. Упряжь должна быть подобрана для каждой лошади и точно подогнана к ней для того, чтобы не вызывать травматических повреждений, обеспечивать свободное движение конечностей и корпуса, не затруднять дыхания животного во время работы.
Существует несколько видов запряжки. Мы рассмотрим состав русской одноконной дуговой упряжи.
1.уздечка с поводом
2.хомут
3.седелка
4.подпруга
5.шлея
6.чересседельник и подбрюшник
7.вожжи
8.дуга
zapryagka_clip_image002.jpg

1. Узда.
Служит для управления лошадью.
Изменяя длину суголовного и нащечных ремней, уздечку подгоняют к голове лошади так, чтобы удила слегка приподнимали уголки рта на 1-2 складки. Налобный и переносной ремни должны лежать достаточно свободно, чтобы под них можно было просунуть 1-2 пальца. Между ганашами и подбородным ремнем должен свободно проходить кулак.
Если хозяин не желает использовать удила, он оставляет удила под подбородком, управление происходит за счет давления переносного ремня на носовые кости лошади.
zapryagka_clip_image004.jpg

1. удила (трензель)
2. кольца удил (трензельные кольца)
3. суголовный (затылочный) ремень.
4. 2 нащечных, которые с суголовным фиксируют трензель во рту лошади.
5. подбородный, который не позволяет узде соскользнуть вперед с головы лошади.
6. налобный, который не позволяет узде соскользнуть назад на шею лошади.
7. переносной, для дополнительной фиксации.
8. повод с темляком (9), для фиксации лошади у коновязи и вождения в поводу.

2. Хомут. Служит для передачи повозке тяглового усилия лошади (85-88%).
zapryagka_clip_image006.jpg

1.хомутина
2.клещи
3.супонь
4.гужи, для соединения хомута с оглоблями и дугой.
5.покрышка
6.войлочная подкладка
7.горт - ремень для пристегивания шлеи.
8.кольца, для вожжей (на основании гужей)
zapryagka_clip_image008.jpg


Размер хомута определяют по длине и ширине шеи лошади. Длину измеряют жестким метром. Для этого его накладывают вдоль основания шеи и измеряют расстояние от гребня у начала холки до плечелопаточного сочленения. К полученной цифре прибавляют для возового хомута 6 см, для легкового и пахотного - 3 см. Ширину шеи измеряют циркулем Вилькенса в наиболее широкой части - у ее основания.

№ хомута длина хомута ширина хомута
0 43 21
1 45 23
2 48 24
3 50 25
4 53 26
5 54 27
6 56 28
7 60 30
8 63 31,5
9 66 32,5
Допуск + 0,5 / + 0,
Длину хомута измеряют от верхней внутренней точки хомутной подкладки до нижнего внутреннего ребра клещей, а ширину - на уровне гужевых отворов.
Правильно подогнанный хомут внутри опирается на гребень шеи у начала холки, по бокам лежит на мускулатуре, расположенной спереди оси лопатки; в нижней части лопатки (на плечелопаточном сочленении) хомутина находится над соколком, у основания шеи.
Приблизительно в одетом виде - ладонь ребром должна проходить от хомутины (внутренняя часть хомута) до верхней части плечелопаточного бугра.
Хомут подходит по размеру:
zapryagka_clip_image010.jpg

zapryagka_clip_image012.jpg

Хомут велик – хомутина почти легла на плече-лопаточный сустав и нависает над соколком грудины:
zapryagka_clip_image014.jpg

zapryagka_clip_image016.jpg

Хомут мал по размеру – по бокам сдавливает мышцы шеи; сверху хомут лежит высоко над холкой; снизу хомутина лежит у основания шеи, высоко над соколком грудины.
zapryagka_clip_image018.jpg

zapryagka_clip_image020.jpg

3. Седелка. Служит для закрепления и поддержки посредством чересседельника всей запряжки и передачи тяглового усилия на спину лошади (12-15%).
Седелка бывает горбатая (для лошадей с высокой холкой) и лежачая (для лошадей хорошо упитанных, с низкой холкой
zapryagka_clip_image022.jpg

