Что нового?
Форум выживальщиков

Зарегистрируйте бесплатную учетную запись сегодня, чтобы стать участником нашего сообщества! После входа в систему вы сможете участвовать на этом сайте, добавляя свои собственные темы и сообщения, а также общаться с другими участниками.

Опыт примитивных племен охотников-собирателей.

Prohozhii

Banned
Регистрация
11 Дек 2011
Сообщения
1,682
Поблагодарили
1,100
Город
Хреноград
В качестве вступления.
Открытия археологии и антропологии последних 40-а лет все дальше и дальше отодвигают границу "разумности" человека разумного, чем все больше вносят сомнений в наш стереотип предка как дикаря.
Кратко что мы знаем из истории(наш стереотип):историю развития человечества можно поделить грубо на две части. До-земледельческий дикарь и человек земледелия (до нынешнего времени). Первая часть - Homo еще не додумался до того что еду можно выращивать и разводить. Он постоянно находится в поисках пищи, мигрирует и выясняет отношения с себе подобными за эту же самую пищу. Тем не менее он уже обрабатывает камень и создает, как простейшие орудия труда, так и первые элементы культуры. Быт его прост до безобразия. Грубая одежда из шкур, а-то и вовсе набедренная повязка, антисанитария, болезни и ранняя смерть. Скудная пища которой постоянно не хватает. В общем, не жизнь, а сплошное выживание в наших понятиях.
Вторая часть банально проста. Homo научился возделывать почву, выращивать злаки и разводить животных. Он осел на местах, так как сразу, вместе с земледелием получил избыток пищевых ресурсов. Популяции стали рости. Вместе с ростом популяция стали усложняться отношения между членами общества ну, и до того что мы имеем сейчас.
Вот, коротко, о нашем стереотипе.
И вот теперь, в свете последних открытий, возникает вопрос. А был ли дикарь на самом деле дикарем? Верно ли то, что мы думаем о нем, о том времени и о его образе жизни?
В первую очередь стоит обратить внимание на саму временную шкалу Homo. С земледелием все более менее понятно. Даже если данные где-то усреднены, то это не имеет огромной разницы в соотношении с периодом Homo-дикаря. 11 000 -12 000 лет. Т. е. по сути, вся наша цивилизация человека именно разумного вмещается в этот небольшой промежуток времени. 12 000 лет от первого семени в землю до полетов в космос. Собственно, почему я пишу небольшой?
"Самые древние из известных нам остатков материальной культуры — каменные орудия, найденные в восточно-африканском Хадаре. Благодаря наиболее совершенным способам определения возраста может оказаться, что им 3,1 миллиона лет. Одно из этих орудий использовалось для производства другого, что является уникальным отличительным признаком деятельности человека, и это, возможно, единственная причина, по которой данные предметы можно классифицировать как произведенные человеком."
Смотрите, 3 миллиона лет назад, Homo уже додумался делать орудие труда, другим орудием труда!
Ну да ладно, обезьянки игрались с камушками... Но исследования археологов Джона Фоулетта, Томаса Винна и других, начиная с 80-х годов прошлого века, доказали, что интеллект Homo-дикаря был по крайней мере не ниже нашего, уже два (2) миллиона лет назад.
И так, что мы имеем. На одной чаше весов 2 миллиона лет жизни Homo-дикаря, который только и делал все это время, что занимался выживанием, и на второй чаше весов 12 000 лет современной цивилизации. (справедливости ради, нужно отметить, что к оседлому виду жизни Homo пришел немного раньше, чем занялся земледелием, но об этом будет позже.)
Сама по себе эта колоссальная разница в периодах наталкивает на многие размышления. Как? Как смог Homo выжить в тех условиях такое продолжительное время? Если даже за последних 12 000 лет мы ставили себя несколько раз на грань уничтожения...

p. s. Да, кстати. Все о чем я буду писать, это исключительно научные данные. Я могу позволить сделать себе некоторые выводы на основе данных фактов, о чем непременно буду сообщать, что это мое ИМХО.
 
