Что нового?
Форум выживальщиков

Зарегистрируйте бесплатную учетную запись сегодня, чтобы стать участником нашего сообщества! После входа в систему вы сможете участвовать на этом сайте, добавляя свои собственные темы и сообщения, а также общаться с другими участниками.

Выбираем тип АКБ для пост БП использования

Барракуда

Выживальщик
Регистрация
3 Фев 2011
Сообщения
2,153
Поблагодарили
2,115
Город
Москва
Собственно мы довольно долго обсуждаем как и чем будем заряжать АКБ. Но еще не перетерли тему о ТИПАХ этих АКБ. Ведь далеко не все нам подходят. Так какой же выбрать?

Наиболее распространенными аккумуляторами являются кислотные (например, автомобильные) и «сухие» (для портативных компьютеров, сотовых телефонов и т.п.), где электролит либо загерметизирован или связан твердым материалом, либо находится в гелеобразном состоянии. Среди бытовых аккумуляторных элементов сегодня наиболее распространены три вида: никель-кадмиевые (Ni-Cd), никель-металлгидридные (Ni-MH) и литий-ионные (Li-Ion).

Никель-кадмиевые
аккумуляторы имеют никелевый анод и кадмиевый катод, рабочее напряжение 1.2 В. Несмотря на невысокую емкость Ni-Cd элементов (порядка 0.5-1 Ач для элементов формата АА – «пальчиковые батарейки»), они имеют свои преимущества. Они обладают низким внутренним сопротивлением, потому способны подавать на выход достаточно сильный ток без падения напряжения до полной разрядки, обеспечивают большое число циклов зарядки/разрядки (500-1000). Но применение кадмия в процессе электролиза вызывает выделение водорода, который может привести к взрыву. Для предотвращения разрушения корпуса аккумулятора в нем делают вентиляционные отверстия, через которые выходят излишки водорода. По этой причине нельзя герметично закрывать эти элементы, а корпуса батарей необходимо делать с отверстиями. Кроме того, кадмий является токсичным веществом, и должен быть переработан после утилизации. Никель-кадмиевые аккумуляторы характеризуются саморазрядом в пределах 10% в первые сутки после зарядки и примерно по 10% каждый месяц. Саморазряд является следствием химической реакции, протекающей в аккумуляторе даже при отсутствии нагрузки.

У Ni-MH аккумуляторов
никелевый анод и никель-гидридный катод. Такие аккумуляторы практически не обладают памятью, являются экологически чистыми (за счет отсутствия токсичных металлов), обладают большей емкостью (в 1,5-2 раза больше, чем у Ni-Cd), также могут выдерживать ток большой силы. Но у Ni-MH аккумуляторов есть и существенные недостатки по сравнению с Ni-Cd. Ni-MH более подвержены саморазрядке: при зарядке до 1.4 В напряжение падает до 1.2 В в первые часы, а иногда и минуты, затем оно держится постоянным до полной разрядки. При этом аккумулятор теряет по 3-5% заряда в сутки (80-100% в месяц), соответственно при хранении их необходимо ежемесячно подзаряжать. Кроме того, Ni-MH аккумуляторы при зарядке сильно нагреваются, потому для них необходимо наличие специальных зарядных устройств с контролем температуры.

Li-Ion аккумулятор состоит из угольного анода, литий-кобальт-диоксидного катода и жидкого электролита, которым пропитан слой нетканого синтетического материала. Такие аккумуляторы не имеют «памяти», обладают в 1.5-2 раза большей емкостью, чем Ni-MH, напряжением выше 1.5 В (обычно 3.6), но у них тоже есть свои недостатки. Li-Ion аккумуляторы не могут выдавать ток большой силы из-за высокого внутреннего сопротивления. Соответственно, их применение целесообразно в устройствах с длительным потреблением тока без резких перепадов мощности (телефоны, часы, фотокамеры, ноутбуки). Они не встречаются в формате АА, так как из-за активных свойств лития необходимо контролировать процесс зарядки электронной схемой, которую не так просто разместить в столь небольшом элементе.