1арчак
2полки
3потник
4крышка (кожаная или из линолеума)
5приструги (горты)
6 дужки, через которые пропускается чересседельник

4. Подпруга. Предназначена для удержания седелки на спине лошади. Тесмяная подпруга имеет кожаную нашивку с отверстиями для продевания подбрюшника.
5. Шлея. Служит для удержания хомута на месте при спуске лошади с горы, резком торможении, осаживании.
Шлея подгоняется таким образом, чтобы между седалищными буграми и ободочным ремнем проходила ладонь.
zapryagka_clip_image024.jpg

Состоит из нескольких ремней:
1. ободовый (боковой). Огибает лошадь по бокам и сзади. Имеет пряжки для крепления к хомуту.
2. продольный. Идет вдоль позвоночника. Тоже имеет пряжку для крепления к хомуту.
3. 2 откосных ремня. Начинаются от конца продольного на крупе лошади.
4. 2-3 боковых ремня. Соединяют продольный и ободовый.
5. петли (мочки), для дополнительной фиксации шлеи (иногда с декоративными кисточками)
6. Чересседельник. Ремень, проходящий через седелку, обоими концами закреплен на оглоблях. Поддерживает массу хомута, дуги и оглобель на спине лошади, передает часть тяглового усилия на седелку.
Подбрюшник. Ремень, проходящий под подпругой, обоими концами закреплен на оглоблях. Не допускает резкого колебания оглобель и хомута вверх-вниз.
7. Вожжи. Служат для управления лошадью. Концы вожжей пристегиваются к кольцам удил.
8. Дуга. Скрепляет с помощью гужей хомут с оглоблями повозки и играет роль амортизатора, смягчая толчки от неровностей дороги и рывков при трогании воза с места.
На дуге имеется кольцо для протяжки повода и два выреза на концах, куда ложатся оглобли.


---------- Сообщение добавлено в 06:02 AM ---------- Предыдущее сообщение размещено в 05:34 AM ----------

Порядок запряжки
http://viatkaloshadka.narod.ru/zapryagka.html
1. Запряжка начинается с чистки и осмотра лошади, осмотра целостности сбруи, повозки.
Проверяем, одинакова ли длина у гужей. При необходимости подравниваем, иначе запряжка будет неровной и перекосится в движении.
2. Выкатываем повозку на свободную ровную площадку, выносим вожжи, дугу, чересседельник.
3. Чересседельник и подбрюшник – два отдельных ремня, одним концом пришитые к одному кольцу. Оба ремня пропускаем через кольцо так, чтобы образовалась петля. Эту петлю надеваем на левую оглоблю (здесь и далее все направления относительно лошади).
zapryagka_clip_image026.jpg

zapryagka_clip_image028.jpg

4. Надеваем на лошадь узду, седелку, хомут. Сделать это удобнее еще в деннике.
Седелку кладем примерно на нижнюю половину холки. Если вы положите седелку полностью на холку – это будет слишком высоко, если за холкой на спину – слишком низко.
Хомут сначала переворачиваем клещами вверх, надеваем на голову, в верхней (самой узкой) части шеи хомут переворачиваем в сторону гривы обратно клещами вниз, спускаем на плечи, выправляем гриву из-под хомута.
zapryagka_clip_image030.jpg

5. Кладем шлею на холку и расправляем её в сторону крупа, пристегиваем пряжки шлеи к ремешкам на хомуте. Если на хомуте только верхний горт, то пряжки бокового ремня пристегиваем за основание гужей.
Подгоняем шлею по размеру так, чтобы между ободочным ремнем и седалищными буграми проходила ладонь.
6. Выводим лошадь во двор, заводим в оглобли.
Завести лошадь в оглобли можно тремя способами:

Завести через оглобли. Подходит для лошадей, хорошо перешагивающих жерди.
Поставить перед повозкой и осадить в оглобли. Подходит для уступчивых лошадей.
Накатить оглобли НА лошадь. Чаще применяется для молодых или пугливых лошадей.
7. Берем дугу, встаем перед оглоблей лицом к лошади. Дугу приставляем к правой ноге. Левой рукой берем гуж.
В процессе работы сыромятные гужи растягиваются, поэтому обычно гуж перекручивают 1-2-3 раза, в зависимости от его длины, подгоняя под конкретную запряжку. Если в хозяйстве используется одна лошадь в одних и тех же оглоблях, а гужи тесмяные, то перекручивать их нет необходимости, достаточно подогнать длину гужей и периодически выравнивать их.
Кладем на гуж оглоблю так, чтобы гуж лежал на расстоянии примерно 1-2 ладоней от конца оглобли. Берем дугу перед собой, кольцом от нас. Левый конец дуги вставляем в петлю гужа. Перекладываем конец дуги через оглоблю перед гужом. Одновременно разворачиваем дугу кольцом вперед, так чтобы оглобля легла в вырез дуги. Кладем дугу на шею лошади.
zapryagka_clip_image032.jpg

zapryagka_clip_image034.jpg

zapryagka_clip_image036.jpg

zapryagka_clip_image038.jpg

8. Переходим ко второй оглобле. Прикладываем дугу выемкой к оглобле на равном, с первым гужом, расстоянии. Берем второй гуж и, если есть необходимость, перекручиваем её ровно столько раз, сколько был перекручен первый. Накладываем его на оглоблю позади дуги.
Натягиваем гуж: левым плечом упираемся в оглоблю, этой же рукой берем за клещи и с силой притягиваем к себе. Правой рукой надеваем петлю на дугу.
zapryagka_clip_image040.jpg

zapryagka_clip_image042.jpg

zapryagka_clip_image044.jpg

9. Затягиваем хомут. Стоя слева от лошади, обматываем супонь вокруг клещей один раз. Упираясь ногой в клещи, изо всех сил затягиваем супонь. Обматываем и затягиваем супонь еще раз. Обязательно ремень должен затягиваться с большим усилием! Если супонь затягивается легко, то необходимо снять дугу и сильнее перекрутить гужи.
zapryagka_clip_image046.jpg

10. Завязываем супонь. Большим пальцем правой руки придерживаем ремешок, левой рукой надавливаем на правую клещу, и в образовавшуюся щель продеваем кончик супони вниз. Затягиваем супонь до упора. Кончик продеваем вверх.
zapryagka_clip_image048.jpg

zapryagka_clip_image050.jpg

В образовавшуюся петельку пропускаем вторую петлю. Затягиваем.
Не пытайтесь тянуть за саму петлю, достаточно подтянуть вверх первую петельку, а потом затянуть вторую.
zapryagka_clip_image052.jpg

zapryagka_clip_image054.jpg

После этого обматываем петлю концом супони. Кончик складываем вдвое и продеваем в конец петли. Супонь завязана.
zapryagka_clip_image056.jpg

zapryagka_clip_image058.jpg

После стягивания клещей и завязывания супони дуга должна стоять перпендикулярно к оглоблям и не подвергаться колебаниям вперёд - назад при надавливании на неё рукою.

11. Переходим к левой оглобле. Расстояние от гужей до петли чересседельника должно примерно равняться 40 см, т.е. расстоянию согнутой руки, от локтя до кончиков пальцев.
Расправляем чересседельник и продеваем через дужку седелки. Расправляем подбрюшник и продеваем через шлевку подпруги.
zapryagka_clip_image060.jpg