Последнее редактирование:

Prohozhii

Banned
Регистрация
11 Дек 2011
Сообщения
1,682
Поблагодарили
1,100
Город
Хреноград
Археология это конечно хорошо, но по одним находкам невозможно воссоздать весь образ жизни тех, кто жил в те дикие времена. Можно строить догадки и создавать теории, и, в конце концов, мы имеем то что имеем - стереотип Homo-дикаря. Вот тут на помощь и приходят этнологи, палеоботаники, этноантропологи и т.д.

На данный момент на Земле еще сохранились представители примитивных племен охотников собирателей. Кто-то из них, по уровню существования находятся в раннем палеолите, кто-то в позднем, завершив свой кочевой образ жизни. Так же, существуют ряд неконтактных племен, о которых сведения очень скудны.

Именно изучение образа жизни представителей этих племен и проливают хоть какой-то свет на образ жизни людей тех далеких времен, потому как образ жизни существующих племен мало изменился за все это время. С сожелением нужно отметить, что "цивилизация" постепенно проникает и в эти удаленные уголки мира, хотя и не все племена с радостью воспринимают эти новшества, а некоторые и вовсе отвергают.

Скажу откровенно, чем глубже я погружаюсь в изучение материалов, тем больше понимаю, что наше, человеческое понимание жизни того времени находится на уровне развития археологии XVIII века. Т. е. это понимание вообще никакое. Самое страшное то, что на основе этого "никакого" понимания уже построено множество теорий которые многое "объясняют" в нашей жзизни и в нашем поведении, что, ИМХО, наносит непоправимый вред пониманию реальных процессов и проблем современного человека. Радует то, что "За последние десятилетия, благодаря работам таких ученых, как Ричард Ли и Маршал Салинс, этот идеологизированный взгляд на прошлое полностью опровергнут. В антропологической традиции произошел настоящий переворот, повлекший за собой весьма важные выводы."

Хочу с камрадами посоветоваться по поводу того, как будт выглядеть данная ветка. Мое желание таково: я буду по мере возможности подбрасывать сюда часть фактов о жизни этих племен, что считаю нужным, для понимания их образа жизни, ссылки на документальные фильмы, которые стоит посмотреть. Так же информацию по практическим моментам этой самой жизни (что, я так понимаю, больше интересует камрадов). Ролики с Ютуба от примитивистов-реконструкторов (что-то их стало слишком много уже в последнее время). Ну и обсуждения как практических моментов, так и общих, касающихся всего образа жизни примитивных племен.
 

begemot

Выживальщик
Регистрация
1 Фев 2014
Сообщения
2,365
Поблагодарили
1,351
Город
Север
По мне - очень интересная тема. Я копал ее сначала в одном направлении - искал в разных культурах наиболее эффективные инструменты, чтобы собрать себе набор аналогов из современных и наиболее качественных материалов. Пример - зубило по камню со вставкой из карбида вольфрама. Все вроде собрал, обогнал предка. Однако, высокотехнологичного инструмента (ретушера) для тонкого отжима каменных пластинок найти не удалось. Пришлось пилить лосиный рог. Увлекся темой, разделил поиски на два направления: материалы и технологии. Пример материалов: клей из смолы для посадки наконечников стрел. Пример технологий: выделка шкур. И материалы, и технологии выбираю по соотношению простота/доступность/качество. Некоторые штуки пытаюсь попробовать своими руками. Это, кстати, самое интересное.

Если Вы готовы провести первичную фильтрацию (некоторые документальные фильмы и статьи излишне тенденциозны, некоторые авторские реконструкции - бесполезны) предоставляемых материалов по теме - низкий Вам поклон. А если будет и комментарий зачинателя темы - вообще здорово.
 

Prohozhii

Banned
Регистрация
11 Дек 2011
Сообщения
1,682
Поблагодарили
1,100
Город
Хреноград
Если Вы готовы провести первичную фильтрацию (некоторые документальные фильмы и статьи излишне тенденциозны, некоторые авторские реконструкции - бесполезны) предоставляемых материалов по теме - низкий Вам поклон. А если будет и комментарий зачинателя темы - вообще здорово.
Да, много фильмов просто реально не интересны в плане информации, а некоторые даже вредны для понимания процессов. Кстати и на ютуб-каналах есть ролики с я вными не простительными косяками. Так что буду стараться предлагать то, что, по крайней мере, на мой взгляд, является полезным и интересным.
 

begemot

Выживальщик
Регистрация
1 Фев 2014
Сообщения
2,365
Поблагодарили
1,351
Город
Север
.... некоторые даже вредны для понимания процессов.