Свинцово-кислотный Аккумулятор состоит из положительного и отрицательного электродов, раствора серной кислоты (27...39%-ный раствор) и сепаратора, разделяющего положительные и отрицательные пластины. Батареи состоят из последовательно соединенных между собой секций (аккумуляторов). Номинальное напряжение каждого аккумулятора составляет 2 В. Обычно батареи состоят из трех (общее напряжение батареи 6 В) и шести аккумуляторов (общее напряжение батареи 12 В). Количество батарей в аккумуляторе обозначается N. Применяются два типа электродов: поверхностные и пастированные. Поверхностный электрод состоит из свинцовой пластины, на поверхности которой электрохимическим способом формируется слой активной массы. Пастированные электроды подразделяются на решетчатые (намазные), коробчатые и панцирные. В решетчатых (намазных) электродах активная масса удерживается в решетке из свинцово-сурьмяного сплава толщиной 1...4 мм. В коробчатых пластинах решетки с активной массой закрываются с двух сторон перфорированными свинцовыми листами. Панцирные пластины состоят из свинцово-сурьмяных штырей, которые помещаются внутри пластмассовых перфорированных трубок, заполненных активированной массой. Для отрицательных электродов используются намазные и коробчатые пластины, для положительных -- поверхностные, намазные и панцирные. В качестве сепараторов применяют микропористые пластины из вулканизированного каучука (мипор), поливинилхлорида (мипласт) и стекловолокна. Одной из важнейших характеристик аккумулятора является срок службы или ресурс-наработка (число циклов). Ухудшение параметров аккумулятора и выход из строя обусловлены в первую очередь коррозией решетки и оползанием активной массы положительного электрода. Срок службы аккумулятора определяется в первую очередь типом положительных пластин и условиями эксплуатации.



Выбор типа АКБ под "НАШИ" потребности.
И так "идеального АКБ" нет и быть не может. А мы можем лишь постараться выбрать для себя оптимальный вариант.
Я его вижу так: АКБ от скутера емкостью 4 А/ч! + реостатный регулятор напряжения. Объясню почему - масса такого АКБ не более 1,5 кг. Учитывая его способность крутить стартер скутера несколько минут, его емкости хватит на несколько часов работы радиостанции или осветительной лампы малой мощности. Ток его заряда 1А, что не много, а его "кислотность" позволяет полностью заряжаться "высоким током" за пару часов (хрен с ним, пусть кипит - дольем воды позже).
Реостатный регулятор позволит использовать такой источник для любых устройств ( от 1,5 в до 14 в включительно: АКБ пальчиковые, телефоны, КПК).

image_resize.php


Почему именно свинцово-кислотный (С-К) АКБ?
Потому, что li-Ion нам не подходит (на морозе не работает, плохо хранится, в высоких мощностях непомерно дорог).
Ni-Mg/Ca - имеют эффект памяти и обладают малым током отдачи.
Всех этих недостатков лишен С-К АКБ. Но и у него есть свои минусы: тяжелее, текучий агрессивный электролит.
Я предлагаю купить ОДИН С-К АКБ для скутера в "сухом" виде и бутылку электролита. И отложить это все до Б.П. Все это чудесно хранится три-четыре года. Когда надо будет - зальете, зарядите и у вас будет чудесный и не тяжелый источник высокого тока!
 
Последнее редактирование:

Барракуда

Выживальщик
Регистрация
3 Фев 2011
Сообщения
2,153
Поблагодарили
2,115
Город
Москва
Это как? Ёмкость меняется или наоборот?

Эффект «памяти» аккумуляторов

Основная проблема Ni-Cd аккумуляторов - это эффект «памяти» уровня заряда: если такой элемент разрядить не полностью, то на аноде образуются кристаллы кадмия, уменьшающие полезную емкость батареи. При достижении того же «неполного» уровня при следующей разрядке напряжение упадет точно так же, как если бы аккумулятор был полностью разряжен. Для восстановления первоначальной емкости необходимо проводить «раскачивание», циклы «полная зарядка - полная разрядка». Причем, так как электронные приборы при падении напряжения просто отключаются, то для «глубокой» разрядки необходимо наличие электрического потребителя, не отключающегося при падении напряжения (например, электрическая лампочка или реостат).
 