zapryagka_clip_image062.jpg

12. Ставим лошадь в хомут: двигаем коня на шаг вперед или, если это удобнее, сдвигаем повозку назад так, чтобы хомут плотно лег на плечи.
13. Переходим на другую сторону. Берем подбрюшник, подтягиваем и перекидываем через оглоблю, для того чтобы лошадь не наступила на него. Подтягиваем чересседельник и оборачиваем вокруг оглобли, от себя. Расстояние от чересседельника до гужей на обеих оглоблях должно быть одинаковым.
Подтягиваем чересседельник: левой рукой тянем ремень через седелку, поднимая левую оглоблю, правой подтягиваем за конец ремня, поднимая правую оглоблю. Таким образом мы поднимаем хомут.
Оглобли поднимаем настолько, чтобы между хомутом и шеей лошади (гребнем и горлом) проходило примерно 3-4 пальца. Таким образом, лошадь может по необходимости поднять и опустить шею.
zapryagka_clip_image064.jpg

zapryagka_clip_image066.jpg

zapryagka_clip_image067.jpg

14. Есть много способов завязать чересседельник, принцип у всех одинаковый. Опишу два способа.
Первый способ: после того как подняли хомут, кончик чересседельника перекидываем справа - налево через ремень и под оглоблей на себя. Обматываем вокруг оглобли снизу-вверх перед ремнем.
zapryagka_clip_image069.jpg

zapryagka_clip_image071.jpg

Пропускаем кончик под ремнем справа – налево, перекидываем сверху, делаем петлю и продеваем в образовавшееся отверстие. Затягиваем.
zapryagka_clip_image073.jpg

zapryagka_clip_image075.jpg

Второй способ: После того как подняли хомут, оборачиваем чересседельник вокруг оглобли сначала перед ремнем, потом позади него, т.е. восьмеркой. Потом кончик перекидываем над ремнем справа – налево, делаем петлю и пропускаем в образовавшееся отверстие. Затягиваем.
zapryagka_clip_image077.jpg

zapryagka_clip_image079.jpg

zapryagka_clip_image081.jpg

В любом случае конечная петля лежит перед чересседельником.
Необходимо проследить, чтобы оглобли были подняты ровно, иначе при движении запряжку перекосит!

15. Подбрюшный ремень кладем поверх петли чересседельника. С силой подтягиваем ремень вниз и перекладываем через подбрюшник, для дополнительной фиксации. Обматываем подбрюшник вокруг оглобли.
zapryagka_clip_image083.jpg

zapryagka_clip_image085.jpg

zapryagka_clip_image087.jpg

Складываем кончик подбрюшника и пропускаем через петлю чересседельника. С силой затягиваем петлю.
zapryagka_clip_image089.jpg

zapryagka_clip_image091.jpg

Чересседельник, завязанный сзади, удерживает подбрюшник от сползания по оглобле во время движения.

16. Проверяем подпругу и, при необходимости, подтягиваем её.
17. Переходим к голове лошади. Перекрещиваем повод, чтобы он не болтался, и накидываем на шею. Пропускаем темляк через кольцо дуги и привязываем за один из гужей на такую длину, чтобы лошадь могла свободно вытянуть шею, но не смогла слишком низко наклониться. Если повод короткий, достаточно обмотать темляк вокруг дуги и завязать на кольце.
18. Поправляем шлею: длинные ремешки с кисточками перекидываем через оглобли, чтобы не путались в ногах лошади. Если есть петли с застежками – пристегиваем к оглоблям.
19. Пристегиваем вожжи к кольцам удил. Если на гужах имеются кольца, пропускаем вожжи через них. Если колец нет, нужно пропустить одну вожжу под гужом, вторую над гужом.
В случае, если лошадь понесет, это даст дополнительный контроль.

