ну чтобы под руинами оказалось 80% населения мне кажется и 8 баллов будет вполне достаточно, все наши микрорайоны сложатся в пыль. Насчет могильников слышал что вроде как где-то за Ынтымаком недалеко от капчагайской трассы. Но сам их не видел, поэтому о достоверности информации мне не известно.
В результате возникновения землетрясения интенсивностью 9 баллов в городе Алматы по прогнозным оценкам сложится следующая обстановка:
- общие потери среди населения составят 534,7 тыс. человек, в том числе 136,8 тыс. чел. санитарных и 397,9 тыс. чел. безвозвратных потерь.
(Коммент. Учитывая большую разницу в количестве официально зарегистрированного в городе населения и реально проживающего, цифры возможных потерь могут существенно возрасти. Возможности городских медицинских служб в такой ситуации крайне ограничены. На них не надо рассчитывать, лучше самостоятельно изучить приемы оказания первой медицинской помощи);
- останется без крова 248,8 тыс. чел. (20%). До 70% (59,5 тыс) жилых домов получат сильные и полные разрушения. В пределах 50-60% (1300) такие же разрушения получат промышленные и административные здания, здания социально-бытового назначения и другие объекты.
(Коммент. На самом деле, после сильного, разрушительного землетрясения, вход в любые здания запрещается до обследования их специалистами с выдачей заключения о их безопасности. Учитывая длительность этого процесса, надо признать, что все население города на долгий срок останется без крыши над головой. Наличие палаток у городских служб ЧС на 100 тыс. чел. ситуацию особо не изменит):
- системы энерго-, газо- и водоснабжения, канализационные сети будут практически выведены из строя. Сильные повреждения получат 70% (1540 км) водопроводных сетей, выйдут из строя комплексы открытых водозаборов и очистных сооружений. 150 артезианских скважин из 298 полностью прекратят подачу воды. В этих условиях обеспечение водой будет осуществляться путем ее подвоза к месту потребления и самотеком из рек города, а также из сохранившихся артезианских скважин. Резко обострится санитарно-эпидемиологическая обстановка.
(Коммент. Вода из разорванных водопроводных труб и стоки из канализационных коллекторов стекают в водоемы, откуда население будет брать воду для питья и приготовления пищи. Горные речки, протекающие через город и по всему региону, попавшему в зону землетрясения, будут перекрыты в верховьях многочисленными оползнями (как это уже было при предыдущих сильных землетрясениях) и в течение нескольких суток сойдут вниз разрушительными селевыми потоками, усугубив проблему получения питьевой воды. Физиологическая норма потребления воды человеком – 3 литра в сутки, при жаре, стрессовой ситуации или тяжелой работе норма увеличивается до 5-7 литров, т.е. на 1-1,5 млн. человек, остающихся в городе, необходимо ежесуточно доставлять около 3-7 млн. литров чистой воды, а это от 600 до 1300 5-тонных автоцистерн, не имеющихся в городе);
- в системе газоснабжения полные и сильные разрушения получат 72% (2062 км) газопроводов, выйдут из строя 250 газораспределительных пунктов из 524. Дежурная служба системы газоснабжения в качестве первоочередных мер отключит подачу газа потребителям, что приведет к остановке сохранившихся котельных, работающих на газе.
(Коммент. Даже при перекрытии магистралей на ГРП, весь газ, находившийся в трубопроводах под давлением, выйдет в квартиры и развалины через поврежденные трубопроводы и жесткие соединения с газовыми плитами, способствуя пожарам и взрывам при опасных концентрациях);
- разрушения и повреждения в линиях электропередач, объектах электроснабжения, приведут к прекращению подачи электричества в город на 10 и более суток.
(Коммент. Отсутствие освещения, в первую очередь, делает невозможным проведение аварийно-спасательных работ в ночное время, что резко сокращает шансы на спасение людей, попавших в завалы);
- до 75% теплосетей (1394 км) и до 40% ТЭЦ, котельных и тепловых пунктов (78 из 220) получат сильные и полные повреждения, что в конечном итоге парализует работу системы обеспечения теплом населения в осеннее-зимний период.