Золотые слова. Там либо патриот-археологи, либо жулики херню городят. В дебилов-археологов, способных продюссировать раскопки и фильмообразование я не верю.
 

Prohozhii

Banned
Регистрация
11 Дек 2011
Сообщения
1,682
Поблагодарили
1,100
Город
Хреноград
И так. Что предстовляет из себя типичный представитель примитивного племени охотника-собирателя? Как ни странно, это человек, не нуждающийся в пище и имеющий изобилие всего что ему нужно. Хочется остановиться на самом термине "изобилие". Он довольно сложен в понимании для простого человека, который, из-за сложности, пытается проецировать "свое понимание" изобилия на нашего примитивного представителя племени. Можно ли сказать, что современного "цивилизованого" человека окружает изобилие? Я думаю что можно. Можно ли сказать, что современный человек владеет этим изобилием? Вот тут, думаю, ответ будет отрицательным. В большей степени, среднестатистический человек не может получить то изобилие, которое его окружает. Все это связано с тем, что "изобилие" характеризует образ жизни того, к кому этот термин применяется. Т. к. примитивные охотники-собиратели вели (и ведут) кочевой образ жизни, то образ жизни их был прост до предела. Все чем они владели, умещалось в небольшую карзину, которая закреплялась за спиной. Он мобилен и имеет минимум вещей. При чем, этот минимум вещей мог быть изготовлен в любом месте из того что было под рукой. Ему нет смысла тягать с собой то, что он может изготовить на месте. Можно ли с этим понимание сказать, что он владеет всем "изобилием" что его окружает? Думаю можно.
" Они не знают, как ухаживать за своими вещами. Никому даже не приходит в голову располагать их в порядке, сушить или чистить, вешать или складывать в аккуратные стопки. Если они ищут какую-то определенную вещь, то беспорядочно перерывают все в своих корзинках, наполненных месивом из всякой всячины. Более крупные предметы, которые свалены в кучу в хижине, они таскают туда-сюда, не боясь их повредить. У европейского наблюдателя создается впечатление, что эти индейцы (яган) не ценят никаких вещей и как будто совершенно забыли об усилиях, потраченных на их изготовление". В самом деле, никто особо не держится за свое добро и пожитки, которые, какими бы они ни были, часто с легкостью теряются и с такой же легкостью заменяются другими... Индеец никогда не заботится о вещах, даже если для этого имеются все условия. Европейцу остается только покачать головой при виде того безграничного безразличия, с которым эти люди волочат по грязи или отдают на растерзание детям и собакам совершенно новые вещи, хорошую одежду, свежие продукты и различные
ценные изделия... Дорогими вещами, которые им дают, они любуются в течение нескольких скольких часов, пока не прошло любопытство. После этого они бездумно оставляют их портиться в грязи и сырости. Чем меньше они имеют, тем удобнее им путешествовать, и в случае, если что-то сломалось,
они это заменяют. Таким образом, они полностью равнодушии» к материальной собственности" (Gusinde, 1961, р. 86-87).