Помните, правильная подгонка снаряжения и запряжка сведет к минимуму возможность травмировать лошадь!
Распрягаем в обратном порядке:
отстегиваем вожжи,
развязываем повод,
развязываем чересседельник (для этого достаточно просто потянуть за кончик подбрюшника и размотать ремни), вытягиваем их с другой стороны,
распускаем супонь,
снимаем гужи и дугу,
супонь привязываем к гужу, чтобы не порвалась,
zapryagka_clip_image093.jpg

снимаем хомут. Шлею можно не отстегивать, а собрать на шее, привязать шнурком к хомуту и вместе с ним снять. В следующий раз шлею можно будет надеть вместе с хомутом,
снимаем седелку, вешаем на хомут, перекидываем подпругу.
Уводим лошадь в денник, снимаем уздечку.
Возвращаемся к повозке. Снимаем с оглобли ремни.
Чересседельник и вожжи сматываем:
Берем вожжи одной рукой за пряжки (чересседельник с подбрюшником за концы). Второй рукой оборачиваем вокруг локтя, вкладывая в ладонь. Кончик оборачиваем пару раз вокруг смотанных вожжей и продеваем в верхнее отверстие. Слегка затягиваем. Вешаем за получившуюся петлю (кольцо чересседельника).

Уносим всю амуницию в сбруйную, повозку ставим на место.
На первый взгляд всё кажется таким сложным, но после нескольких самостоятельных запряжек вы уже перестанете путаться в названиях, ремнях и узлах
.
 
  • Like
Поблагодарили: 1gor

ionuchin

Выживальщик
Регистрация
15 Мар 2012
Сообщения
1,739
Поблагодарили
1,790
Возраст
57
Город
Пермь
Что то я не понял в расчетах сравнения лошади и мотоблока...
Первой строкой стоит навоз, который идет статьей расхода. Я так понимаю, в случае использования лошади навоз нужно записывать в статью дохода :)
Также непонятно, почему расходы на использование лошади постоянные, а мотоблока переменные. "Расходы при использовании лошади не растут, при увеличении расстояний пробега до поля и площади обрабатываемых земель."
Простейший пример: Рассмотрим полный рабочий день от просыпания утром, до засыпания на ночь. Как лошадь надо будет за день накормить достаточно, так и мотоблок надо будет заправить на целый день. Увеличиваем расстояние до поля, получаем, при той же продолжительности дня, что едут дольше, работают на поле меньше, но силы тратят одинаково.
Что мотоблок жрет бензин пока едет, что лошадь свои ресурсы тратит на работу. Соответственно, если она усиленнее будет работать, чтобы быстрее управиться, то её и кормить придется получше.
Совершенно не учитывается то, что мотоблок можно на зиму законсервировать, а лошадь даже при полном отсутствии нагрузки придется весь год кормить.
Потом, почему-то, по всем пунктам мотоблок дает бОльшие временнЫе расходы. Может быть, стоило сравнивать более подходящее по параметрам устройство? Грубо говоря, если лошадь везет 750 кг, то почему мотоблок только 500кг. А если взять двигатель от модели самолета, мощностью 0,5 Вт?, он тогда по 150грамм будет перевозить, это ж сколько раз придется гонять до поля и обратно, чтобы весь урожай по одной картофелине перевезти... Бред!
Там практически в два раза по всем пунктам производительность мотоблока меньше. Думаю, если взять мотоблок в два раза большей мощности, то ежечасный расход топлива будет, конечно, чуть больше, но его общее количество будет меньше.
Это неверно, следовательно, построенный на основе данной таблицы график также неверен. Значит и все последующие рассуждения основываются на неверных предпосылках и их результат считаться верным по определению не может (хотя сама методика рассуждений может быть и правильная).Я не пытаюсь сказать, что лошадь хуже. Я только утверждаю, что данный расчет неверен. При этом, не исключаю, что вывод, что на определенной площади выгоднее использовать то или иное средство, может оказаться верным.
Вот только приведенные рассуждения доказательствами не являются!
 