(Коммент. Эта ситуация потребует умения организовывать временные зоны обогрева как для спасателей, так и для остальной части населения, т.к невозможность обогрева в холодный период резко снижает производительность аварийно-спасательных работ и деморализует население);
- землетрясение интенсивностью 9 баллов повлечет за собой целый ряд вторичных факторов: пожары, взрывы, выбросы СДЯВ, селевые и оползневые явления. В городе сложится следующая пожарная обстановка: возможно образование 220 отдельных пожаров, 28 сплошных пожаров и 315 очагов возгораний в завалах. Общая площадь пожаров составит 57200 кв.м. Основными источниками пожаров и взрывов явится утечка газа, разлив нефтепродуктов в районах размещения АЗС. Крупные пожары могут возникнуть на нефтебазах Аэропорта и Первомайская, с разливом ГСМ на площади до 36 тыс. кв. м., а также на ж/д узле Алматы-1. Коммент. На большинстве АЗС города нет собственных эффективных средств пожаротушения или подавления паров легковоспламеняющихъся ГСМ. У городских служб нет сил и средств гасить одновременно такое количество пожаров, количество угарного газа, выброшенного при этом в атмосферу города, не поддается расчетам, но может вызвать массовые отравления и гибель населения;
- на 14 химически опасных объектах произойдут аварии с выбросом (выливом) аммиака в количестве 47,1 тонн и хлора – 20 тонн, что приведет к образованию зон заражения на площади более 10 кв. км, с населением до 90 тыс.чел. Потери при этом составят: 17,8 тыс. чел. безвозвратных и 33,2 тыс.чел. санитарных. Коммент. Ни на одном химически опасном объекте города нет современной эффективной системы подавления газового облака. Применяемая методика родилась в 19 веке: необходимо большое количество мелко распыленной воды, а следовательно большое количество пожарных машин, но дальше прочтем следующую цитату из доклада;
- движение транспорта по городу за счет завалов, образовавшихся трещин и наплывов, обрушения 50% мостов станет невозможным. Возможные образования селевых явлений на речках Б. и М. Алматинка, Есентай и др. заблокируют дороги ввода сил и средств северного, восточного и западного направлений. Коммент. В описываемых условиях эвакуация из города будет возможна, пожалуй, только руководству города, вертолетом, на загородный командный пункт. Это надо хорошо представлять тем, кто надеется в нужный момент на машине выехать за пределы города.
Дальше в докладе говорится о том, что обстановку усложнит так называемый «человеческий фактор»:
- Всеобщая паника, неподготовленность населения к действиям в условиях разрушительного землетрясения, неадекватное психологическое состояние, отсутствие, особенно в начальном периоде, четких указаний и разъяснений со стороны органов управления, может создать неконтролируемую ситуацию. Коммент. По статистике спасатели со стороны прибывают на места разрушительных землетрясений или других бедствий на 5-7 сутки. Все это время население фактически занимается самовыживанием в условиях разрушенной инфраструктуры, мародерства и неразберихи. Например, анализ спасательных мероприятий в благополучной Америке после урагана «Катрина» показывает, что начались они с армейской операцией, с отстрела мародеров, через неделю после урагана. Причина беспорядков – отсутствие чистой питьевой воды, которая осталась только в магазинах.
Далее в докладе рассматривается состояние сил и средств спасательных служб города и честно признается, что:
- потери формирований по личному составу и технике будут соответствовать проценту общегородских потерь, часть формирований утратит способность к проведению спасательных работ за счет потерь и неприбытия личного состава формирований к месту сбора и отмечается, что прогноз о возможности формирования определенного количества спасателей за счет сохранившихся сил и средств города может быть реализован частично, или вообще не реализован.
Главный вывод, сделанный в докладе, говорит о том, что прогнозируемые последствия разрушительного землетрясения не могут быть ликвидированы силами и средствами города.