Что касается достатка пищи... Это тот краеугольный камень всех споров, которые основаны опять же на нашем не верном представлении жизни этих людей. Возьмем тех же бушменов или аборигенов Австралии. Я специально беру племена которые на даннй момент поставленны в худшее положение из всех что только можно в плане территории пригодной к выживанию, и не только из-за тяжелого климата, но и в большей степени из-за действий человека "разумного", который очень сильно изменил окружение представителей данных племей и, зачастую, выдавил из из обычной среды обитания в места, которые на много хуже тех, в которой они проживали раньше. Что мы имеем в итоге?
"Первое и наиболее очевидное заключение состоит в том, что труд этих людей не изнурителен. Время, затрачиваемое человеком на добывание и приготовление пищи, в среднем составляло 4-5 часов в день. Второе: они работают не непрерывно. Проблема добывания пищи не стоит перед ними постоянно; временами они добывают достаточно, чтобы снабдить себя впрок, благодаря чему у них остается масса времени, которое они могут проводить, ничего не делая. В сфере производства средств жизнеобеспечения, так же как и в других сферах, мы сталкиваемся с добыванием отдельных предметов, круг которых ограничен. При охоте и собирательстве запас подобных предметов пополняется нерегулярно, соответственно и распорядок работы оказывается
неустойчивым. Третья характерная черта охоты и собирательства, которую невозможно вообразить, исходя из имеющихся ранее представлений: создается впечатление, что эти австралийские аборигены скорее недоиспользуют свои объективно существующие экономические возможности, чем исчерпывают трудовые усилия и имеющиеся в их распоряжении ресурсы до предела возможного.
Количество пищи, собираемой за день, во всех случаях могло бы быть большим. Хотя поиск еды был для женщин работой, которая продолжалась без конца день за днем (однако см. рис. 1.1 и 1.2), отдыхали они довольно часто, не проводя все дневное время в поисках и приготовлении пищи. Работа по добыванию пищи у мужчин была менее регулярна, и если в один день им
доставалась хорошая добыча, они зачастую отдыхали весь следующий день. Возможно, неосознанно они сопоставляют преимущества большого запаса пищи с усилиями, необ ходимыми для ее добывания, и, возможно, они сами решают, какое количество считать достаточным, и останавливаются, когда
добывают его" (McArthur, I960, р. 92).
Однако, нужно отдать должное, эти люди имеют просто энциклопедические знания о всей флоре и фауне, что окружает их. И это не удивительно. Несколько миллионов лет проб и ошибок дали им просто огромный багаж знаний о том, что для них полезно, а что нет. Сравните с тем промежутком времени за который мы, практически, все растеряли... Эти люди обладают феноменальной памятью и наблюдательностью.
Вот что писал один из не многих русских исследователей Австралии А. И. Ященко в своем дневнике:" Кстати, относительно трэкеров. Австралийская полиция обратила свое особое внимание на необыкновенное развитие наблюдательности у туземцев, для которых, впрочем, это качество является простой насущной необходимостью, принимая во внимание скудность их природы и явную для всего живого потребность добывать питье и пищу. Австралийский туземец, живущий на границе пустыни и даже в самой пустыне, представляет собою человека с особыми качествами. Он бесспорно умен - слова Зица, сообразителен, иногда горд и царски величав - слова Мадлея, чему способствует при хорошей пище их красивое телосложение, в котором напрасно отказывают ему некоторые исследователи. Он в то же время обладает зоркостью и наблюдательностью.
Там, где европеец не увидит при самом тщательном рассматривании и следа каких-либо изменений на почве от шагов прошедшего человека или животного, австралийский трэкер идет как по нитке, время от времени указывая на доказательства правильности его следования. Для этого ему достаточно чуть заметной вдавлины от каблука на каменистой даже поверхности, слегка свороченного камешка, задетой и содранной слегка коры на дереве или надломанного стебелька травы, клочка пряжи от костюма, едва видного и ничтожного, и т. п. При мне мистер Мадлей получил телеграмму от своего агента, преследовавшего по пятам какого-то преступника. Эту телеграмму он любезно прочел мне; из нее я узнал, что трэкеры вели полицию по верным следам скакавшей кованой лошади на протяжении 40 миль разнообразной местности- австралийского буша, скреба и пустыни. Память мне иногда изменяет, а своевременно я не был внимателен (ниже будет видно почему), но в телеграмме стояла цифра, кажется, даже не 40, а 400 миль. Но оставим первую цифру, которая безусловно мала, так как я пишу только про часть пути преследования. 40 верст точного следования по следам, незаметным нашему глазу, это было бы невероятно и непостижимо, если бы не было тому ясных доказательств. "
Как видите, все эти факты, в совокупности, уже не дают нам никакого права говорить о том, что эти люди выживали. Они жили, полной жизнью, окруженные изобилием соответствущем их достатку.
(Я прошу правильно меня понять, по столь долгому вступлению. Без общей картинысложно понять смысл действий и образа жизни этих людей. Поверьте, осталось немного и прошу вас, немного потерпеть. Я и так стараюсь кратко описать все, что то же не есть правильно)
 

Prohozhii

Banned
Регистрация
11 Дек 2011
Сообщения
1,682
Поблагодарили
1,100
Город
Хреноград
Немного практики.
Есть у меня одна привычка. Когда гуляю по лесу, я на ходу изучаю свойства различных растений на предмет применения их в качестве веревки. Однажды весной нарвался я на прошлогодние сухие растения высотой метр и чуть больше. Я долго не мог определить что это за растение. Помнится, я тут года два или три тому, тоже задавал вопрос по его определению. В общем тогда то же ни к чему не пришли.
4e1bf8ac958590ce755c1a61de66c5f7-full.jpg

Понравилось он тем, что в сухом виде давало изумительно цельное и длинное волокно, которое замечательно очищалось от тресты и при этом было очень крепкое. Из него получалась замечательная веревка.