Последнее редактирование:

Жменька

Выживальщик
Регистрация
23 Дек 2011
Сообщения
2,533
Поблагодарили
4,438
Город
Тверская обл., Валдайская возв.
Надо ещё учесть, что лошадь должна уметь пахать, и этому мать-лошадь учит с малолетства жеребёнка. Рабочая крестьянская лошадка нынче большая редкость в наших краях, и просто так - взять, например, с умирающего конезавода красивую коняшку с целью что-нибудь пасторальное сотворить не получится. Кроме того, лошади нужен конь для воспроизводства. Кто держал жеребцов знает, что это такое. Это зверюга. А поскольку лошадей нет в округе, то придётся держать всякой твари по паре, и это тоже надо учитывать в расходах. Плюс, лошадь нельзя держать с другой скотиной, как, например, корову. Ей нужен гораздо больший объём воздуха для прокачки лёгких. То есть в хлев не поставить, нужна конюшня (или общие хоз. постройки должны быть подогнаны в первую очередь под лошадь, а потом уже под поросят и коров). Сена на неё готовить на зиму нужно больше, чем на корову. Тоже будь здоров работёнка (и плюсуем ещё жеребца). Гулять лошадка должна каждый день для здоровья, т.е. нужен выгул, не шесть соток. Ну, и такая малость, как собственный опыт. Многие и с мотоблоком-то не вспашут, а уж с лошадью вообще по нулям.
 

Жменька

Выживальщик
Регистрация
23 Дек 2011
Сообщения
2,533
Поблагодарили
4,438
Город
Тверская обл., Валдайская возв.
Про копыта ещё забыла. Кузнец нужен хороший неподалёку, который может правильно подковы подобрать. Это ж вроде как наша обувь, которая сохраняет здоровье лошади надолго. Где-то на просторах интернета есть скан репринтного издания "О ковании лошадей", рекомендую поискать желающим.
 

фасолька

Выживальщик
Регистрация
13 Июн 2012
Сообщения
4,475
Поблагодарили
8,060
Город
Москва
по сути копыта это ноготь, и подковы придётся менять и ухаживать за "ногтями"
ноги у лошадей и слабое место.
а навоз конский самый замечательный, лошадь животное без желчного пузыря, и свежий навоз не "сжигает" растения.
тема лошадей и сопутствующая тематека есть на форуме.
 

Сарбона Игримская

Выживальщик
Регистрация
28 Дек 2013
Сообщения
2,097
Поблагодарили
3,867
Город
Вселенская Тайга
Можно поинтересоваться , у кого из здесь присутствующих есть опыт выращивания, содержания или обучения лошадей?
 
  • Like
Поблагодарили: dos
Регистрация
6 Сен 2011
Сообщения
13,050
Поблагодарили
7,378
Город
Санкт- Петербург
Это неверно, следовательно, построенный на основе данной таблицы график также неверен. Значит и все последующие рассуждения основываются на неверных предпосылках и их результат считаться верным по определению не может (хотя сама методика рассуждений может быть и правильная).Я не пытаюсь сказать, что лошадь хуже. Я только утверждаю, что данный расчет неверен. При этом, не исключаю, что вывод, что на определенной площади выгоднее использовать то или иное средство, может оказаться верным.
Вот только приведенные рассуждения доказательствами не являются!
Естественно, это всё условно. но рассуждения автора интересны, Конечно я не привужу их как аксиому.

Но следует учесть что в БП это ещё и внедорожник

dem_198623.jpg


Z-RMrqs6gp8.jpg


fc13a2406e61.jpg


---------- Сообщение добавлено в 12:52 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 12:50 ----------

Сарбона Игримская, да понятно что в основном тут нес специалистов по площадям.. но наверняка кое какую полезную информация народ подкинуть может.
 

фасолька

Выживальщик
Регистрация
13 Июн 2012
Сообщения
4,475
Поблагодарили
8,060
Город
Москва
Сарбона Игримская, у меня есть опыт:))
я занималась верховой ездой 4 года ещё в детстве (советские времена), "своих" лошадей сами и чистили и всякое по мелочам.
и у тётке в деревне были лошади. так что и спортивный и деревенский подход в общих чертах мне известен.
знаю некоторе моменты и имею опыт.
уж точно для меня это не животное с картинки:)))
 