REED CAT

Выживальщик
Регистрация
26 Июл 2010
Сообщения
181
Поблагодарили
80
Город
Samara
Я остановил свой выбор на этих: LEOCH DJM 12100
 

Belgorod

Banned
Регистрация
20 Ноя 2010
Сообщения
4,442
Поблагодарили
2,236
Возраст
49
Город
Когда где )
Добрался я и до этой темы :0)
Отличная концентрированная инфа.
Барракуда, совершенно с тобой согласен - альтернативы кислотным не вижу.
Один жидкостный свинцовый и несколько пальчиковых Ni-MH - на первое время.
Кислота отдельно, аккум отдельно
+ концентрированная кислота, запасные пластины и полчий зип для простых аккумов,
либо несколько сухих промытых аккумов, типа вашей варты.
Я склоняюсь к более простому и более слабому аккуму с запчастями лет на 15.
Возможно самодельному носимому кислотному аккуму и форме для отливки решеток.

Чип и дип - дорогая контора. Есть компьютерные фирмы netlab.ru, nix.ru - где можно купить Sealed Rechargeable Battery в полцены от чипа и дипа.


Сам сижу на таком
http://mye-shop.ru/mtext.php?mid=20110&idpar=329
- зарядка от жучка. Нужно сделать нормальную схему - все некогда.
Налобный фонарь со светодиодом при полной зарядке светит на нем 6 суток.

-----------------------------------
Старые методы:
Самодельный свинцово-поташный аккумулятор
http://umeha.3dn.ru/publ/6-1-0-381
 
Последнее редактирование:

Hermit

Выживальщик
Регистрация
10 Сен 2010
Сообщения
466
Поблагодарили
154
Город
Параллельный Мир
Belgorod,а еще проще будет,не покупать заранее ничего дорого,а взять "даром" после НАЧАЛА событий.
Да,согласен,для длительного использования,лучше всего подойдут свинцово-кислотные аккумы.Но не забывайте,что они тоже делятся на стартерные и тягловые.Для выживальщиков лучше подойдут тягловые.Достать их можно будет,разграбив электротранспорт(электрокары и т.п.) и источники бесперебойного питания(серверы,вышки сотовой связи и т.д.).При этом,б0льшую часть,добытых аккумов,необходимо "законсервировать",слив из них электролит,в отдельную посудину.Позже,по мере расходования аккумов,ввести эти "консервы" в действие.
 

Belgorod

Banned
Регистрация
20 Ноя 2010
Сообщения
4,442
Поблагодарили
2,236
Возраст
49
Город
Когда где )
Belgorod,а еще проще будет,не покупать заранее ничего дорого,а взять "даром" после НАЧАЛА событий.
Есть пословица, готовь сани летом )
То, что ты предлагаешь слишком увесисто. А то, что мне нужно, я еще не решил - в поиске )

При этом,б0льшую часть,добытых аккумов,необходимо "законсервировать",слив из них электролит,в отдельную посудину.

Когда будешь сливать кислоту, не забудь сполоснуть емкости чистой водой )
 
Последнее редактирование модератором:

dimon547

Выживальщик
Регистрация
7 Окт 2010
Сообщения
3,146
Поблагодарили
1,625
Город
Тундра
Я его вижу так: АКБ от скутера емкостью 4 А/ч! + реостатный регулятор напряжения.
Со всем согласен кроме реостатного регулятора напряжения-это делается не так!
Если есть желание регулировать выходное напряжение, лучше применить стабилизатор напряжения с регулировкой , иначе фигня получится.
 