Совсем недавно, я все же определил что это за растение...

"Н.Мелешко «Мешки из донника» журнал «Колхозное опытничество», №9, 1935г.
В прошлом году, в управление льна и конопли НКЗ СССР агроном-сахарник с Украины принес новую веревку. Веревка эта привлекла всеобщее внимание – ее щупали, мяли, внимательно рассматривали, и никто не мог догадаться, из чего она сделана. Волокно было очень крепкое, и веревка отличалась большой прочностью.
Волокно для этой веревки было получено из старой, зимовавшей под снегом соломы донника. Легко представить, какую веревку можно изготовить из донникового волокна, если эта солома получит правильную обработку! Веревка будет, без сомнения, долговечной. На Украине в свеклосовхозах Черниговской и Киевской областей (Яготинский, Ново-Быковский и другие районы), уже давно изготовляют веревки из волокна, полученного из соломы донника обмолота его на семена.
Другой случай использования донника для волокна был описан в прошлом году в газете «Красная Чувашия». Лет 15 назад участковый агроном Урманского района Петров, ныне старший агроном Урманской МТС выписал из Казани семена донника, которые 10 лет валялись в мешках сельсовета. Лет 5 назад семена посеял в Ковалях т.Туимедов, ныне контролер-наблюдатель Госкомиссии урожайности. Донник использовался колхозом на корм скоту. В 1932 г. колхозники срезали верхушки донника на семена. Грязной осенью кто-то бросил около порога сноп донника – вытирать ноги. Колхозный сторож т. Аванов заметил, что от сырости и вытирания ног сноп измочалился и указал на это полеводу т. Егорову. Егоров взял сноп домой, держал 17 дней в лохани и получил волокно. Из волокна сделали мешок, послали его в Наркомзем.
В нынешнем году мы имеем значительные площади донника и можем широко испытать изготовление грубого волокна из соломы донника после уборки его на семена. Хаты – лаборатории и колхозники – опытники должны проследить, чтобы эту солому не сожгли и не сгноили. Определенных способов обработки донникового сырья пока нет. Обычно пользуются кустарным способом – тереблением на ручной льнотеребилке.
Новосибирск, Сибирский институт животноводства"

Примечательно, что и у Верзилина при его описании в качестве целебного расстения, упоминается про волокно.

В общем, пользуйтесь на здоровье.
IMG_20180413_151157_886.jpg

IMG_20180413_151402_318.jpg


Волокно

IMG_20180413_151641_055.jpg

IMG_20180413_152202_698.jpg

IMG_20180413_153229_406.jpg


Субъективно, эта веревка на разрыв держит кг 5-7.
В дальнейшем можно выдубить ее в настое коры дуба, для большей крепости и для защиты от гниения.
 

begemot

Выживальщик
Регистрация
1 Фев 2014
Сообщения
2,365
Поблагодарили
1,351
Город
Север
Как видите, все эти факты, в совокупности, уже не дают нам никакого права говорить о том, что эти люди выживали. Они жили, полной жизнью, окруженные изобилием соответствущем их достатку.

Если хватало времени и сил на макияж, пляски, изготовление украшений, музыкальных инструментов, дизайнерской одежды и посуды (черепки горшков разных культур различаются узорами), создание наскальных рисунков - точно не "выживали". Можно сказать - жили и в хрен не дули.

Про бушменов. Эти как раз поимели профит от пришествия белого человека, т.к. местные черные (гереро и т.д.) их черными не считали (бушмены скорее желтые, чем черные) и жестко их прессовали. Поэтому они и прятались в местах, где жить невозможно. С приходом белых "бусики" первые пошли на службу к бледнолицым - проводниками, следопытами, разведчиками, егерями. Нигде не могу найти в хорошем качестве на диске "Наверно боги сошли с ума"....
 