Барракуда

Выживальщик
Регистрация
3 Фев 2011
Сообщения
2,153
Поблагодарили
2,115
Город
Москва
Сарбона Игримская, у меня есть опыт:))
я занималась верховой ездой 4 года ещё в детстве (советские времена), "своих" лошадей сами и чистили и всякое по мелочам.
и у тётке в деревне были лошади. так что и спортивный и деревенский подход в общих чертах мне известен.
знаю некоторе моменты и имею опыт.
уж точно для меня это не животное с картинки:)))

Аналогично! Конкур, выездка, скачки 6 лет с полным "обслуживанием" лошади

Мой совет: - забить! Всмысле на идею. Купите мотоблок на 6 л.с и 10 литров масла. Пашем КАЖДЫЙ год 40 соток за два-три дня не напрягаясь. Жрет многовато, но ЯВНО меньше, чем лошадь. А еще можно (но не нужно) ездить, чистить снег, качать воду и пр
 
Последнее редактирование:

Сарбона Игримская

Выживальщик
Регистрация
28 Дек 2013
Сообщения
2,097
Поблагодарили
3,867
Город
Вселенская Тайга
Аналогично! Конкур, выездка, скачки 6 лет с полным "обслуживанием" лошади
Ачто случилось с вашей лошадью?или она вам не пренадлежала ?
(продолжительность жизни лошадей гораздо больше 6 ти лет )
Какие были условия содержания , сколько сена и овса уходило в месяц ?
 

Барракуда

Выживальщик
Регистрация
3 Фев 2011
Сообщения
2,153
Поблагодарили
2,115
Город
Москва
Ачто случилось с вашей лошадью?или она вам не пренадлежала ?

Она мне не принадлежала. Она была собственностью конного клуба, но там было условие, что наездник сам заботится о "своей" лошади.

Сейчас я хочу (и могу) купить лошадь для отдыха, но меня останавливает то, что непонятно, что делать с навозом и то, что я не смогу уделять ей внимание каждый день.
Стойло (денник), корм - это все недорого на самом деле.
 

фасолька

Выживальщик
Регистрация
13 Июн 2012
Сообщения
4,475
Поблагодарили
8,060
Город
Москва
что делать с навозом и то, что я не смогу уделять ей внимание каждый день.
с навозом в деревне проще, а вот про внимание постоянное это точно.
нельзя завести лошадь на потом, лошадь должна работать!
верхом, в телеге, как угодно, нельзя просто "держать".
и лошадь как и собака животное контактное, но в отличии от собаки у лошадей нет чувства любви и преданности безусловного, отношения с лошадьми на взаимоуважении как мне кажется.
 

Сарбона Игримская

Выживальщик
Регистрация
28 Дек 2013
Сообщения
2,097
Поблагодарили
3,867
Город
Вселенская Тайга
Она мне не принадлежала. Она была собственностью конного клуба, но там было условие, что наездник сам заботится о "своей" лошади.
Конечно в каждом клубе подобные условия., люди привязываются к животным.
Сейчас я хочу (и могу) купить лошадь для отдыха, но меня останавливает то, что непонятно, что делать с навозом и то, что я не смогу уделять ей внимание каждый день.
Стойло (денник), корм - это все недорого на самом деле.
Действительно на самом деле дорого время и внимание . :)

Но вы же понимаете что содержание лошади в городе и в деревне или поселке , это немного разные условия , и цели и затраты , да и если речь идет не только об обработке земли а к примеру выпасу коров ... мне кажеться в таком случае лошадь будет всетаки рентабельней чем мотоблок...
 