Барракуда

Выживальщик
Регистрация
3 Фев 2011
Сообщения
2,153
Поблагодарили
2,115
Город
Москва
реостатный регулятор напряжения - как то проще реализуется из подручных средств. А в целом dimon547, ты прав.
 

Himoza

Интересующийся
Регистрация
23 Дек 2010
Сообщения
98
Поблагодарили
85
Город
Москва
Кстати, по поводу кислотных аккумуляторов, если не планируется их эксплуатация при сильно минусовых температура в купе с могучими разрядными токами (крутить стартер) то электролит можно делать плотностью не 1,27-1,29, а 1,20-1,23 это же рекомендуется для автомобилистов эксплуатирующих авто в странах с жарким климатом. При меньшей плотности аккумулятор прослужит дольше.
 

ardor

Интересующийся
Регистрация
8 Июл 2011
Сообщения
95
Поблагодарили
67
Город
Алма-Ата
BelgorodДостать их можно будет,разграбив электротранспорт(электрокары и т.п.) и источники бесперебойного питания(серверы,вышки сотовой связи и т.д.).При этом,б0льшую часть,добытых аккумов,необходимо "законсервировать",слив из них электролит,в отдельную посудину.Позже,по мере расходования аккумов,ввести эти "консервы" в действие.

Не получится из аккумов с ИБП слить кислоту, так как она там в виде пластилина (видимо пропитана фигня какая-то кислотой).
Такие аккумуляторы работают в любом положении - хоть вверх ногами.
Срок гарантированного складского хранения обычно 5 лет (срок службы тоже).
Но у нас на предприятии в ИБП мощностью 30 кВт аккумы такого типа работали 12 лет. Работали бы и еще, но плановая замена.....
Так как емкость таких этих аккумов была 50Ач - все списанные аккумы перекочевали под капоты сотрудников:pardon:
И работают там по 2-3 года.
Аккумы такого типа (гелевые неоьслуживаемые) крайне надежны.
Так что, запасайте как есть - сливать ничего не надо (только заряжать раз в 5 лет).

Информация по срокам точная - я энергетик.
 

Slayer

Бродяга
Регистрация
25 Июл 2010
Сообщения
1,578
Поблагодарили
915
Город
Воронеж

ardor

Интересующийся
Регистрация
8 Июл 2011
Сообщения
95
Поблагодарили
67
Город
Алма-Ата
Примерно 30 длинна х 20 ширина х 25 высота (см). Вес около 14-16 кг.
Зависит от производителя(и размер и вес).
По размерам, гелевые аккумы примерно подобны авто аккумам аналогичной емкости.
А по цене - они в 2-4 примерно раза дороже.
Я бы брал пару аккумов емкостью 7Ач (вес около 2кг каждый, не сильно дорого) их удобно заряжать (током не более 1А) солнечной батареей например.
 

Инженер

Интересующийся
Регистрация
3 Апр 2011
Сообщения
78
Поблагодарили
73
Город
Москва
сливать ничего не надо (только заряжать раз в 5 лет)
Сильно сомневаюсь. Для автомобильных аккумуляторов норма саморазряда 100% за полгода, поэтому лучше заряжать раз в месяц, а ещё лучше подзарядка ветряком или солнечной батареей. Кислотные аккумуляторы очень не любят хранение в разряженном состоянии.
 

OXIGEN

С Волги мы...
Регистрация
13 Янв 2011
Сообщения
3,226
Поблагодарили
3,130
Город
г.Сызрань
Вы не видели "исчё" аккумуляторные "ямы" дизельных подлодок..... Иначе, всё перечисленное Вам-бы показалось "детским лепетом"...............
 
  • Like
Поблагодарили: Orkan33

ardor

Интересующийся
Регистрация
8 Июл 2011
Сообщения
95
Поблагодарили
67
Город
Алма-Ата
Сильно сомневаюсь. Для автомобильных аккумуляторов норма саморазряда 100% за полгода, поэтому лучше заряжать раз в месяц, а ещё лучше подзарядка ветряком или солнечной батареей. Кислотные аккумуляторы очень не любят хранение в разряженном состоянии.