Последнее редактирование:

Braven

Banned
Регистрация
29 Мар 2018
Сообщения
219
Поблагодарили
508
Город
Сибирь
Из крапивы тоже получается прекрасное волокно. Из него хоть верёвки вей, хоть на одежду пряди. Кстати в сети можно запросто найти ткани из крапивного волокна, только стоит оно недёшево.
 

Prohozhii

Banned
Регистрация
11 Дек 2011
Сообщения
1,682
Поблагодарили
1,100
Город
Хреноград
Braven, волокна можно получить и из кипрея, конопли, даже из сосновых иголок. Просто из все что я пробовал, с донником меньше всего возни. Скажем между первой и последней фотографией разница 22 минуты.

черепки горшков разных культур различаются узорами
Кстати, по керамике интересный момент. Она появляется в большей степени только на локальных стоянках. Т. е. уже при одомашнивании человека. Историки говорят, что неолитическая революция дала толчек к развитию знаний и технологий. Мое ИМХО. В свете описанного выше, не вижу никакого смысла кочевым племенам утруждать себя тяганием нифига не легких глиняных горшков.
 

Крон

Banned
Регистрация
6 Ноя 2016
Сообщения
5,799
Поблагодарили
3,461
Город
МСК
В свете описанного выше, не вижу никакого смысла кочевым племенам утруждать себя тяганием нифига не легких глиняных горшков.
А готовить в чем? воду кипятить? каши там/похлебки? ЧТоб сразу на всех - раз и - Обед готов, садись жрать пожалуйста!
 

begemot

Выживальщик
Регистрация
1 Фев 2014
Сообщения
2,365
Поблагодарили
1,351
Город
Север
Из крапивы тоже получается прекрасное волокно. Из него хоть верёвки вей, хоть на одежду пряди. Кстати в сети можно запросто найти ткани из крапивного волокна, только стоит оно недёшево.

Так и настоящие, вечные сказки не из пальца высасываются. Рубахи из крапивы для братьев-лебедей, например.
 

Prohozhii

Banned
Регистрация
11 Дек 2011
Сообщения
1,682
Поблагодарили
1,100
Город
Хреноград
Крон, так и сейчас не пользуются ими) Может каши не варят?)
 

begemot

Выживальщик
Регистрация
1 Фев 2014
Сообщения
2,365
Поблагодарили
1,351
Город
Север
Кстати, по керамике интересный момент. Она появляется в большей степени только на локальных стоянках. Т. е. уже при одомашнивании человека. Историки говорят, что неолитическая революция дала толчек к развитию знаний и технологий. Мое ИМХО. В свете описанного выше, не вижу никакого смысла кочевым племенам утруждать себя тяганием нифига не легких глиняных горшков.

А они и не тягали. Пришли на сезон, нафигачили себе всякой байды кухонной по-быстрому (ибо, если смотришь материалы настоящих реконструкторов, это все делается довольно быстро), побросали в конце сезона и ушли на новое место жительства. Узоры на горшках - чисто подгон бабам. Как розовый чехол на айфон.
Охотники, в отличие от скотоводов, не перемещались постоянно, как лопари за своими оленями. Создавали стоянки, по отбросам коих мы о них и знаем.

Кстати, посуда глиняная первично не использовалась для "варки", "кипячения" в силу неотработанности технологического процесса. Да и мишленовских звезд кулинарам тех лет не давали.
Это емкости хранения: меда, воды, жира, сырого или обжаренного мяса, орехов, семян. В регионах, где поиск качественной глины и ее естественное отвердевание (мы пока не говорим об обжиге), в силу разных причин были недоступны, использовались другие методы хранения: плетение из плоских древесных волокон (лыко, береста), выдалбливание из деревяшек.
 
Последнее редактирование модератором:

Prohozhii

Banned
Регистрация
11 Дек 2011
Сообщения
1,682
Поблагодарили
1,100
Город
Хреноград
Охотники, в отличие от скотоводов, не перемещались постоянно, как лопари за своими оленями. Создавали стоянки, по отбросам коих мы о них и знаем.
Охотники (не все) осели в позднем палеолите, на местах с избыточной ресурсной базой. Вот тогда и начались замесы по поводу дележа мест )))) Как только появилась частная собственность, появились желающие ей воспользоваться. Т. е. по факту, остановка на месте и дала толчок к созданию того, что мы имеем сейчас.
 