Барракуда

Выживальщик
Регистрация
3 Фев 2011
Сообщения
2,153
Поблагодарили
2,115
Город
Москва
Но вы же понимаете что содержание лошади в городе и в деревне или поселке , это немного разные условия , и цели и затраты

Я живу в частном доме в МО и поэтому содержание лошади мне кажется более простым и комфортным, чем в москве. И то.... подожду до поры
 

Жменька

Выживальщик
Регистрация
23 Дек 2011
Сообщения
2,533
Поблагодарили
4,438
Город
Тверская обл., Валдайская возв.
Сейчас я хочу (и могу) купить лошадь для отдыха, но меня останавливает то, что непонятно, что делать с навозом и то, что я не смогу уделять ей внимание каждый день
А заводи лошадь у нас? ))) Чур навоз наш! )))
 

Kreselak

Выживальщик
Регистрация
13 Авг 2012
Сообщения
149
Поблагодарили
102
Город
Волгария
Простейший пример: Рассмотрим полный рабочий день от просыпания утром, до засыпания на ночь. Как лошадь надо будет за день накормить достаточно, так и мотоблок надо будет заправить на целый день. Увеличиваем расстояние до поля, получаем, при той же продолжительности дня, что едут дольше, работают на поле меньше, но силы тратят одинаково.
Что мотоблок жрет бензин пока едет, что лошадь свои ресурсы тратит на работу. Соответственно, если она усиленнее будет работать, чтобы быстрее управиться, то её и кормить придется получше.
Совершенно не учитывается то, что мотоблок можно на зиму законсервировать, а лошадь даже при полном отсутствии нагрузки придется весь год кормить.
Потом, почему-то, по всем пунктам мотоблок дает бОльшие временнЫе расходы. Может быть, стоило сравнивать более подходящее по параметрам устройство? Грубо говоря, если лошадь везет 750 кг, то почему мотоблок только 500кг. А если взять двигатель от модели самолета, мощностью 0,5 Вт?, он тогда по 150грамм будет перевозить, это ж сколько раз придется гонять до поля и обратно, чтобы весь урожай по одной картофелине перевезти... Бред!
Там практически в два раза по всем пунктам производительность мотоблока меньше. Думаю, если взять мотоблок в два раза большей мощности, то ежечасный расход топлива будет, конечно, чуть больше, но его общее количество будет меньше.
С увеличением пробега мотоблока затраты на его содержание растут. Это я помню с вузовских лекций. Происходит износ трущихся поверхностей и пр.
Мотоблок на зиму придется законсервировать. А лошадь будет продолжать работать. Мы например на ней вывозим навоз и снег когда скидываем с крыши, завозим корма (зимой со стога который расположен в конце огорода в целях пожаробезопасности), ездим на рыбалку. А легковушки застрявшие в снегу вообще вытаскивает на ура. И ещё кучу мелочной работы. При БП зимой коня можно использовать на зернодробилке, мельнице, кузнице. А в мотоблоке полетит какая-нибудь мелкая херня (свеча например), которую нельзя сделать самому. И придется весь мотоблок перековывать-переливать на косы, топоры, мотыги)))
 

Барракуда

Выживальщик
Регистрация
3 Фев 2011
Сообщения
2,153
Поблагодарили
2,115
Город
Москва
С увеличением пробега мотоблока затраты на его содержание растут. Это я помню с вузовских лекций. Происходит износ трущихся поверхностей и пр.
Мотоблок на зиму придется законсервировать. А лошадь будет продолжать работать. Мы например на ней вывозим навоз и снег когда скидываем с крыши, завозим корма (зимой со стога который расположен в конце огорода в целях пожаробезопасности), ездим на рыбалку. А легковушки застрявшие в снегу вообще вытаскивает на ура. И ещё кучу мелочной работы. При БП зимой коня можно использовать на зернодробилке, мельнице, кузнице. А в мотоблоке полетит какая-нибудь мелкая херня (свеча например), которую нельзя сделать самому. И придется весь мотоблок перековывать-переливать на косы, топоры, мотыги)))

Ну можно купить расширенный ЗИП. Или ДВА мотоблока. Вообще у меня мотоблок с 2007 года. Трудится каждый сезон. Регулярно чистим карб. Свеча вторая...:russian_ru:

Если кто то после БП проживет семь лет, то это будет БОЛЬШИМ достижением. Это я к тому, что не надо ждать от вещей и техники векового срока службы.
 

Похожие темы

Сверху