А речь сейчас и не об автомобильных.
Прочитайте хотя бы инфу по гелевым необслуживаемым аккумам (ЖИДКОГО электролита там нет, в отличии от автомобильного), ну....
....например, Tudor, GB, Sonenshine ..... и тп.
Аккумуляторы емкостью 100Ач - после 3-х лет проведенных на нашем складе, а еще неизвестно сколько они лежали у продавца, показывали 11.5-11В, емкость конечно упала за столько лет. Но как вы видете напряжение в норме - следовательно аккумы пригодны к зарядке.

Про их надежность - недавно для себя провел эксперимент. Взял аккум (когда то он был новый) 12в 7Ач неизвестно сколько провалявшийся на складе.
По рассказу человека, отдавшего мне эти аккумы, пролежали они около 8-10 лет.
Значит измеряю напругу на аккумах (всего около 8шт) - у всех около 0.5В.
Для тех кто не знает - критическое значение, после чего аккум невсегда берет заряд = 9В.
Беру первый попавшийся - ставлю на зарядку на сутки (ток ограничен, не более 1А). Зарядился - напруга уже с месяц держется около 12В (должно быть у полностью заряженного около 13В- дальше просто заряжать лень).
Пробовал к нему подключать фонарь 900лм с током потребления 3А. Все ок - работает.

п.с. Я не продаю здесь ничего, какой смысл мне кого-то обманывать?
Просто делюсь опытом, кому не интересно - проходите мимо, а кому интересно - читайте ВНИМАТЕЛЬНО.
 
  • Like
Поблагодарили: Hamster

ardor

Интересующийся
Регистрация
8 Июл 2011
Сообщения
95
Поблагодарили
67
Город
Алма-Ата
Ну да, без нагрузки. Саморазряда большого нет, все же он был почти мертв.
Я думал держать не будет ни емкость ни напругу.
 

Mih@il

Выживальщик
Регистрация
11 Апр 2011
Сообщения
3,608
Поблагодарили
6,037
Город
Санкт-Петербург
А как на счет щелочных аккумуляторов (никель-кадмиевых) ? Это которые были тяговые в совдеповских электрокарах и как резервное питание во всех старых узлах связи? В отличии от кислотных, при зарядке не выделяют вредных испарений, терпят глубокий разряд почти до нуля, каждая банка идет отдельно, в итоге упрощается ремонт. Я при проблемах с электричеством на таких жил в Казахстане в 95-96-м (по месяцу без подзарядки) и освещение работало и телевизор через преобразователь, нарадоваться не мог. При чем восстанавливали их из конкретно Б/У. Не знаю можно ли сейчас такие достать, но рекомендую.
50_img.jpg
 

OXIGEN

С Волги мы...
Регистрация
13 Янв 2011
Сообщения
3,226
Поблагодарили
3,130
Город
г.Сызрань
А как на счет щелочных аккумуляторов (никель-кадмиевых) ? Это которые были тяговые в совдеповских электрокарах и как резервное питание во всех старых узлах связи? В отличии от кислотных, при зарядке не выделяют вредных испарений, терпят глубокий разряд почти до нуля, каждая банка идет отдельно, в итоге упрощается ремонт. Я при проблемах с электричеством на таких жил в Казахстане в 95-96-м (по месяцу без подзарядки) и освещение работало и телевизор через преобразователь, нарадоваться не мог. При чем восстанавливали их из конкретно Б/У. Не знаю можно ли сейчас такие достать, но рекомендую.
50_img.jpg

Да-а-а ...Это "Весчь"! Прост и в обслуживании, и вольтаж последовательно моно любой соорудить (от трёх банок мобильник заряжай, от шести ноут подключай, от девяти телевизор смотри....) а вот найти на больших заводах, причалах(портах) и складах наверное моно... Один недостаток - габариты...Но елси на одном месте применять (типа базы) - незаменимая штука, и заряд держат отлично....
 
Сверху