Крон

Banned
Регистрация
6 Ноя 2016
Сообщения
5,799
Поблагодарили
3,461
Город
МСК
Это емкости хранения: меда, воды, жира, сырого или обжаренного мяса, орехов, семян. В регионах, где поиск качественной глины и ее естественное отвердевание (мы пока не говорим об обжиге), в силу разных причин были недоступны, использовались другие методы хранения: плетение из плоских древесных волокон (лыко, береста), выдалбливание из деревяшек.
НЕ без этого, вроде как у шумеров находили глиняные сосуды - если не путаю именно с зерном (ячмень кажись), логичная защита от грызунов.
А в плане обжига -думается с появлением огня - этот процесс должен был волей -неволей быстро возникнуть. Просто керамика ИМХО возрастом 50-100 тыс лет (и более) тупо не сохранилась.

---------- Сообщение добавлено в 23:09 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 23:01 ----------

Охотники (не все) осели в позднем палеолите, на местах с избыточной ресурсной базой. Вот тогда и начались замесы по поводу дележа мест )))) Как только появилась частная собственность, появились желающие ей воспользоваться. Т. е. по факту, остановка на месте и дала толчок к созданию того, что мы имеем сейчас.
Думаю все сложнее были, и многих процессов (особенно далеких) мы просто не понимаем. Да и не очень далекие тоже.
Ездил тут под Переславль Залесский (ярославская обл), обратил внимания на не славянские названия , копнул - оказались Марийские. Ну и первое - где Переславль, и где Мари-Эл. (не фигово - 1000 км) , но дальше веселее , это Марийское племя (Меря) поперли отсюда, вовсе не Вятичи, которые рядом (Моск Обл), а Кривичи - Смоленская обл. Не хреново так Кривичи решили прошвырнуться? Зачем? Что это? Почему? Как это понять то? Почему это Вятичи например допустили?
 

begemot

Выживальщик
Регистрация
1 Фев 2014
Сообщения
2,365
Поблагодарили
1,351
Город
Север
Охотники (не все) осели в позднем палеолите, на местах с избыточной ресурсной базой. Вот тогда и начались замесы по поводу дележа мест )))) Как только появилась частная собственность, появились желающие ей воспользоваться. Т. е. по факту, остановка на месте и дала толчок к созданию того, что мы имеем сейчас.

Это очень мутный в истории период. Вроде и максимально близкий, но реальных материалов немного. Завидки берут. Люди с нашим объемом мозга (есть исследования, что и побольше мозгов было), но гораздо более реактивные и динамичные резвились на абсолютно экологически чистой планете в условиях глобального потепления после отступления ледника целых 30 000 лет. Тридцать веков. Вот это был кайф!!! Понятно, почему они не образовывали цивилизации. На хера им были правительства и депутаты...
 

Prohozhii

Banned
Регистрация
11 Дек 2011
Сообщения
1,682
Поблагодарили
1,100
Город
Хреноград
Думаю все сложнее были, и многих процессов (особенно далеких) мы просто не понимаем. Да и не очень далекие тоже.
На счет примитивных племен проще. Еще есть те, изучая которых, при верной интерпретации, можно многое понять. Вопрос только, нужно ли это понимание )))) Оно коренным образом ломает все представление о нашей нынешней жизни. Лично я был просто шокирован, конда начал серьезно изучать эту тему. А ведь начиналось просто с их примитивных умений которые могут помочь в тяжелые времена... А тут от оно как...
Кстати по Кривичам... Я же тут живу, практически в их гнезде. ))) Недавно до меня дошло значение курганов ) И кстати, топонимика тоже совершенно не их. Чистейшая балтская. Но что еще более удивительнее, очень много находок по скандинавии. При чем местами локально. Т. е. у меня есть мнение что мы оперируем еще одним мифом )

---------- Сообщение добавлено в 23:18 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 23:17 ----------

Понятно, почему они не образовывали цивилизации. На хера им были правительства и депутаты...
Вот самая верная мысль! ))))) Тем не менее мы до этого скатились. Банально до рабства во всех его проявлениях)
 
Сверху